Файл: Исследование психологических детерминант феномена застенчивости 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2 Разработка и реализация тренинговой программы преодоления застенчивости детей



Для преодоления застенчивости детей была разработана тренинговая программа «Шаги к успеху».

Программа представляет собой серию тренинговых занятий, рассчитанных на 16 встреч два раза в неделю по 4 часа (всего 64 часа). В программе предусмотрены домашние задания для участников и часы индивидуального консультирования.

Тренинговая программа проходила несколько этапов своей апробации. На первом пилотажном этапе были реализованы все блоки программы, но как самостоятельные тренинговые занятия.

Цель: Вооружить родителей знаниями о природе детской застенчивости и неуверенности, и способами их преодоления.

Задачи:

Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на развитие детской личности;

Способствовать формированию у родителей желания помочь ребёнку в преодолении застенчивости;

Развивать культуру взаимопонимания родителей и детей;

Воспитывать у родителей участливое отношение к проблемам своего ребёнка.

Форма проведения: обучающий тренинг.

Вопросы для обсуждения:

Что такое детская застенчивость?

Природа происхождения неуверенности.

Влияние застенчивости и неуверенности на развитие личности ребёнка и его успехи.

Пути взаимодействия родителей и детей по преодолению возникших проблем.

Подготовительная работа:

Анкетирование родителей с целью обнаружения или отсутствия намеченной проблемы.

Проведение рисуночного теста «Нарисуй человека» с детьми

Анализ результатов обследования родителей и детей. Составление статистической картины.

Подбор практического материала для вооружения им родителей с целью устранения или профилактики застенчивости и неуверенности детей.

Подготовка памятки для родителей.

Ход тренинга:

Тренинг может быть проведён как самостоятельное мероприятие в работе с родителями, а может быть включён в ход одного из родительских собраний.

Вступительное слово психолога:

Многие люди в своей жизни переживали чувство страха или беспокойства. Повод мог быть самый разный. Одни с детства боятся темноты и собак, другие – замкнутого пространства, потому что однажды надолго застряли в лифте, третьи – высоты и мышей и т.п. Этого страха можно избежать,
если стараться не попадать в ситуации, связанные с устрашающей причиной. Но как быть со страхом, который возникает при общении с людьми или попадании в коллектив или микрогруппу? Кто-то чувствует неуютно себя со сверстниками на улице или в школе, группе детского сада, а кто-то во время общего веселья на праздничном мероприятии. Но если взрослые могут объяснить причины такого отношения к данным ситуациям, то дети мало понимают, что происходит, поэтому просто меняют своё поведение. Становятся замкнутыми и хмурыми на людях, плаксивыми или молчаливыми, прячутся за спиной взрослых или боятся далеко от них отойти. У некоторых появляются вредные привычки – грызут ногти, часто жестикулируют, манипулируют каким-то предметом (дёргают пуговицу, накручивают волосы на палец и т.п.), занимаются онанизмом. В ребёнке уживается сразу два начала – активное и эмоционально устойчивое дома, угнетённое в коллективе. Очевидно, что у ребёнка наблюдается застенчивость и неуверенность.

Ребёнок живёт чувствами, он воспринимает мир через эмоции и личные переживания. Однако его эмоциональная сфера не сформирована до конца, она не подчиняется волевым механизмам. Он не может сидеть тихо, не плакать по приказу, не смеяться по требованию, отказаться сию минуту от своих желаний. Поэтому встреча с неожиданным в такой момент вызывает страх. Страх – это реакция организма на что-то угрожающее. Угрожающим может быть грозный взрослый, требующий в данный момент от ребёнка невозможного (учитель или воспитатель), строгий родитель, предупреждающий о наказании или критикующие сверстники. Сложившаяся ситуация станет причиной переживания беспокойства ребёнком, которое перерастёт в тревожность при неоднократном повторении, и как следствие – в неуверенность и застенчивость. «Меня ругают – значит я плохой».

Другой причиной возникновения данной проблемы может отсутствие тёплых эмоционально-приятных для ребёнка отношений с матерью. Такие дети испытывают дефицит внимания, теплоты и ласки, поэтому они мнительны, впечатлительны и очень беспокойны. Они похожи на маленьких зверьков, загнанных в угол. Завести себе друзей или выступить на сцене для них одинаково проблематично. Они бояться быть отвергнутыми.

Ещё одним поводом неуверенности и застенчивости может стать чувствительность ребёнка к неудачам, критике, чрезмерные требования родителей к результативности детей (оценки или достижения в спорте), сравнение их с более старшими и успешными детьми. В подобных случаях дети просто отказываются заниматься тем делом, которое становится причиной для волнений.



Неуверенные дети не имеют опыта общения, бояться выступать или отвечать перед классом, боятся насмешек и ошибок. Они превращаются в объект повышенного внимания, отчего страдают ещё больше. Их статус в детском коллективе падает, а отношение родителей и педагогов оставляет желать лучшего. Ребёнок замыкается и переживает свои проблемы в одиночку. Каковы будут последствия?

Распознать неуверенность и застенчивость возможно путём наблюдений за ребёнком в различных ситуациях, а также по его творческому самовыражению – его работы содержат много мелких деталей, а размеры изображаемого ничтожно малы. Кроме того, этому способствуют различные рисуночные тесты.

