Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объективно оплата труда зависит от эквивалента средств существования, необходимых для воспроизводства работника (стоимость рабочей силы). Реально оплата труда формируется под влиянием рынка труда (цена рабочей силы) от спроса и предложения раб. силы на рынке.
Различают номинальную и реальную з/плату.
Номинальная – это сумма денег которую получает работник за свой труд.
Реальная з/пл – показывает какое количество товаров и услуг можно приобрести за номинальную з/пл с учётом действующих цен и услуг предоставляемых государством и организациями из различных государственных и общественных фондов потребления.
Оплата труда на государственных предприятиях и АО материальной сферы организуется на основе следующих принципов:
- оплата пропорциональна количеству и качеству труда;
- стимулирование эффективной работы;
- регулирование оплаты труда в масштабах страны по мере возможности;
- соблюдение принципа опережения роста ПТ по сравнению с ростом з/пл, т.к. только при таком условии возможно расширенное воспроизводство.
На основе принципов следует, что номинальная з/пл зависит от:
- количества отработанного времени, объёма работ и услуг;
- качества труда (квалификации);
- условий труда;
- формы и системы оплаты труда;
- графика сменности и режима работы;
- возможности специальности;
- важности отрасли;
- конкурентности продукции;
- района расположения предприятия (климатических условий и района)
- важности участка на самом производстве;
- стажа работы.
2. Тарифная система оплаты труда
Основой оплаты по труду служит ТСОТ, включающая различные нормативы, которые позволяют определить уровень заработной платы в зависимости от количества и качества труда, его характера и условий, квалификации рабочего. ТСОТ включает в себя следующие элементы
-
Тарифно-квалификационный справочник содержит перечень всех работ, встречающихся в данной отрасли, характеристика их, тарификация каждой работы; требования, предъявляемые к работнику каждого разряда. В соответствии с ТКС каждому рабочему тарифно-квалификационная комиссия присваивает разряд. -
Тарифная ставка – это min оплата труда в единицу времени (час). Тарифные ставки устанавливают правительством по отраслям.
Уровень tст(ч) зависит от:
- условий труда;
- формы оплаты труда;
- квалификации;
- важности отрасли;
- специальности;
-
Тарифная сетка
Служит для определения соотношения в оплате труда рабочих различной квалификации. Это совокупность тарифных разрядов и соответствующим им тарифных коэффициентов, которые показывают во сколько раз tст(ч) рабочего данного (любого) разряда больше tст(ч) рабочего первого разряда. Применение тарифной сетки стимулирует заинтересованность рабочих в повышении квалификации.
-
Районные коэффициенты они введены для межрайонного регулирования и стимулирования труда. Районный коэффициент зависит от отдалённости от центра России и от климатических условий (К=1 ÷ 2). -
Система должностных окладов предназначена для оплаты ИТР и служащих. Она предусматривает разные оклады в зависимости от сложности производства, мощности предприятия, значимости отрасли и т.д. Все предприятия по уровню должностных окладов разделены на пять групп, цехи- на четыре. Оклад ИТР, занятых на работах с вредными условиями увеличивается на 15%, на работах с особо вредными условиями на 30%.
4. Формы и системы оплаты труда
Наиболее распространены две формы оплаты труда: сдельная с повременная.
При сдельной форме оплаты труда – оплата зависит от объёма выполненных работ.
При повременной форме оплата зависит от количества отработанного времени.
Сдельная форма включает в себя следующие системы:
- простая сдельная, з/пл=Р·Qфак;
- сдельно-премиальная, з/пл=Р·Тфак+Прем.
где Р – расценок за единицу работы;
Qфак – фактический объём работ;
Прем – премия.
или Р=tст(ч)·Нвр(ч)
- сдельно прогрессивная
з/пл=Р·Qплан+Р'(Qфакт – Qплан), Р'>>Р
- аккордная, при которой расценок устанавливается заранее на весь объём работ и даже может быть выплачена премия.
- подрядная разновидность аккордной.
Повременная форма включает системы:
- простая повременная з/пл= tст(ч)· Тфак(ч)
- повременно премиальная з/пл= tст(ч)· Тфак(ч)+Прем.
В зависимости от формы организации труда различают индивидуальную и коллективную форм (системы) оплаты труда.
При индивидуальной форме оплата ведётся отдельно каждого работника.
При коллективной заработная плата определяется на всю бригаду, а затем распределяется между отдельными членами бригады пропорционально КТУ.
-
Бестарифная система оплаты труда (БСОТ)
БСОТ позволяет устанавливать условия труда работников относительно конечного результата работы предприятия. По данной системе з/пл всех работников , от директора до рабочего – представляет собой долю работника в фонде оплаты труда (ФОТ) или всего предприятия, или отдельного подразделения.
Фактическая величина з/пл каждого работника зависит от ряда факторов:
- квалификационного уровня работника;
- фактически отработанного времени;
- коэффициента трудового участка (КТУ).
Система квалификационных уровней создаёт большие возможности для материального стимулирования, чем система тарифных разрядов, т.к. коэффициент может быть выше, чем по разряду. И он может повышаться в течение всей его трудовой деятельности.
