Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования башкирский государственный педагогический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие №7 Слушание «Гром и дождь»
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы.
Цель:
формирование музыкальных способностей через развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей среднего возраста.
Задачи:
- совершенствование способности представлять музыкальные образы, чувствовать характер музыки;
- формирование умения воспринимать музыку изобразительного характера; развитие творческих способностей;
- закрепление певческих навыков, пение лёгким звуком, согласованно, эмоционально, сочетая пение с движением;
- развитие музыкальной памяти, чувства ритма; мелкой моторики пальцев;
- воспитание интереса к музыке композиторов-классиков,
- привитие музыкального вкуса.
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: экран, проигрыватель
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Сегодня мы с вами окунёмся в мир звуков и природы. Закройте глаза на минуту, прислушайтесь и расскажите о том, что вы слышите.
Минута тишины, дети закрывают глаза, слушают.
Что вы слышали? (Ответы детей) Как назвать одним словом всё, что вы слышали? (Ответы детей) Вы слышали разные звуки.
Взрослый хлопает в ладоши, топает, стучит по столу, стучит по стакану, тарелке.
А что это такое? (Это тоже звуки.)
Правильно, это звуки. Эти звуки – музыка? (Нет.)
Правильно, это не музыка. Это шум. Давайте поиграем, закроем глаза и каждому шуму дадим название.
Дети закрывают глаза и слушают. Взрослый поочерёдно воспроизводит шумовые звуки. Ребёнок должен сказать, какой звук он слышит – деревянный, стеклянный и т.д.
Деревянные палочки или карандаши, кубики – деревянный звук.
Любые металлические предметы – железный звук.
Звон бокала – стеклянный звук.
Сминание бумаги – бумажный звук, шуршание.
Чем отличается шум от музыки? (Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте.)
Слайд 2
Взгляните на картинки. Что вы видите? (Птицы, грозу, ручей, море.)
Скажите одним словом, что изображено на картинках. (Это природа.)
Давайте расскажем, как звучит каждая картинка. (Гром гремит, море шумит, ручей журчит, капает дождь, поют птицы.)
Это тоже звуки. Давайте подумаем, на что похожи эти звуки – на шум или на музыку? (
Дети высказывают свои предположения.)
Давайте с вами поиграем.
Физминутка
Дети выполняют соответствующие движения по тексту
Все захлопали в ладоши дружно веселее.
Ножки, ножки застучали громче и быстрее.
По коленочкам побили тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем, потянулись выше.
Завертелись, закружились
Низко поклонились.
Слайд 3
Молодцы. Продолжим? Посмотрите на картинки. Что на них изображено? (Музыкальные инструменты.) Давайте их назовём по именам. (Рояль, скрипка, барабан.)
А вот инструменты, которые вы ещё, наверное, не знаете, послушайте, как они звучат.
Слайд 4
(Звучит фонограмма флейты)
Как ты думаешь, с чем в природе можно сравнить звуки флейты? (пересыпание песочка, с солнечным зайчиком на листках берёзки, полёт и пение птиц, ветер в горах)
Слайд 5
(Звучит фонограмма арфы)
Как ты думаешь, с чем в природе можно сравнить звуки арфы? (журчание ручейка, шум моря)
Многие композиторы пытались в музыке выразить звуки природы. Сейчас предлагаю послушать отрывок из весенней оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Песня и пляска птиц».
Слайд 6
(Звучит отрывок из произведение «Песня и пляска» Римский-Корсаков)
Похожи ли птичьи голоса на настоящие? А чем они похожи? (Звуки высокие. Переливаются. Звучат трели как настоящие. Музыка лёгкая, виртуозная.)
Так весна изображена в симфонической музыке. А теперь послушайте фортепианную пьесу, где тоже изображена весна.
Слайд 7
(Звучит пьеса «Весной» Э.Григ)
Какие настроения мы слышим в этой музыке? (В начале пьесы музыка нежная, волшебная, будто природа только просыпается. В середине музыка грозная, мощная, бурная, взволнованная, призывная. В третьей части музыка восторженная, свежая, открытая, яркая. Высоко, красиво, переливается, звенит, радуется приходу весны.)
В музыке пьесы «Весной» тоже слышно, как струятся небольшие серебристые ручейки и переливаются на солнце. В конце музыка поднимается всё выше и выше, как будто солнце светит все ярче, озаряя и согревая всё вокруг. От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками.
А теперь послушайте пьесу Э. Грига «Ручеек» и сравните, похожи ли звуки музыки на журчание ручья в природе?
Слайд 8
(Звучит пьеса «Ручеек» Э.Григ
Изображение ручья в музыке похоже на журчание настоящего ручейка. Музыка тоже бурная, стремительная, весело искрится, переливается. В низком регистре – тревожная, взволнованная, затаённая.
Слайд 9
Поздней весной в воздухе нависает гроза, дует сильный ветер, гремит гром и идёт сильный дождь.
(Слушание пьесы «Дождь и гром» Т.Чудова)
Лёгкий, лёгкий ветерок
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь
Очарованный поток.
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось
Перелётная весна?
Я смотрю на небеса
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далёкие леса.
Ребята, попробуйте под соответствующую музыку изобразить движениями своего тела сильный грозовой ветер и лёгкий весенний ветерок.
(Звучит «Ветерок и ветер»Л.Бетховен)
Пришла пора прощаться, мои друзья. Но прежде давайте повторим, о чём сегодня говорили. Что такое звуки? Какие они бывают? Чем музыка отличается от шума? Что такое «музыка природы»? Как она звучит в музыке?
А в завершение нашей беседы предлагаю вам ещё раз прослушать ту пьесу, которая вам понравилась больше всего и нарисовать музыку природы. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
19.04
«День воспоминаний»
Муз руководитель: Дорогие гости, скоро наша страна будет отмечать знаменательный день в нашей жизни – великий праздник 9 мая - День Победы. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне, мы посвящаем сегодняшнюю встречу.
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести дедов.
Муз руководитель: Давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра,
пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка.
Звучит вальс 40-х годов. Выбегают дети: прыгают в скакалки, играют в мяч, рисуют рисунки, танцуют. Дети стоят парами, лицом к друг другу, хлопают в ладоши.
Ребёнок: “Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой, мирной тишиной”.
Вдруг музыка прерывается.
Звучит голос Левитана. Объявление о начале войны.
(Дети уходят из зала)
Муз руководитель: (на фоне музыки) :
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
Сражались за советский край родной,
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас.
Мы о такой Победе и мечтали,
Стараясь заглянуть за край войны.
Но дымом заволакивало дали
И только прибавляло седины.
Звучит марш «Прощание Славянки»:
Дети возвращаются все маршируя под песню
Муз руководитель:День победы завоевали наши деды.
И поэтому сегодня ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними, песню звонкую запели.
Эту песню посвящаем нашим дедам
Дети поют песню «Прадедушка».
1.Я на свете недавно живу
И историю знаю по книжкам,
Но зато про большую войну
Я живые рассказы слышу.
Есть на свете один человек,
Он всегда говорит мне правду.
И в душе остаётся след, -
Остаётся со мной мой прадед!
Припев: Прадедушка, прадедушка, он всю прошёл войну,
От Волги и до самого Берлина.
Прадедушка, прадедушка, он защищал страну,
Он защищал жену свою и сына.
Прадедушка, прадедушка, он жизнью рисковал,
Чтоб опять запели в небе птицы,
И стало небо голубым, и смех не угасал,
И чтобы мне на белый свет родиться,
И чтобы мне на белый свет родиться!
2.Он так рано ушёл на войну,
Был как я он в военные годы,