Файл: Исследование психологических детерминант феномена застенчивости 19.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.С. Горбатенко пишет, что одна из базовых человеческих нужд – это потребность в общении и признании. У стеснительного человека необходимость общаться вызывает определённые трудности. То, что для других естественно, для него становится проблемой. Ему неудобно просить о помощи, устанавливать контакты с новыми людьми, он может ощущать сильную скованность и смущение, находясь в обществе. Чрезмерно стеснительными бывают и взрослые, и дети. Возрастная особенность у малыша в некоторых случаях переходит в устойчивую черту характера11.
В некоторые периоды роста и развития застенчивыми бывают все ребятишки, хотя степень проявления этого свойства у них разная. Например, девочки чаще бывают стеснительными, чем мальчики. Это связано с их половой принадлежностью и особенностями воспитания. Иногда дети перерастают «стеснительный» возраст, а характер остаётся таким же. Дошкольник боится поднять глаза на взрослого или попросить что-нибудь для себя. Школьник стесняется поднять руку на уроке, подросток не решается познакомиться со сверстником противоположного пола, опасаясь отказа. Родителям и близким необходимо знать, почему ребёнок очень стеснительный и как ему помочь.
В 8-месячном возрасте малыши начинают испытывать «страх незнакомца», что является психологически обоснованным этапом взросления. Родственники и знакомые, к которым детки до этого спокойно шли на руки, нередко бывают обескуражены. Не стоит переживать и бить тревогу – это не стеснительность. Так малыш взрослеет, начиная ощущать свою автономность.
С года до трёх лет ребёнок доверяет близким и хорошо знакомым. Чужие люди вызывают у него тревогу и смущение. Вопрос, почему ребёнок стеснительный, не должен волновать родителей такого малыша. Мать и отец учат его знакомиться и осваиваться в новой обстановке, вселяя в крошку уверенность своим присутствием и поддержкой.
В три года или чуть позже большинство малышей начинает посещать детский сад. Одни карапузы спокойно привыкают к обстановке, другим ещё рановато что-то менять в своей жизни. Есть мальчики и девочки, которым детское учреждение в силу особенностей их характера и воспитания пока категорически противопоказано. Для стеснительного малыша новая обстановка – стресс12.
Недавний кроха пошёл в школу. Вот он впервые сидит за партой, затем становится подростком, старшеклассником. Слишком явное проявление сдержанности и нерешительности в этом возрасте говорит о том, что ребёнок страдает. Ему трудно проявлять спонтанность и активность, знакомиться с другими детьми. Тяжело сказать «нет» или настоять на своём. Необходимость подстраиваться под представления других людей и зависимость от их оценок препятствуют развитию собственных способностей и поиску личного призвания.
Что делать если ребёнок слишком стеснительный, о чём может говорить его неуверенность и страх, как родители могут помочь сыну или дочери преодолеть негативный опыт, мешающий вздохнуть полной грудью? Надо ли пытаться «перестроить» малыша, если он застенчив от природы? Эти вопросы всегда волновали родителей. Ответ на них кроется в индивидуальных особенностях несовершеннолетнего: характере, темпераменте, воспитании, окружении, обстановке в доме и так далее. Помочь чаду можно, но родители должны понять главное: благополучие ребёнка в большой степени зависит от них.
Формирование внутренней уверенности зависит от множества факторов. Скромность и стыдливость могут быть проявлением врождённого темперамента или определяться влиянием семейной среды, в которой живёт маленький человек. Робкие родители мечтают о бойком и озорном сыне, а у них растёт стеснительный ребёнок.
Контролирующие родители часто транслируют излишнюю строгость и авторитарный подход к воспитанию. Ребёнок окружён навязчивым вниманием и опекой, каждый его шаг проверяется. Родители такого типа самолюбивы и ориентированы на внешнюю оценку. Их ребёнок должен быть лучше всех, его настоящий внутренний мир взрослых не интересует. Вместо сопереживания – критика и оценка. Вместо искренней заинтересованности – указания на успехи и способности других детей13.
