Файл: Практикум для студентов специальности 23. 05. 05 Системы обеспечения движения поездов специализации Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в).
Работа схемы при неправильном направлении движения
Для регулирования движения поездов в неправильном направлении каждая сигнальная точка имеет дополнительные реле (см. схему макета):
Н, ПН – реле направления;
ДТ, ПДТ – трансмиттерные реле для кодирования рельсовой цепи с релейного конца;
ОИ – реле, фиксирующее занятие блок-участка;
ИП, ИП1 – реле выбора кода, посылаемого навстречу поезду.
При организации двустороннего регулируемого движения в релейных шкафах сигнальных точек устанавливаются перемычки, с помощью которых в работу включаются реле направления Н и ПН (рис.3.3), которые до этого момента были выключены.
Рис. 3.3. Схема включения реле направления
Реле Н получает питание по проводам Н, ОН со станции. При установке правильного направления движения, регулируемого светофорами, реле Н получает питание током прямой полярности и реле ПН остается выключенным. Схема АБ работает, как при одностороннем движении. При установке неправильного направления движения, регулируемого кодами АЛС, реле Н получает питание током обратной полярности и реле ПН возбуждается.
При возбуждении реле ПН происходят следующие переключения (рис.3.4, 3.5):
1. Отключается питание от разрешающих ламп в схеме включения светофорных огней;
2. В РЦ питающие и релейные концы остаются на месте, но разрываются цепи питания обмотки трансмиттерного реле Т через контакты «З» и «Ж» кодового путевого трансмиттера. В результате РЦ всех блок-участков свободного от поездов перегона кодируются кодом «КЖ» с питающего конца. На сигнальных точках возбуждены реле Ж, Ж1, Ж2, Ж3;
3. Фронтовыми контактами реле ПН к шайбам КПТ подключаются (но пока не работают) реле ПДТ и ДТ;
4. Коммутируется цепь реле ИП (рис. 3.5), которое получает питание по линейным проводам И-ОИ от сигнальной точки, расположенной впереди по направлению движения. Контактами реле ИП в зависимости от поездной ситуации выбирается значность кодов, посылаемых навстречу поезду с релейного конца.
Рис. 3.4. Включение контактов реле ПН в схему сигнальной точки
Рис. 3.5. Схема включения реле ИП
Вступление поезда, двигающегося в неправильном направлении, на питающий конец РЦ фиксируется путевым реле сигнальной точки, к которой приближается поезд. Выключение путевого реле приводит к возбуждению реле ОИ, ПДТ и ДТ. Два последних работают в кодовом режиме от соответствующей шайбы КПТ. Контактами реле ПДТ на время передачи импульсов кода в РЦ вместо путевого реле И подключается источник кодового тока. В длинном интервале кода тыловые контакты ПДТ вновь подключают реле И к РЦ. Работу реле ДТ и ПДТ поясняет временная диаграмма (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Работа реле ДТ и ПДТ
При освобождении РЦ возобновляется ее питание кодом КЖ с питающего конца и реле И возбуждается при поступлении импульса кода КЖ в момент, когда замкнуты тыловые контакты реле ПДТ.
Возбуждение реле И приводит к выключению ОИ, ДТ и ПДТ. Схема приходит в исходное состояние, соответствующее свободному блок-участку.
Описание макета
На лабораторном макете представлена схема АБ для трех сигнальных точек (СТ) 1, 3, 5, размещенная в соответствующих релейных шкафах.
Для изучения работы АБ удобнее пользоваться релейными шкафами 3 и 5, так как эти СТ одиночные и собранные в них схемы относятся только к системе АБ. Сигнальная точка 1 расположена перед станцией, является предупредительной по отношению к входному светофору Н, поэтому схемы АБ, собранные в релейном шкафу 1, дополнены схемами увязки перегонных устройств со станционными.
Представленная на макете схема АБ предусматривает организацию двустороннего движения по одному из путей при занятии второго пути ремонтными или строительными работами. Переключение схемы с одностороннего регулирования на двустороннее производится настроечными перемычками, при установке которых в работу включается реле направления Н и его повторитель реле ПН. При отсутствии необходимости в двустороннем движении эти реле выключены. Смена направления на участке производится нажатием кнопок СНК, расположенных в правой части макета ниже схем станционных устройств А и Т станции «А».
