Файл: Практикум для студентов специальности 23. 05. 05 Системы обеспечения движения поездов специализации Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При появлении такого рода неисправности путевое реле И подключается через поврежденный стык к источнику соседней РЦ и воспринимает «чужие» кодовые сигналы (рис. 2.6).


КЖ


Рис. 2.6. Повреждение изолирующего стыка
Если нет специальной защиты, на светофоре при этом может появиться ложное более разрешающее сигнальное показание.

Так, при повреждении изолирующего стыка у светофора с горящим красным огнем на сигнальной точке 3 формируется код «КЖ», который поступает в РЦ 5П и через поврежденный стык в РЦ 3П на путевое реле 3И. От полученного кода на светофоре 3 включается вместо красного желтый сигнал и формируется код «Ж», который поступает в РЦ 5П и 3П. На светофоре 3 от кода «Ж» включается вместо желтого зеленый огонь и формируется код «З», который также поступает в обе РЦ. Таким образом, на светофоре 3 вместо запрещающего красного сигнала появляется ложное разрешающее показание.

При отсутствии поезда на участке 3П и горении на светофоре 3 желтого огня в РЦ 3П присутствуют свои (код «КЖ») и «чужие» (код «Ж») кодовые комбинации, при сложении которых может получиться более разрешающий код «З», после расшифровки которого на светофоре 3 желтый огонь сменится на зеленый.

Для исключения подобных ситуаций в дешифраторе ЧКАБ предусмотрены защита I и защита II. Защита I выполнена следующим образом:

  1. В цепь заряда конденсаторов С1 и С3 последовательно с фронтовым контактом реле И включены тыловые контакты реле Т, которые передают кодовые сигналы в соседнюю рельсовую цепь.

  2. Цепь возбуждения реле-счетчика 1А проведена через последовательно включенные тыловой контакт И и фронтовой контакт реле Т.

При повреждении изолирующих стыков реле И начинает работать синхронно с реле Т и цепей заряда конденсаторов С1 и С3, а также цепи возбуждения 1А не образуется (рис. 2.7). Следовательно, сигнальные реле Ж и З не получат питания и разрешающий огонь на светофоре у поврежденного стыка не появится . Защита I исключает появление ложного разрешающего показания светофора при глухом (постоянном) сходе изолирующего стыка.

Рис. 2.7. Работа дешифратора при глухом сходе
изолирующего стыка и наличии защиты I.
При перемежающемся (непостоянном) сходе изолирующего стыка из-за некоторого отставания в работе реле И от реле Т возникают моменты, во время которых могут подзарядиться конденсаторы
С1 или С3 (рис. 2.8) и, соответственно, возбудиться сигнальные реле Ж или З.

Рис. 2.8. Работа дешифратора при перемежающемся сходе стыка и наличии защиты I
Чтобы исключить эти опасные моменты в дешифратор ЧКАБ ввели защиту II, выполняемую с помощью реле ПТ и реле В. На рис. 2.9 представлены фрагменты рис. 2.3, поясняющие работу защиты II . Реле ПТ работает, как и реле Т, через контакт кодового путевого трансмиттера, но имеет замедление на отпадание и отпускает якорь на 0,18-0,22 с позже реле Т. Тыловые контакты реле ПТ включены вместо контактов реле Т в следующие цепи:

а) первоначальная цепь заряда С1;

б) цепь заряда С3;

в) цепь возбуждения реле В.


Рис. 2.9. Схема защиты от ложного срабатывания реле Ж и З при сходе изолирующих стыков
Таким образом, подзаряд конденсаторов за счет отставания реле И от реле Т исключается замедлением на отпадание якоря реле ПТ, а реле В может возбудиться только от импульсов собственной РЦ. Через фронтовой контакт реле В возбуждается реле-счетчик 1А и только тогда заряжается С3, от которого получает питание реле З. Так работает защита II.

Поскольку из-за примененной защиты при сходе стыка реле И и реле Т (ПТ) начинают работать синхронно и возбуждения сигнальных реле не происходит, то для нормальной работы ЧКАБ при исправных стыках необходима асинхронность в работе реле И и Т (ПТ). Эта асинхронность достигается тем, что на соседних сигнальных точках устанавливают разные типы КПТ, кодовые циклы которых отличаются различной длительностью (рис. 2.10).


Рис. 2.10. Схема чередования КПТ на сигнальных точках
Порядок выполнения работы
1. Построить временную диаграмму работы дешифратора (5–6 кодовых циклов) при одновременном приеме и передаче кодовых сигналов. Временную диаграмму строить в масштабе 0,5 см = 0,1 с, учитывая временные характеристики реле и кодов (данные табл. 2.2 и рис. 2.5). Вариант задания выдаётся преподавателем.

2. В отчете представить временную диаграмму работы дешифратора, построенную в масштабе, с учетом защиты от ложного срабатывания сигнальных реле при сходе изолирующего стыка.



