Файл: Практикум для студентов специальности 23. 05. 05 Системы обеспечения движения поездов специализации Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начертить схему на листе формата А4 (допускается линованная или миллиметровая бумага), указать названия и типы всех реле, нумерацию контактов реле, а также полюсы питания. Кроме того штриховыми линиями указать границы размещения аппаратуры сигнальных точек в релейных шкафах (см. рис. 1.3–1.7).
При разработке принципиальной схемы следует учесть ряд условий:
– направление движения поезда – слева направо, в соответствии со схемой размещения сигналов;
– сигнальная точка 3 является упрощенной, так как следующий по ходу движения поезда участок отсутствует;
– состояние релейных схем АБ должно соответствовать свободному перегону.
-
При сборке проверенной преподавателем схемы необходимо следить за тем, чтобы на один вывод, включая выводы источников питания, не подключалось больше двух проводов. Сборку схемы АБ производить в следующей последовательности (каждый этап сборки должен проверяться преподавателем):
-
Собрать схемы РЦ с учетом размещения питающих и релейных концов относительно движения поезда. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В, последовательно перевести пакетные переключатели выпрямителя ВСА-6К: переключатель «СЕТЬ» в положение «ВКЛ» и переключатель «РЕЖИМ РАБОТЫ» в положение «I ст.». Далее при помощи металлического шунта имитировать занятие поездом каждой РЦ «7П», «5П» и «3П» и по состоянию путевых реле убедиться в наступлении шунтового режима. Убедиться в работоспособности шунтового режима работы РЦ. После проверки работы РЦ обесточить выпрямитель ВСА-6К в обратной последовательности и отключить макет от сети 220 В. -
Собрать схему включения линейного реле 3Л. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию занятия поездом РЦ «3П». Убедиться во взаимодействии реле 3Л и 3П по состоянию реле. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В. -
Собрать схему включения сигнальных показаний проходного светофора 3. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию занятия поездом РЦ «3П». Убедиться в переключении сигнальных показаний светофора 3. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В. -
Собрать схему включения линейного реле 5Л. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию последовательного занятия поездом РЦ «5П» и «3П». Убедиться во взаимодействии реле 5Л, 5П и 3Л. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В. -
Собрать схему включения сигнальных показаний проходного светофора 5. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию последовательного занятия поездом РЦ «5П» и «3П». Убедиться в переключении сигнальных показаний светофора 5. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В. -
Собрать схему включения линейного реле 7Л. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию последовательного занятия поездом РЦ «7П», «5П» и «3П». Убедиться во взаимодействии реле 7Л, 7П и 5Л. После проверки обесточить выпрямитель ВСА-6К и отключить макет от сети 220 В. -
Собрать схему включения сигнальных показаний проходного светофора 7. После проверки правильности сборки подключить макет к сети 220 В и произвести имитацию последовательного занятия поездом РЦ «7П», «5П» и «3П». Убедиться в переключении сигнальных показаний светофора 7.
ВНИМАНИЕ!!! ПОЛЯРНОСТЬ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ПОЛЮСОВ
ПИТАНИЯ К ОБМОТКАМ СИГНАЛЬНЫХ РЕЛЕ ДОЛЖНА
СООТВЕТСТВОВАТЬ МАРКИРОВКЕ НА КОРПУСАХ РЕЛЕ
-
Проверить работу схемы АБ при перегорании зеленой, желтой и красной ламп проходного светофора сигнальной точки 5. Для имитации перегорания ламп последовательно отключить монтажные провода от выводов «З», «Ж» и «К» шестиштырной колодки. Записать последовательность работы реле сигнальных точек 5 и 3 при имитации перегорания светофорных ламп. -
Проверить работу схемы АБ при обрыве линейной цепи Л-ОЛ между сигнальными точками 5 и 3. Для имитации обрыва отключить монтажные провода от вывода «+» обмотки линейного реле сигнальной точки 3. Записать последовательность работы реле сигнальных точек 5 и 3 при обрыве линейной цепи Л-ОЛ. -
После выполнения всех опытов обесточить выпрямитель ВСА-6К, отключить макет от сети 220 В и разобрать макет АБ.
Содержание отчета
Отчет по результатам выполнения лабораторной работы должен содержать:
-
исходные данные на проектирование простейшей АБ; -
принципиальную схему разработанной автоблокировки; -
описание результатов испытаний собранной схемы по пунктам 3–5 методики выполнения лабораторной работы.