КТУ выставляется всем, включая директора и утверждается Советом трудового коллектива.
Расчёт з/пл при бестарифной системе оплаты труда производится:
-
определяют количество баллов, заработанных каждым работником (Мί)
Мί=К·Т·КТУ
где К – квалификационный уровень
Т – количество отработанных часов
2. определяют общую сумму баллов
М=∑ Мί
3. еляют долю фонда оплаты труда, приходящийся на оплату одного балла (руб)
;
4. определяют з/пл отдельных работников: з/плί=З·Мί
Разностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система – заключение договора (контракта) на определённый срок между работодателем и исполнителем.
При заключении договора указываются обязательные и дополнительные условия.
5. Доплаты и удержание, состав ФЗП
ФЗП включает основной и дополнительный ФЗП.
Основной ФЗП – это сумма выплат за отработанное время:
-
оплата по тарифу, расценкам, окладам
Зт== tст(ч)· Тфак, Зт= Р·Qфак;
-
доплата в виде премии
, где Нп – норматив премии, %.
-
доплата за работу в праздничные дни
Зпр= tст(ч)· Тпразн.(ч)
-
доплата за работу в ночное время
Зн.в.= tст(ч)· 0,5·Тн.в.(ч)
-
доплата за переработку часов по графику:
Зпер= tст(ч)· 0,5·Тпер.(ч)
-
доплата за совмещение профессии
, где Нсов-норматив доплаты за совмещение, %.
и т.д.
Зо=Зт+Зп+Зпр+Зн.в+Зпер+Зсов+……
Дополнительный ФЗП – это сумма выплат за неотработанное время, предусмотренное законом:
- оплата дней отпуска;
- оплата дней выполнения государственных обязанностей;
- оплата ученических отпусков;
- доплата за сокращённый рабочий день;
- доплата за выслугу лет;
- доплата по районному коэффициенту.
В нашем случае з/пл=Зо·К
В ФЗП не включается выплаты в виде:
- оплата «больничных»;
- вознаграждение за внедрение новой техники;
- материальная помощь;
- премии из фонда потребления и прочие.
Удержания:
- подоходный налог;
- по исполнительным листам;
- возмещение кредита.
Стоимость рабочей силы – объективная основа оплаты труда, представляющая собой денежный эквивалент средств существования, необходимых для воспроизводства работника как социально-биологического субъекта на протяжение всего жизненного цикла его существования.
Цена рабочей силы – реально складывающуюся оплату труда работников, формируются под влиянием рынка труда и общественных регуляторов оплаты труда. Цена рабочей силы может отклоняться от стоимости рабочей силы.
Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации ( предприятия)
Тема 4.1. Маркетинг: его основы и концепции
Цель: 1.Иметь представление об основах маркетинга: принципах, целях,
функциях.
2. Задачи рекламы.
Вопросы. 1. Основы маркетинга: понятия, принципы, цели.
2. Функции маркетинга.
3. Реклама.
[8] с 284-313.
1. Основы маркетинга: понятия , принципы, цели.
Маркетинг- это система организации деятельности предприятия по разработке, производству, сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей в целях получения высокой прибыли. Термин « Маркетинг» (от английского market-рынок) означает деятельность в сфере рынка, сбыта. Однако, это более широкое понятие, это взаимодействие рынка и предприятия. Это всестороннее изучение рынка, активное воздействие на него, формирование потребностей и покупательских предпочтений.
Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга.
Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей по -средством обмена. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя , тем большего успеха добьётся производитель.
Производитель должен отыскать потенциальных потребителей, выяснить их потребности, а затем создать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности.
Главный принцип маркетинга – надо произвести такой товар экономично, и такой объём, который обязательно будет реализован, т.е. ориентир должен быть на установленный платёжеспособный спрос, т.е. на потребителя.
Схематично конкуренция сбыта, и маркетинг выглядят следующим образом:
Концепция сбыта
Товары---- сбыт и стимулирование продажи-----получение прибыли за
счёт увеличения объё-
ма продаж.
Концепция маркетинга
Потребители---- интегрированный маркетинг—получение прибыли
путём удовлетворения
потребностей покупателей
Исходя из сказанного, следует сформулировать основные принципы маркетинга:
- выбор целей и стратегий, направленных на эффективное сочетание производства новейшей продукции с уже выпускаемой, модернизированной и снимаемой с производства;
- увязка целей с ресурсами и возможностями предприятия;
- достижение оптимального сочетания в управлении централизованных и децентрализованных начал, постоянный поиск путей повышения эффективности производства и использование резервов производства.
2. Функции маркетинга.
На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции:
-
Изучение спроса на конкретный товар на определённом рынке или его сегменте (с учётом количества, качества, уровня цен и т.д.). -
Определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции на основе экономического расчета: издержек производства, эффективности капитальных вложений, возможности обеспечения ресурсами и получения прибыли. -
Установление верхнего предела цены товара и рентабельности. -
Разработка инвестиционной политики.
На предприятиях обычно маркетинговая служба несёт ответственность за следующие направления деятельности:
- разработка программ маркетинга по продукту;
- исследование рынка;