Файл: Практикум для студентов специальности 23. 05. 05 Системы обеспечения движения поездов специализации Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начертить схему на листе формата А4 (допускается линованная или миллиметровая бумага), указать названия и типы всех реле, нумерацию контактов реле, а также полюсы питания. Кроме того штриховыми линиями указать границы размещения аппаратуры сигнальных точек в релейных шкафах (см. рис. 1.3–1.7).

При разработке принципиальной схемы следует учесть ряд условий:

– направление движения поезда – слева направо, в соответствии со схемой размещения сигналов;

– сигнальная точка 3 является упрощенной, так как следующий по ходу движения поезда участок отсутствует;

– состояние релейных схем АБ должно соответствовать свободному перегону.

  1. При сборке проверенной преподавателем схемы необходимо следить за тем, чтобы на один вывод, включая выводы источников питания, не подключалось больше двух проводов. Сборку схемы АБ производить в следующей последовательности (каждый этап сборки должен проверяться преподавателем):

    1. Собрать схемы РЦ с учетом размещения питающих и релейных концов относительно движения поезда. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В, последовательно перевести пакетные переключатели выпрямителя ВСА-6К: переключатель «СЕТЬ» в положение «ВКЛ» и переключатель «РЕЖИМ РАБОТЫ» в положение «I ст.». Далее при помощи металлического шунта имитировать занятие поездом каждой РЦ «7П», «5П» и «3П» и по состоянию путевых реле убедиться в наступлении шунтового режима. Убедиться в работоспособности шунтового режима работы РЦ. После проверки работы РЦ обесточить выпрямитель ВСА-6К в обратной последовательности и отключить макет от сети 220 В.

    2. Собрать схему включения линейного реле 3Л. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию занятия поездом РЦ «3П». Убедиться во взаимодействии реле 3Л и 3П по состоянию реле. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В.

    3. Собрать схему включения сигнальных показаний проходного светофора 3. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию занятия поездом РЦ «3П». Убедиться в переключении сигнальных показаний светофора 3. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В.

    4. Собрать схему включения линейного реле 5Л. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию последовательного занятия поездом РЦ «5П» и «3П». Убедиться во взаимодействии реле 5Л, 5П и 3Л. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В.

    5. Собрать схему включения сигнальных показаний проходного светофора 5. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию последовательного занятия поездом РЦ «5П» и «3П». Убедиться в переключении сигнальных показаний светофора 5. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В.

    6. Собрать схему включения линейного реле 7Л. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию последовательного занятия поездом РЦ «7П», «5П» и «3П». Убедиться во взаимодействии реле 7Л, 7П и 5Л. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В.

    7. Собрать схему включения сигнальных показаний проходного светофора 7. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию последовательного занятия поездом РЦ «7П», «5П» и «3П». Убедиться в переключении сигнальных показаний светофора 7.



ВНИМАНИЕ!!! ПОЛЯРНОСТЬ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ПОЛЮСОВ

ПИТАНИЯ К ОБМОТКАМ СИГНАЛЬНЫХ РЕЛЕ ДОЛЖНА
СООТВЕТСТВОВАТЬ МАРКИРОВКЕ НА КОРПУСАХ РЕЛЕ



  1. Проверить работу схемы АБ при перегорании зеленой, желтой и красной ламп проходного светофора сигнальной точки 5. Для имитации перегорания ламп последовательно отключить монтажные провода от выводов «З», «Ж» и «К» шестиштырной колодки. Записать последовательность работы реле сигнальных точек 5 и 3 при имитации перегорания светофорных ламп.

  2. Проверить работу схемы АБ при обрыве линейной цепи Л-ОЛ между сигнальными точками 5 и 3. Для имитации обрыва отключить монтажные провода от вывода «+» обмотки линейного реле сигнальной точки 3. Записать последовательность работы реле сигнальных точек 5 и 3 при обрыве линейной цепи Л-ОЛ.

  3. После выполнения всех опытов обесточить выпрямитель ВСА-6К, отключить макет от сети 220 В и разобрать макет АБ.


Содержание отчета
Отчет по результатам выполнения лабораторной работы должен содержать:

  • исходные данные на проектирование простейшей АБ;

  • принципиальную схему разработанной автоблокировки;

  • описание результатов испытаний собранной схемы по пунктам 3–5 методики выполнения лабораторной работы.