Контрольные вопросы
-
Назначение и принцип действия АБ. -
РЦ: назначение, устройство, принцип и режимы работы. -
Линейная цепь АБ постоянного тока: назначение, устройство, типы линейных реле, виды контактов линейных реле, нумерация контактов. -
Проблеск красного огня на проходном светофоре: причины появления и способы устранения. -
Огневые реле: назначение, типы реле, способы включения огневых реле, назначение контактов огневого реле в линейной цепи. -
Схема включения нормально негорящего сигнала: условие применения, принцип действия. -
Работа схемы автоблокировки при различных повреждениях:
-
излом рельса; -
обрыв линейного провода; -
короткое замыкание линейных проводов; -
перегорание лампы разрешающего показания на проходном светофоре; -
перегорание лампы запрещающего показания на проходном светофоре; -
обрыв цепи питания сигнального реле; -
обрыв цепи питания линейного реле.
Лабораторная работа № 2
ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ДЕШИФРАТОРА ЧИСЛОВОЙ
КОДОВОЙ АВТОБЛОКИРОВКИ
Принцип действия автоблокировки
Система автоблокировки (АБ) регулирует движение поездов с помощью автоматически работающего светофора, сигнал которого является приказом для машиниста [1, 3].
Числовая кодовая автоблокировка (ЧКАБ) является наиболее широко используемой системой и может применяться на участках с любым видом тяги. В ЧКАБ информация о состоянии блок-участков от одного светофора к другому, позадистоящему, передается по рельсовой цепи (РЦ) в виде посылок числового кода (комбинаций из импульсов и интервалов). После расшифровки полученной из РЦ информации на светофоре включается соответствующее сигнальное значение (рис.2.1).
Рис. 2.1. Принцип действия ЧКАБ
Исходя из принципа действия системы ЧКАБ можно выделить характерные черты данной системы:
-
Использование рельсовой линии для передачи информации о показании впередистоящего светофора позволяет отказаться от линейных проводов на перегоне между сигнальными точками. -
Поскольку передача информации всегда ведется от предыдущего сигнала к последующему, т.е. навстречу поезду, для работы системы АЛСН не требуется никакой дополнительной аппаратуры.
Структурная схема ЧКАБ приведена на рис. 2.2
Рис. 2.2. Структурная схема ЧКАБ
Основными приборами АБ данного типа являются:
1) импульсное путевое реле И – воспринимает импульсы кода из РЦ;
2) дешифраторная ячейка ДЯ – расшифровывает полученный код и с помощью контактов сигнальных реле Ж и З производит включение светофорных ламп и выбор кода, посылаемого к позадистоящему светофору;
3) кодовый путевой трансмиттер КПТ – служит датчиком кода;
4) трансмиттерное реле Т – передает выбранную кодовую комбинацию в РЦ.
Контакты трансмиттеров КПТ не рассчитаны на коммутацию больших мощностей, поэтому их не включают в РЦ. Через контакты трансмиттера включают трансмиттерное реле Т, которое непосредственно передает коды в рельсовую цепь.
В качестве трансмиттерного используют реле типа ТШ-65В с усиленной контактной системой и дополнительной защитой контактов от искрообразования.
На приемном конце рельсовой цепи кодовые сигналы воспринимает импульсное путевое реле И типа ИМВШ1-110, конструкция которого сходна с реле типа ИМШ, работающего от импульсов постоянного тока. Для работы от импульсов переменного тока внутри реле типа ИМВШ1-110 установлена панель с выпрямителем, состоящим из четырех диодов.
Реле ИМВШ1-110 обладает высоким быстродействием, что позволяет применять его в кодовых РЦ переменного тока частотой 50 и 25 Гц. Однако это реле имеет ограниченный срок службы из-за того, что в процессе работы изменяются его характеристики, это приводит к необходимости замены реле через один год непрерывной работы. Использование реле ИВГ с жидкометаллическим (ртутным) магнитоуправляемым герконом позволяет увеличить межремонтный срок службы импульсных путевых реле числовой кодовой автоблокировки до 8 – 10 лет.