Противоположная сторона контроля, это чрезмерное потакание. Отсутствие чётких границ и недостаток эмоциональной поддержки – его основные признаки. Итог такого «воспитания» чрезвычайно похож на результат муштры с преобладающим контролем. Малыш воспринимает себя слабым и незначительным, страдает от чувства вины. Контролирующих родителей и взрослых с потворствующим стилем воспитания может волновать вопрос, почему ребёнок стеснительный, но, к сожалению, они редко понимают, что причина заключается в них самих.
Отдельно следует выделить влияние неблагополучной семьи. Возможно, в таком родственном окружении присутствует насилие, или родители страдают алкоголизмом. Вариантов много. Дети из таких семей уверены, что мир небезопасен, а они не заслуживают хорошего отношения. Чувство неловкости за свою семью отравляет им жизнь и заставляет сжиматься от стыда. Также формирование здоровой структуры «Я» подвергается опасности у тех ребят, которые потеряли родителей или были рано оторваны от матери.
Нужно поменять подход к малышу. Помогут близкие и доверительные отношения. Стоит научиться использовать в разговоре методики активного слушания и «Я-высказываний». Не надо восторгаться ребёнком по любому поводу, но за реальные, пусть и небольшие достижения надо хвалить. Полезно поручать ответственные дела и благодарить за их выполнение. Разговаривать нужно с уважением, даже если перед взрослым находится малыш. Нельзя повышать голос на ребёнка и сравнивать его с другими детьми. Пусть он убедится, что важен сам по себе, такой как есть, тогда его самооценка начнёт укрепляться
14.
Отцы часто даже больше чем матери переживают, что у них растёт стеснительный ребёнок. «Что делать?», – спрашивают они, особенно если речь идёт о мальчике. Папам сыновей нужно понять, что смелость и решительность не появятся по желанию или по воле взрослого. Для формирования подобных свойств характера, ребёнку нужна родительская поддержка. Отец всегда должен быть на стороне своего малыша, не ругать его за трусость, а защищать, быть опорой. Тогда ребёнок постепенно преодолеет свою робость и в будущем станет мужественным и смелым, как папа.
Итак, личность каждого человека уникальна. Дети не исключение. Родители ошибаются, расходуя энергию и время на «переделывание» маленького человека. Он никогда не будет в точности соответствовать ожиданиям, потому что у него свой путь. Мудрые родители не лелеют мечты об идеальном карапузе, они внимательны к своим реальным детям, знают их потребности и приходят на помощь когда это необходимо. Они знают, почему ребёнок стеснительный или слишком активный, так как отзывчивы к любым его особенностям. В атмосфере доверия и дружбы раскрываются даже цветы, поэтому главный совет взрослым – относиться к детям серьёзно и уважительно.
2. Эмпирическое исследование психологических детерминант феномена застенчивости
2.1 Психометрическая характеристика методики
В основе проведенного исследования лежит диссертация Чечулиной Ксении Сериковны «Преодоление застенчивости детей в условиях специально организованного обучения».
Для разработки психодиагностической методики, с целью изучению психологических детерминант феномена застенчивости была сформирована выборка (n = 20; возраст 5-15 лет).
В соответствии с теоретическими представлениями, целями и задачами исследования был сконстурирован личностный опросник – «МДЗ» («Методика диагностики застенчивости»), позволяющий надежно зафиксировать уровень выраженности застенчивости.
Произведен отбор методик, позволяющий выявить индикаторы застенчивости: «Факторный личностный опросник» Р. Кеттелла, «МИС» В.В. Столина, «ДМО» Т. Лири, «СМОЛ» В.Г. Козюля.
Психометрическая характеристика методики.
1. Выборка стандартизации (n=20, возраст от 5 до 15 лет. Средний возраст 10 лет).
2. Надежность.
2.1. Внутренняя согласованность пунктов методики оценивалась средствами корреляционного анализа: был получен коэффициент альфа Кронбаха равный 0, 96, что свидетельствует о высокой внутренней надежности методики и гомогенности входящих в нее пунктов.
2.2. Ретестовая надежность методики в целом (31 пункт). Коэффициент корреляции по Пирсону равен 0, 916 (n=20, р<0,01). Таким образом, результаты эмпирического испытания стабильности данных свидетельствуют о высокой ретестовой надежности (интервал ретеста 1 месяц).
3. Валидность.