3. Ответить на вопросы:

а) что такое сход изолирующего стыка и чем он опасен;

б) каким образом исключается появление разрешающего показания на светофоре при повреждении стыка;

в) принцип действия защиты I;

г) в чем заключается недостаточность первой защиты;

д) принцип действия защиты II;

е) для чего чередуют КПТ на соседних сигнальных точках.

Лабораторная работа № 3

Изучение двухпутной двухсторонней числовой

кодовой автоблокировки



Любая система автоблокировки (АБ) выполняет следующие функции [3]:

а) контроль свободности участков пути;

б) включение сигнальных огней светофора;

в) передача информации от сигнала к сигналу и на локомотив.

Контроль свободности участков пути в числовой кодовой автоблокировке (ЧКАБ) осуществляет рельсовая цепь переменного тока. Поскольку ЧКАБ может использоваться при любом виде тяги, схемы рельсовых цепей (РЦ) различаются в зависимости от тяги и представлены на рис. 3.1.






Рис. 3.1. Схемы РЦ ЧКАБ:

а – сигнальный ток f= 50 Гц, тяговый ток постоянный;

б – сигнальный ток f = 25 Гц, тяговый ток f = 50 Гц;

в – сигнальный ток f= 50 Гц, тяговый ток отсутствует

На электрофицированных участках в РЦ кроме сигнального тока присутствует тяговый, поэтому сигнальный и тяговый токи отличаются по частоте, а путевое реле включается через защитный фильтр, чтобы исключить ложное срабатывание от гармоник тягового тока. Для пропуска обратного тягового тока через изолирующий стык в рельсовых цепях устанавливаются дроссель-трансформаторы. Остальная аппаратура и схемы АБ однотипны, так как не зависят от вида электрической тяги.
Работа схемы при одностороннем движении
Принцип действия АБ соответствует разобранному в лабораторной работе № 1. При движении поезд вступает на релейный конец рельсовой цепи и включает красный огонь на светофоре, ограждающем занятый блок-участок. От светофора с красным огнем в РЦ поступает кодовый сигнал «КЖ», при расшифровке которого на позадистоящем сигнале загорается желтый огонь. От светофоров с желтым и зеленым сигнальными показаниями в рельсовую цепь поступают соответственно коды «Ж» и «3», которые включают на позадистоящем сигнале зеленый огонь. Эти же кодовые посылки используются для работы системы АЛС. Полная схема включения приборов АБ в релейном шкафу сигнальной точки приведена на макете. На рис. 3.2 приведены фрагменты этой схемы для правильного направления движения.


(НМШМ1-306)

(НМШМ2-900)

(АНШ5-1230)

(АНШ5-1230)

(АНШМ2-620)





(ТШ-65В)

Рис. 3.2. Схема сигнальной точки ЧКАБ при правильном направлении движения:

а – схема включения дешифратора;

б – схема включения светофорных ламп;

в – схема формирования кода «КЖ»
Назначение приборов в релейном шкафу:

КПТ – кодовый путевой трансмиттер, датчик кодовых импульсов, типы КПТ (5,7,9,11) чередуются на соседних сигнальных точках для создания асинхронности кодовых посылок в соседних рельсовых цепях;

Т – трансмиттерное реле, является передатчиком кодовых сигналов в рельсы;

БИ-ДА, БС-ДА, БК-ДА – дешифратор кодовых сигналов, воспринимаемых путевым реле из рельсовой цепи (рис. 3.2, а);

Ж, З – сигнальные реле. Контакты реле Ж и З включают соответствующую лампу на светофоре и выбирают код, поступающий в рельсовую цепь;

Ж1,Ж2,ЖЗ – повторители реле Ж. Реле Ж1 выключается контактом счетчика 1 раньше, чем реле Ж и, тем самым, ускоряет включение красного огня на сигнале при движении в правильном направлении и цепи посылки кодов АЛС в рельсы при движении в неправильном направлении;

ОИ – обратный повторитель импульсного путевого реле И, фиксирует занятие блок-участка, включает цепи кодирования рельсовых цепей с релейного конца при неправильном направлении движения.

Для повышения надежности и бесперебойности действия АБ в линзовых комплектах светофоров для красных огней устанавливают двухнитевые лампы. Схема включения светофорных огней приведена на рис.3.2, б. В схеме использованы два огневых реле О и ОД (АОШ2-180/0,45) для контроля целостности обеих нитей красной лампы. Контроль нитей производится в горячем (лампа горит) и в холодном (лампа погашена) состояниях. В первом случае ток протекает через нить красной лампы и через обмотку огневого реле сопротивлением 0,45 Ом. Ток в цепи большой и лампа светится. Если на светофоре горит разрешающий огонь, через красную лампу протекает маленький ток, так как последовательно с лампой включена обмотка реле О сопротивлением 180 Ом. Нить лампы не светится, а реле О возбуждено. Перенос красного огня на позадистоящий светофор происходит только после перегорания обеих нитей и выключении реле О и ОД (рис. 3.2,