Контрольные вопросы


    1. Назначение и принцип действия АБ.

    2. РЦ: назначение, устройство, принцип и режимы работы.

    3. Линейная цепь АБ постоянного тока: назначение, устройство, типы линейных реле, виды контактов линейных реле, нумерация контактов.

    4. Проблеск красного огня на проходном светофоре: причины появления и способы устранения.

    5. Огневые реле: назначение, типы реле, способы включения огневых реле, назначение контактов огневого реле в линейной цепи.

    6. Схема включения нормально негорящего сигнала: условие применения, принцип действия.

    7. Работа схемы автоблокировки при различных повреждениях:

  • излом рельса;

  • обрыв линейного провода;

  • короткое замыкание линейных проводов;

  • перегорание лампы разрешающего показания на проходном светофоре;

  • перегорание лампы запрещающего показания на проходном светофоре;

  • обрыв цепи питания сигнального реле;

  • обрыв цепи питания линейного реле.


Лабораторная работа № 2

ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ДЕШИФРАТОРА ЧИСЛОВОЙ
КОДОВОЙ АВТОБЛОКИРОВКИ

Принцип действия автоблокировки
Система автоблокировки (АБ) регулирует движение поездов с помощью автоматически работающего светофора, сигнал которого является приказом для машиниста [1, 3].

Числовая кодовая автоблокировка (ЧКАБ) является наиболее широко используемой системой и может применяться на участках с любым видом тяги. В ЧКАБ информация о состоянии блок-участков от одного светофора к другому, позадистоящему, передается по рельсовой цепи (РЦ) в виде посылок числового кода (комбинаций из импульсов и интервалов). После расшифровки полученной из РЦ информации на светофоре включается соответствующее сигнальное значение (рис.2.1).


Рис. 2.1. Принцип действия ЧКАБ
Исходя из принципа действия системы ЧКАБ можно выделить характерные черты данной системы:

  1. Использование рельсовой линии для передачи информации о показании впередистоящего светофора позволяет отказаться от линейных проводов на перегоне между сигнальными точками.

  2. Поскольку передача информации всегда ведется от предыдущего сигнала к последующему, т.е. навстречу поезду, для работы системы АЛСН не требуется никакой дополнительной аппаратуры.

Структурная схема ЧКАБ приведена на рис. 2.2

Рис. 2.2. Структурная схема ЧКАБ
Основными приборами АБ данного типа являются:

1) импульсное путевое реле И – воспринимает импульсы кода из РЦ;

2) дешифраторная ячейка ДЯ – расшифровывает полученный код и с помощью контактов сигнальных реле Ж и З производит включение светофорных ламп и выбор кода, посылаемого к позадистоящему светофору;

3) кодовый путевой трансмиттер КПТ – служит датчиком кода;

4) трансмиттерное реле Т – передает выбранную кодовую комбинацию в РЦ.

Контакты трансмиттеров КПТ не рассчитаны на коммутацию больших мощностей, поэтому их не включают в РЦ. Через контакты транс­миттера включают трансмиттерное реле Т, которое непосредственно передает коды в рельсовую цепь.

В качестве трансмиттерного используют реле типа ТШ-65В с усиленной контактной системой и дополнительной защитой контактов от искрообразования.

На приемном конце рельсовой цепи кодовые сигналы воспринимает импульсное путевое реле И типа ИМВШ1-110, конструкция которого сходна с реле типа ИМШ, работающего от импульсов постоянного тока. Для работы от импульсов переменного тока внутри реле типа ИМВШ1-110 установлена панель с выпрямителем, состоящим из четырех диодов.


Реле ИМВШ1-110 обладает высоким быстродействием, что позволяет применять его в кодовых РЦ переменного тока частотой 50 и 25 Гц. Однако это реле имеет ограниченный срок службы из-за того, что в процессе работы изменяются его характеристики, это приводит к необходимости замены реле через один год непрерывной работы. Использование реле ИВГ с жидкометаллическим (ртутным) магнитоуправляемым герконом позволяет увеличить межремонтный срок службы импульсных путевых реле числовой кодовой автоблокировки до 8 – 10 лет.