Порядок выполнения работы
А. Исследовать работу схемы при одностороннем движении:
1. Включить макет, установить нечетное направление движения (горят сигнальные огни на светофорах 1, 3, 5).
2. Найти аппаратуру питающего и релейного концов РЦ 5П (между светофорами 3 и 5).
3. Проследить, как формируются и передаются в РЦ кодовые сигналы «З», «Ж», «КЖ» (в релейном шкафу СТ 3).
4. Проследить, как принимаются из РЦ и расшифровываются кодовые сигналы (в релейном шкафу СТ 5).
5. Проследить за работой схемы включения светофорных огней:
а) при приеме кодовых сигналов;
б) отсутствии кодов;
в) перегорании красной лампы.
6. В отчете перечислить реле, регулирующие одностороннее движение, указать их тип, назначение и исходное состояние (состояние при свободном перегоне), дать ответ на вопрос индивидуального задания.
Б. Исследовать работу схемы при движении поезда в неправильном направлении:
1. Перевести схему на двустороннее движение (поставить необходимые перемычки).
2. Нажатием кнопки СНК установить неправильное направление движения (реле ПН возбуждено).
3. При свободном перегоне проследить за произошедшими изменениями в схемах:
а) РЦ;
б) формирования и передачи в РЦ кодовых сигналов;
в) приема из РЦ и расшифровки кодовых сигналов;
г) включения светофорных огней.
4. При вступлении поезда на блок-участок 3П или 5П проследить за изменениями в схемах соответственно СТ 3 или СТ 5:
а) РЦ;
б) включения кодирования с релейного конца (реле ОИ, ПДТ, ДТ), построить временную диаграмму работы этих реле;
в) выбора кода, посылаемого в РЦ (контакты реле ИП).
5. При освобождении блок-участка проследить, как перечисленные в п. 4 схемы возвращаются в исходное состояние, соответствующее п. 3.
6. В отчете перечислить реле, регулирующие неправильное направление движения, указать их тип, назначение и исходное состояние (состояние при свободном перегоне), дать ответ на вопрос индивидуального задания.
Контрольные вопросы.
1. Принцип действия ЧКАБ.
2. Особенности включения реле Ж1.
3. Контроль перегорания красной лампы светофора.
4. Работа схемы при перегорании красной лампы.
5. Работа схемы при залипании контакта реле Т.
6. Работа схемы при сходе изолирующего стыка.
7. Изменение в схемах при установке двухстороннего движения.
8. Назначение и работа цепи реле ИП.
9. Назначение и работа реле ДТ и ПДТ.
10. Работа схемы ЧКАБ при установленном неправильном направлении движения и свободном перегоне.
11. Работа схемы ЧКАБ при неправильном направлении движения и занятом блок-участке.
12. Включение и выключение кодирования с релейного конца.
Основные сведения
Схема смены направления служит для переключения аппаратуры сигнальных точек (СТ) автоблокировки (АБ) для движения поезда в четном или нечетном направлении на однопутных участках железной дороги [1, 3]. Схема смены направления применяется и на двухпутных участках для пропуска поездов по одному из путей в обоих направлениях. При этом по правильному пути поезд движется по сигналам АБ, а во встречном направлении после разворота схем АБ, по сигналам автоматической локомотивной сигнализации (АЛС). Для разворота схем АБ на каждой СТ в релейном шкафу АБ устанавливается комбинированное реле направления Н, которое по цепи направления Н-ОН, проходящей по всему перегону, получает непрерывное питание прямой или обратной полярности. Через контакты поляризованного якоря этого реле включаются реле 1Н или 2Н для однопутных участков, при этом реле 1Н переключает спаренную СТ для движения в нечетном направлении, а 2Н в четном. На одиночной СТ при движении по сигналу возбуждается реле 1Н при движении в любом направлении. На двухпутных участках вместо реле 1Н и 2Н могут использоваться реле ПН (правильного направления) и реле НН (неправильного направления). Подачу в цепь смены направления питания заданной полярности выполняют станционные реле схемы смены направления. Так как смену направления можно проводить только при свободном перегоне, организуется еще одна линейная цепь – цепь контроля перегона К-ОК, в которую на всех сигнальных точках включены контакты путевых реле или реле Ж при кодовой АБ. Цепь контроля перегона получает питание от источника на станции отправления, станционное реле контроля перегона включено в эту цепь на станции приема, а цепь направления получает питание от источника на станции приема, и станционное реле направления включено в эту линию на станции отправления. Так как на станции приема станционное реле направления от линии отключено, оно не может даже кратковременно установиться в положение “Отправление” и разрешить отправить поезда на перегон за счет грозовых разрядов или попадания в линейную цепь напряжения от постороннего источника. Если же смена полярности станционного реле направления от этих причин произойдет на станции отправления, то реле переключится в положение “Прием”, что не является опасным отказом.