3.1. Внутренняя валидность. На этапе конструирования опросника пункты, не удовлетворяющие дискриминативности, исключались из методики. После исключения «слабых» пунктов в опроснике остался 31 пункт, что и составило финальный вариант методики (пилотажная версия опросника включала 100 вопросов). Общий коэффициент дискриминативности заданий, полученный после расчетов, был равен 0,45, что свидетельствует в пользу внутренней валидности методики.
3.2. Конвергентная валидность. Данные о конвергентной валидности методики были получены путем сопоставления результатов тестирования по «Методике диагностики застенчивости» с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми.
В частности, определялись такого рода связи между «МДЗ», с одной стороны, и следующими методиками, с другой стороны:
1) «Факторный личностный опросник» Р. Кеттелла: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 с фактором F (беспечность-озабоченность), фактором Н (смелость-робость), фактором О (чувство вины – самоуверенность);
2) «ДМО» Т. Лири: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 со шкалой 8 – октант подчиняемого поведения, шкала покорно-застенчивого стиля поведения в межличностных отношениях;
3) «МИС» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 со шкалой 2 (самоуверенность), шкалой 9 (самообвинение), шкалой 4 (отраженное самоотношение);
4) «СМОЛ» В.Г. Козюля: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 со шкалой 2 (шкала депрессии);
5) «Шкала самооценки уровня тревожности» Ю.Л. Ханина, Ч.Д. Спилбергера: получены значимые коэффициенты корреляции при р<0,01 со шкалами ситуативной и личностной тревожности.
Проведенный корреляционный анализ позволил уточнить психологическое содержание феномена застенчивости у детей.
Застенчивость образуют следующие психологические характеристики: робость, боязливость, неуверенность в себе, сдержанность в выражении чувств, чувство собственной неполноценности, избирательность в контактах (0,82, при р<0,01, n = 2), склонность к самоуничежению, подчиняемость и уступчивость в поведение (0,73, при р<0,01, n = 3), впечатлительность, склонность к волнению, медленный тип реакций, трудности при выборе решения, стремление избежать конфликта в сложных ситуациях (0,66, при р<0,01, n = 5), низкое отраженное самоотношение – представление о том, что собственная личность, характер и деятельность не способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание (0,65, при р<0,01, n = 4), неудовлетворенность собой и своими возможностями, чувство собственной слабости, сомнения в способности вызывать уважение (0,61, при р<0,01, n = 1), склонность к чувству вины, тревожности, подавленности, озабоченности внутренними переживаниями, зависимость от окружающих, развитое чувство долга (0,56, при р<0,01, n = 2), высокая ситуативная и личностная тревожность (0,55, при при р<0,01, n = 1), склонность к самообвинению, отсутствие аутосимпатии (0,44, при р<0,01, n = 1).
4. Тестовые нормы. В зависимости от уровня выраженности застенчивости, можно выделить несколько групп застенчивых людей.
Для определения частоты встречаемости выявленных групп застенчивых детей (в зависимости от уровня застенчивости) было проведено исследование на выборке детей (n = 20). Результаты этого исследования представлены ниже в таблице 1.
Таблица 1
Частота встречаемости различных групп застенчивых детей (n = 20)
Уровень застенчивости | % от выборки | Группа застенчивых | Психологические особенности* |
Низкий | 18 % | Практически незастенчивые | Неадекватная самооценка |
Средний | 66 % | Ситуативно-застенчивые | Хорошо развиты коммуникативные навыки, общая самооценка высокая, отраженная самооценка заниженная, повышенный уровень ситуативной тревожности, неуверенность в себе |
Высокий | 16 % | Личностно застенчивые | Высокий уровень тревожности, неуверенность в себе, заниженная неадекватная общая и отраженная самооценка, склонность к чувству вины, несформированность коммуникативных навыков |
Очень высокий | 0 % | Сверхзастенчи- вые | Чрезмерная выраженность чувства тревоги, вины и стыда |
* указаны наиболее значимые психологические особенности каждой группы застенчивых
Таким образом, психологическое содержание застенчивости детей составляет комплекс взаимосвязанных личностных характеристик (тревожности, самоотношения, чувства вины) и проблемные зоны личности застенчивых детей сосредоточены в области высокой ситуативной и личностной тревожности, низкой общей и отраженной самооценки, развитого чувства вины.