Путевое реле И управляет работой дешифраторной ячейки ДЯ-ЗБ или ДА (последняя отличается штепсельным включением и ее приборы размещены в трех отдельных блоках). На выходе дешифраторной ячейки включены сигнальные реле Ж и 3 типа АНШ5– 1600. При получении кодовых сигналов «Ж» или «3» через дешифраторную ячейку возбуждены оба сигнальных реле, при получении кода «КЖ» – только реле Ж, при отсутствии кодовых сигналов оба сигнальных реле обесточены. Контактами сигнальных реле Ж и 3 производится включение светофорных ламп и выбор кода, посылаемого в РЦ к позадистоящему светофору.

Работа автоблокировки протекает следующим образом (см. рис. 2.3).


Рис. 2.3. Схема ЧКАБ

При занятом участке 3П путевое реле И на сигнальной точке 3 зашунтировано, дешифраторная ячейка (ДЯ) выключена, сигнальные реле Ж и 3 обесточены, на светофоре 3 горит красный огонь и в рельсовую цепь 5П поступает кодовый сигнал «КЖ». Передача кода в рельсовую цепь 5П осуществляется с помощью трансмиттерного реле Т и помехозащитного реле ПТ, установленных в релейном шкафу сигнальной точки 3. При замыкании контакта КЖ трансмиттера КПТ возбуждается реле ПТ и через его контакт включается реле Т, посылающее импульсы в рельсовую цепь 5П.

Реле Т с размыканием контакта КПТ сразу отпускает якорь (посылка кодового импульса прекращается), а реле ПТ еще некоторое время удерживает якорь за счет замедления. Диод VD6 исключает шунтирование обмотки реле ПТ диодом VD7. Диод VD7 создает замедление на отпускание якоря реле Т при передаче кода КЖ. Это позволяет восстановить необходимую длительность импульса кода и исключить сбои в работе ДЯ на приемном конце РЦ, так как при формировании кода «КЖ» наблюдается укорочение импульса (рис. 2.4).


Рис. 2.4. Временная диаграмма формирования кода «КЖ»

После освобождения участка 3П в его РЦ от светофора 1 начнут поступать импульсы кода «КЖ», от которых на сигнальной точке 3 за­работают реле И, и через дешифраторную ячейку – реле Ж. Фронтовыми контактами реле Ж включится лампа желтого огня и замкнется цепь возбуждения реле Т и ПТ через контакт Ж кодового путевого трансмиттера, обеспечивая тем самым передачу в рельсовую цепь 5П импульсов кода «Ж».

На сигнальной точке 5 после расшифровки полученного из РЦ кода «Ж» возбуждаются реле Ж и 3, включится лампа зеленого огня, в РЦ 7П начнут поступать импульсы кода «З». При формировании и передаче кода «З» работает только реле Т.

При получении из РЦ кода «З» сигнальная точка работает аналогично.
Описание макета
В лабораторной установке собрана схема рис. 2.3 для трех сигнальных точек.

Сигнальная точка 1 представлена в виде переключателя на пять положений: коды «З», «Ж», «КЖ», обрыв линии, включение непрерывного питания. Переключатель используется для выбора кода, посылаемого в РЦ.

Аппаратура сигнальной точки 3 размещена в релейном шкафу, аппаратура сигнальной точки 5 смонтирована на лабораторном столе.

На релейном шкафу справа имеется панель с тремя тумблерами. Ис­ходное состояние тумблеров:

а) «1 защита» – включено;

б) «2 защита» – включено;

в) «Сход стыка» – выключено.
Порядок выполнения работы
1. Перед включением питания ознакомиться со схемой и аппаратурой сигнальных точек. Включить питание и проследить работу сигнальных точек 3 и 5 при получении кодов «З», «Ж», «КЖ» и при шунтировании РЦ.

2. Подключить вольтметр к обмоткам реле Ж, затем реле З светофора 5 и измерить величины напряжения на обмотках реле при приеме сигнальной точкой кодов «КЖ», «Ж», «З» и шунтировании рельсовой цепи. Результаты измерений занести в табл. 2.1.
Таблица 2.1

Результаты измерений

Код в рельсовой цепи 5П

Напряжение на сигнальных реле

Временные характеристики реле Ж сигнальной точки 5

Uж

Uз

Umin

Umax

Umin

Umax

tотп, с

tср, с

«КЖ»


















«Ж»


















«3»


















Шунт. РЦ 5П