Работа схемы при неправильном направлении движения
Для регулирования движения поездов в неправильном направлении каждая сигнальная точка имеет дополнительные реле (см. схему макета):
Н, ПН – реле направления;
ДТ, ПДТ – трансмиттерные реле для кодирования рельсовой цепи с релейного конца;
ОИ – реле, фиксирующее занятие блок-участка;
ИП, ИП1 – реле выбора кода, посылаемого навстречу поезду.
При организации двустороннего регулируемого движения в релейных шкафах сигнальных точек устанавливаются перемычки, с помощью которых в работу включаются реле направления Н и ПН (рис.3.3), которые до этого момента были выключены.
Рис. 3.3. Схема включения реле направления
Реле Н получает питание по проводам Н, ОН со станции. При установке правильного направления движения, регулируемого светофорами, реле Н получает питание током прямой полярности и реле ПН остается выключенным. Схема АБ работает, как при одностороннем движении. При установке неправильного направления движения, регулируемого кодами АЛС, реле Н получает питание током обратной полярности и реле ПН возбуждается.
При возбуждении реле ПН происходят следующие переключения (рис.3.4, 3.5):
1. Отключается питание от разрешающих ламп в схеме включения светофорных огней;
2. В РЦ питающие и релейные концы остаются на месте, но разрываются цепи питания обмотки трансмиттерного реле Т через контакты «З» и «Ж» кодового путевого трансмиттера. В результате РЦ всех блок-участков свободного от поездов перегона кодируются кодом «КЖ» с питающего конца. На сигнальных точках возбуждены реле Ж, Ж1, Ж2, Ж3;
3. Фронтовыми контактами реле ПН к шайбам КПТ подключаются (но пока не работают) реле ПДТ и ДТ;
4. Коммутируется цепь реле ИП (рис. 3.5), которое получает питание по линейным проводам И-ОИ от сигнальной точки, расположенной впереди по направлению движения. Контактами реле ИП в зависимости от поездной ситуации выбирается значность кодов, посылаемых навстречу поезду с релейного конца.
Рис. 3.4. Включение контактов реле ПН в схему сигнальной точки
Рис. 3.5. Схема включения реле ИП
Вступление поезда, двигающегося в неправильном направлении, на питающий конец РЦ фиксируется путевым реле сигнальной точки, к которой приближается поезд. Выключение путевого реле приводит к возбуждению реле ОИ, ПДТ и ДТ. Два последних работают в кодовом режиме от соответствующей шайбы КПТ. Контактами реле ПДТ на время передачи импульсов кода в РЦ вместо путевого реле И подключается источник кодового тока. В длинном интервале кода тыловые контакты ПДТ вновь подключают реле И к РЦ. Работу реле ДТ и ПДТ поясняет временная диаграмма (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Работа реле ДТ и ПДТ
При освобождении РЦ возобновляется ее питание кодом КЖ с питающего конца и реле И возбуждается при поступлении импульса кода КЖ в момент, когда замкнуты тыловые контакты реле ПДТ.
Возбуждение реле И приводит к выключению ОИ, ДТ и ПДТ. Схема приходит в исходное состояние, соответствующее свободному блок-участку.
Описание макета
На лабораторном макете представлена схема АБ для трех сигнальных точек (СТ) 1, 3, 5, размещенная в соответствующих релейных шкафах.