Анализ диагностики рисуночного теста детей. Составление статистической картины в коллективе. (фамилии и имена не называются)

Анализ анкет родителей на предмет обнаружения у их детей застенчивости и неуверенности. (фамилии и имена не называются). Подведение итогов.

Сопоставительный анализ результатов обследования родителей и детей. (проводится индивидуально и самостоятельно каждым родителем с целью получения объективной картины наличия или отсутствия данной проблемы у ребёнка)

Тренинговый практикум по преодолению неуверенности и застенчивости детей:

Тренинговый практикум позволит родителям осознать значимость данной проблемы в развитии личности ребёнка и поможет преодолеть неуверенность и застенчивость.

Демонстрация приёмов и упражнений проходит с инициативной группой в качестве наглядного материала.

«Автопортрет». Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

«Мои эмоции». Нарисуйте с ребёнком негативные эмоции, которые он переживает, а затем зачеркайте их или проведите акт сожжения.

«Свет мой, зеркальце …» . Предложите ребёнку расхвалить себя, стоя перед зеркалом. Запомните его слова и напоминайте при необходимости.

«Дневник». Научите ребёнка записывать свои переживания, а спустя время перечитывать и анализировать. Некоторые переживания окажутся смешными.

«Письмо». Предложите ребёнку написать письмо тому, с кем не складываются отношения у ребёнка или кого он боится. На бумаге постараться изложить свои переживания.

«Маска». С помощью масок разыграть характеры разных героев – от злобных до самых приветливых. Обсудить степень комфорта каждого выступления.

Все перечисленные упражнения предоставят возможность понять ребёнку, что родители не равнодушны к его проблемам, а значит, обязательно помогут в преодолении застенчивости и неуверенности.


Подведение итогов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе системного анализа результатов исследований застенчивости психологами, можно сделать следующие выводы.

Для современного состояния российского общества характерно акцентирование внимания на формировании у подрастающего поколения коммуникативных умений, настойчивости, готовности быть конкурентоспособным на рынке труда. При этом широко распространены обращения детей к педагогу-психологу с вопросами о том, как обрести уверенность в себе, преодолеть застенчивость и скованность. Страх показаться смешным, несостоятельным, неуспешным в глазах ровесников свойственен многим учащимся подросткового и раннего юношеского возраста. Молодые люди в этот период находятся между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего «Я», проявлению сильных и ярких сторон своей натуры и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неуверенности в себе. От того, насколько гармонично будет сформирован образ «Я» на данном возрастном этапе, зависит дальнейшее успешное профессионально-личностное становление.

    1. Застенчивость представляет собой интегративное качество, охватывающее все сферы личности и обусловленное взаимосвязью тревожности, самоотношения, чувства вины.

    2. Диагностировать застенчивость позволяет разработанный автором специализированный личностный опросник «МДЗ», надежно фиксирующий изучаемый феномен (методика обладает высокими показателями надежности и валидности) и определяющий уровень выраженности застенчивости.

    3. В зависимости от уровня выраженности застенчивости можно выделить несколько групп застенчивых людей: практически незастенчивые, ситуативно застенчивые, личностно застенчивые, сверхзастенчивые.

    4. Среди детей по уровню выраженности застенчивости можно выделить три группы: практически незастенчивые, ситуативно застенчивые, личностно застенчивые. Преобладающей является группа ситуативно застенчивых детей.

    5. Проблемные зоны личности застенчивых детей обусловлены высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, неадекватной самооценкой, низким отраженным самоотношением, неуверенностью в себе, развитым чувством вины.

    6. Преодоление застенчивости у детей является результативным в условиях группового тренинга, направленного на снижение уровня тревожности и чувства вины, повышение самооценки, развитие умений эффективной коммуникации и самопрезентации, формирования уверенности в себе посредством специализированной программы.


Таким образом, имеются достаточные основания для утверждения, что цель и задачи исследования достигнуты, а его гипотеза нашла свое подтверждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Баданина Л. П. Основы общей психологии; Флинта, МПСИ - Москва, 2012. – 448 c.

  2. Братусь Б.С. Общая психология. В 7 томах. Том 4. Внимание; Академия - Москва, 2013. – 480 c.

  3. Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А. Общая психология; Современная школа - Москва, 2013. – 512 c.

  4. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2013. – 318 с.

  5. Горбатенко А. С. Общая и прикладная психология; Феникс - Москва, 2013. – 352 c.

  6. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2014. – 416 с.

  7. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c.

  8. Зарубин М.М. Практические советы психолога / М.М. Зарубин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 224 с.

  9. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. – 576 c.

  10. Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2013. – 432 с.

  11. Крыжановская Л. М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование; МПСИ - Москва, 2013. – 584 c.

  12. Марцинковская Т. Д. Общая психология; Академия - Москва, 2013. – 384 c.

  13. Немов Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 1. Введение в психологию; Юрайт - Москва, 2013. – 736 c.

  14. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум; Форум - Москва, 2013. – 304 c.

  15. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности; Академия - Москва, 2013. – 400 с.

  16. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. – 461 с.

  17. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 423 с.

  18. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 317 c.

  19. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии; Академия - Москва, 2013. – 272 c.

  20. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192c.



1 Баданина Л. П. Основы общей психологии; Флинта, МПСИ - Москва, 2012. – 448 с.

2 Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2013. - 432с.

3 Немов Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 1. Введение в психологию; Юрайт - Москва, 2013. - 736с.