Файл: Введение Глава Общие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Общие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации………………………………………………………...….7

1.1. История возникновения и развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации………………………………………...…7

1.2. Характеристика государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на современном этапе, виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению…………………………….…..17

Глава 2. Правовое регулирование и вопросы дальнейшего развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации...........28

2.1. Законодательство Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении на современном этапе………………………………28

2.2. Перспективные направления развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации……………………….….36

Заключение………………………………………………………….…….43

Список использованных источников…………………………….………45

Введение
Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы определяется в первую очередь тем, что государственное пенсионное обеспечение является важнейшим, одним из ключевых направлений работы современного демократического государства, в котором функционируют институты гражданского общества и которое заботится о каждом члене этого общества.

Согласно официальным данным Росстат, по состоянию на 2020 год в Российской Федерации насчитывалось 36 710 000 пенсионеров1, то есть почти треть населения нашей страны являются пенсионерами, ради блага которых должно работать государство.

Несмотря на то, что такое большое количество граждан России являются пенсионерами, в сфере государственного соцобеспечения граждан имеет место множество различных проблем, изучению которых посвящена настоящая дипломная работа.

Проблемы пенсионного обеспечения стоят в нашей стране достаточно остро, о чем пойдет в соответствующих параграфах данной работы, и государству необходимо обращать на такие проблемы внимание и решать их, поскольку Российская Федерация, будучи демократической страной, гарантирующей защиту прав, интересов, свобод человека и гражданина, должна прикладывать усилия к тому, чтобы население страны было надлежащим образом обеспечение необходимым уровнем материальных благ, а граждане, которые в силу тех или иных жизненных обстоятельств, имеют право на получение пенсий, должны находиться в зоне повышенного внимания со стороны государства, так как они наиболее нуждаются в социальной поддержке.


Особое значение изучения темы настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что вопросы государственного обеспечения пенсионеров затрагивают фактического каждого гражданина РФ, соответственно, развитие системы пенсионного обеспечения и повышение уровня жизни людей является направлением государственной социальной работы, которое нужно всем. Изучая в настоящей дипломной работе вопросы государственного пенсионного обеспечения необходимо сделать акцент именно на высочайшую общественную значимость данной тематики, что является ключевым фактором в демократическом государстве.

Как отмечает М.В. Левшук, в правовой науке общепризнано, что пенсионное обеспечение является самым значимым видом социального обеспечения по числу его субъектов и по объему расходуемых на него денежных средств1.

При этом подход, согласно которому государственное пенсионное обеспечение является важнейшим компонентом жизни страны используется во всех развитых странах мира, система пенсионного обеспечения это неотъемлемая часть правового государства и его социального уклада.

Одним из ключевых моментов, на которые необходимо обратить внимание, является проведенная в 2018 году принципиальная пенсионная реформа: принят Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»2 в силу которого мужчины имеют права на пенсию с 65 лет, женщины – с 60 лет.

Указанная поправка в законодательство вызвала колоссальные споры в российском социуме.

Учитывая это, при исследовании темы пенсионного обеспечения представляется необходимым рассмотреть действующее законодательство России, которое регламентирует вопросы ее функционирования, так как именно посредством принимаемых законов и их применения на практике и осуществляется государством пенсионное обеспечение граждан, достигается социальная справедливость, претворяется в жизнь та самая социальная роль государства в предоставлении пенсионерам необходимого обеспечения, о чем говорилось выше.

Помимо изложенного, считаем необходимым сказать, что гарантией обеспечения каждому человеку надлежащего уровня благосостояния является именно пенсионная система, что особенно актуально для тех граждан нашей страны, которые оказываются в тяжелых жизненных обстоятельствах и не имеют без содействия государства возможности сами обеспечивать свое существование.



Таким образом развитие государственного пенсионного обеспечения находится в сфере интересов каждого члена общества, как тех, кто уже получает пенсии и зависит от их получения напрямую, так и тех, кто в текущий момент не обладает правом на получение пенсий, однако на данную категорию граждан также распространяется пенсионное законодательство.

Учитывая вышеизложенное, тема настоящей работы является актуальной.

Объектом исследования является государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации, перспективные направления его развития.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Цель исследования: провести всестороннее изучение государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его содержания, и определить перспективные направления его развития.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:

1) изучить историю развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

2) провести анализ государственного пенсионного обеспечения, его содержания, в Российской Федерации на современном этапе;

3) проанализировать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации и практику их применения;

4) выявить актуальные проблемы в области государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

5) определить перспективные направления развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Методологической основой исследования являются такие используемые в научной работе методы исследования, как: сравнительный метод, аналитический, исторический, логический, методы дедукции и индукции.

Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение.


Теоретическую базу исследования составляют работы таких ученых-исследователей, как Демидова И., Истомина Е.А., Кожевников А.А., Габай П.Г., Карапетян Р.Ю., Лунгу Е.В., Напсо М.Б., Пешкова Х.В., Комиссарова Т., а также других исследователей, труды которых были посвящены проблемам государственного пенсионного обеспечения.

Структура исследования определена его темой, задачами и целями. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, а также заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общие вопросы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

1.1. История возникновения и развития государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации
В ходе изучения вопросов государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, и, первая тема, которую необходимо исследовать это то, каким образом возникло у нас в стране обеспечение пенсионеров и каким образом данная система государственного обеспечения развивалась.

Как справедливо отмечает Г.П. Дегтярев1, если мы не изучим процессы возникновения, становления, развития, преобразования пенсионного обеспечения в нашей стране, мы не сможем выявить наличествующие в наши дни проблемы государственного обеспечения пенсионеров и определить перспективные направления развития данной системы, что является одной из задач настоящей работы.

Учитывая это, необходимо первый параграф дипломной работы посвятить рассмотрению истории возникновения и развития пенсионного обеспечения.

Как отмечает Левшук М.В., теоретическая разработка понятия «социальное обеспечение» началась только в советскую эпоху, в российской юриспруденции XIX – начала XX в. такого понятия не существовало2.

Первым, основополагающим для России государственным законодательным актом, который регламентировал вопросы пенсионного обеспечения является положение Морского Устава, внесенное указом Императора Петра I от 13.01.1720, которое, как следует и из самого названия данного документа, касалось практически только морских чинов.

При этом положения данного устава в будущем стали распространяться и на другие виды государственной службы в России и существовали вплоть до принятия в 1827 году Пенсионного Устава в незначительными изменениями.

Стоит отметить, что таким важным характерным признаком указанного документа являлись те обстоятельства, что он ввел существовавшее у нас в стране на протяжении практически всего 18 века различие в государственных подходах к правовому регулированию пенсий, предоставляемых вдовам и сиротам.


Указанные различия в случае соблюдения определенных условий, рассматривалось как очень важное, неотъемлемое право всех рабочих людей и по сути своей являлось настоящим пенсионным обепсечением в нашем государстве, которое зависело полностью от воли властей страны.

Стоит отметить, что подобное различие в подходах к пенсионному обеспечению наблюдалось даже в упомянутом выше Пенсионном уставе, который функционировал уже в 19 веке.

Также следует подчеркнуть, что в тот период законодательство России обладало такой особенностью, что государственное финансирование, выделяемое на обеспечение нужд вдов и сирот выделялось из таких же источников как и источники, из которых производились выплаты жалования служащим.

При этом во времена Петра Первого положения Морского Устава стали применяться также и касательно вдов и сирот, а также погибших офицеров-иноземцев, которые служили в сухопутных войсках.

Соответствующие суммы выплат денежных средств в те времена получались из сумм, которые оставались в результате недокомплекта армейских и гарнизонных полков, кроме того брались и вычеты на госпителя, которые принимались из жалования.

Впоследствии указанные выше правила Морского устава стали применяться также к мастерам Сестрорецкого завода, к служащим, работающим в Академии навигационных наук, так как указанные организации функционировали для нужд флота и состояние флота во многом зависело от функционирование этих организаций.

Стоит отметить, что расходы на указанные новые нужды производились из тех-же средств, где работники указанных учреждений получали жалование, при этом вдовы помещались в монастыри.

Впоследствии в 1758 году было принято положение, которое по своему содержанию во многом соотвествует Морскому Уставу, однако распространяет свое действие на сухопутные войска.

Важным следующим этапом развития отечественного правового регулирования в области пенсионного обеспечения граждан является эпоха царствования Императрицы Екатерины II при которой государственные подходы к предоставлению людям пенсий претерпели существенное изменение в лучшую сторону, были введены два новых важных подхода к данной области деятельности государства и касались они обеспечения для служащих, ушедших в отставку, а также для людей, которые являлись членами их семей.

Ранее, до эпохи царствования Императрицы Екатерины II государственное пенсионное обеспечение у нас в стране распространялось только на семьи умерших служащих, или служащих, погибших, а также тех служащих, которые получили увечья и понесли заболевания, в результате которых для них стало невозможным продолжение несения службы.