Путевое реле И управляет работой дешифраторной ячейки ДЯ-ЗБ или ДА (последняя отличается штепсельным включением и ее приборы размещены в трех отдельных блоках). На выходе дешифраторной ячейки включены сигнальные реле Ж и 3 типа АНШ5– 1600. При получении кодовых сигналов «Ж» или «3» через дешифраторную ячейку возбуждены оба сигнальных реле, при получении кода «КЖ» – только реле Ж, при отсутствии кодовых сигналов оба сигнальных реле обесточены. Контактами сигнальных реле Ж и 3 производится включение светофорных ламп и выбор кода, посылаемого в РЦ к позадистоящему светофору.
Работа автоблокировки протекает следующим образом (см. рис. 2.3).
Рис. 2.3. Схема ЧКАБ
При занятом участке 3П путевое реле И на сигнальной точке 3 зашунтировано, дешифраторная ячейка (ДЯ) выключена, сигнальные реле Ж и 3 обесточены, на светофоре 3 горит красный огонь и в рельсовую цепь 5П поступает кодовый сигнал «КЖ». Передача кода в рельсовую цепь 5П осуществляется с помощью трансмиттерного реле Т и помехозащитного реле ПТ, установленных в релейном шкафу сигнальной точки 3. При замыкании контакта КЖ трансмиттера КПТ возбуждается реле ПТ и через его контакт включается реле Т, посылающее импульсы в рельсовую цепь 5П.
Реле Т с размыканием контакта КПТ сразу отпускает якорь (посылка кодового импульса прекращается), а реле ПТ еще некоторое время удерживает якорь за счет замедления. Диод VD6 исключает шунтирование обмотки реле ПТ диодом VD7. Диод VD7 создает замедление на отпускание якоря реле Т при передаче кода КЖ. Это позволяет восстановить необходимую длительность импульса кода и исключить сбои в работе ДЯ на приемном конце РЦ, так как при формировании кода «КЖ» наблюдается укорочение импульса (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Временная диаграмма формирования кода «КЖ»
После освобождения участка 3П в его РЦ от светофора 1 начнут поступать импульсы кода «КЖ», от которых на сигнальной точке 3 заработают реле И, и через дешифраторную ячейку – реле Ж. Фронтовыми контактами реле Ж включится лампа желтого огня и замкнется цепь возбуждения реле Т и ПТ через контакт Ж кодового путевого трансмиттера, обеспечивая тем самым передачу в рельсовую цепь 5П импульсов кода «Ж».
На сигнальной точке 5 после расшифровки полученного из РЦ кода «Ж» возбуждаются реле Ж и 3, включится лампа зеленого огня, в РЦ 7П начнут поступать импульсы кода «З». При формировании и передаче кода «З» работает только реле Т.
При получении из РЦ кода «З» сигнальная точка работает аналогично.
Описание макета
В лабораторной установке собрана схема рис. 2.3 для трех сигнальных точек.
Сигнальная точка 1 представлена в виде переключателя на пять положений: коды «З», «Ж», «КЖ», обрыв линии, включение непрерывного питания. Переключатель используется для выбора кода, посылаемого в РЦ.
Аппаратура сигнальной точки 3 размещена в релейном шкафу, аппаратура сигнальной точки 5 смонтирована на лабораторном столе.
На релейном шкафу справа имеется панель с тремя тумблерами. Исходное состояние тумблеров:
а) «1 защита» – включено;
б) «2 защита» – включено;
в) «Сход стыка» – выключено.
Порядок выполнения работы
1. Перед включением питания ознакомиться со схемой и аппаратурой сигнальных точек. Включить питание и проследить работу сигнальных точек 3 и 5 при получении кодов «З», «Ж», «КЖ» и при шунтировании РЦ.
2. Подключить вольтметр к обмоткам реле Ж, затем реле З светофора 5 и измерить величины напряжения на обмотках реле при приеме сигнальной точкой кодов «КЖ», «Ж», «З» и шунтировании рельсовой цепи. Результаты измерений занести в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Результаты измерений
Код в рельсовой цепи 5П | Напряжение на сигнальных реле | Временные характеристики реле Ж сигнальной точки 5 | ||||||
Uж | Uз | |||||||
Umin | Umax | Umin | Umax | tотп, с | tср, с | |||
«КЖ» | | | | | | | ||
«Ж» | | | | | | | ||
«3» | | | | | | | ||
Шунт. РЦ 5П | | | | | | |