Для изучения работы АБ удобнее пользоваться релейными шкафами 3 и 5, так как эти СТ одиночные и собранные в них схемы относятся только к системе АБ. Сигнальная точка 1 расположена перед станцией, является предупредительной по отношению к входному светофору Н, поэтому схемы АБ, собранные в релейном шкафу 1, дополнены схемами увязки перегонных устройств со станционными.
Представленная на макете схема АБ предусматривает организацию двустороннего движения по одному из путей при занятии второго пути ремонтными или строительными работами. Переключение схемы с одностороннего регулирования на двустороннее производится настроечными перемычками, при установке которых в работу включается реле направления Н и его повторитель реле ПН. При отсутствии необходимости в двустороннем движении эти реле выключены. Смена направления на участке производится нажатием кнопок СНК, расположенных в правой части макета ниже схем станционных устройств А и Т станции «А».
Порядок выполнения работы
А. Исследовать работу схемы при одностороннем движении:
1. Включить макет, установить нечетное направление движения (горят сигнальные огни на светофорах 1, 3, 5).
2. Найти аппаратуру питающего и релейного концов РЦ 5П (между светофорами 3 и 5).
3. Проследить, как формируются и передаются в РЦ кодовые сигналы «З», «Ж», «КЖ» (в релейном шкафу СТ 3).
4. Проследить, как принимаются из РЦ и расшифровываются кодовые сигналы (в релейном шкафу СТ 5).
5. Проследить за работой схемы включения светофорных огней:
а) при приеме кодовых сигналов;
б) отсутствии кодов;
в) перегорании красной лампы.
6. В отчете перечислить реле, регулирующие одностороннее движение, указать их тип, назначение и исходное состояние (состояние при свободном перегоне), дать ответ на вопрос индивидуального задания.
Б. Исследовать работу схемы при движении поезда в неправильном направлении:
1. Перевести схему на двустороннее движение (поставить необходимые перемычки).
2. Нажатием кнопки СНК установить неправильное направление движения (реле ПН возбуждено).
3. При свободном перегоне проследить за произошедшими изменениями в схемах:
а) РЦ;
б) формирования и передачи в РЦ кодовых сигналов;
в) приема из РЦ и расшифровки кодовых сигналов;
г) включения светофорных огней.
4. При вступлении поезда на блок-участок 3П или 5П проследить за изменениями в схемах соответственно СТ 3 или СТ 5:
а) РЦ;
б) включения кодирования с релейного конца (реле ОИ, ПДТ, ДТ), построить временную диаграмму работы этих реле;
в) выбора кода, посылаемого в РЦ (контакты реле ИП).
5. При освобождении блок-участка проследить, как перечисленные в п. 4 схемы возвращаются в исходное состояние, соответствующее п. 3.
6. В отчете перечислить реле, регулирующие неправильное направление движения, указать их тип, назначение и исходное состояние (состояние при свободном перегоне), дать ответ на вопрос индивидуального задания.
Контрольные вопросы.
1. Принцип действия ЧКАБ.
2. Особенности включения реле Ж1.
3. Контроль перегорания красной лампы светофора.
4. Работа схемы при перегорании красной лампы.
5. Работа схемы при залипании контакта реле Т.
6. Работа схемы при сходе изолирующего стыка.
7. Изменение в схемах при установке двухстороннего движения.
8. Назначение и работа цепи реле ИП.
9. Назначение и работа реле ДТ и ПДТ.
10. Работа схемы ЧКАБ при установленном неправильном направлении движения и свободном перегоне.
11. Работа схемы ЧКАБ при неправильном направлении движения и занятом блок-участке.
12. Включение и выключение кодирования с релейного конца.
Лабораторная работа № 4
ЧЕТЫРЕХПРОВОДНАЯ СХЕМА СМЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ
С ПОЛЯРНОЙ ЦЕПЬЮ КОНТРОЛЯ ПЕРЕГОНА
Основные сведения
Схема смены направления служит для переключения аппаратуры сигнальных точек (СТ) автоблокировки (АБ) для движения поезда в четном или нечетном направлении на однопутных участках железной дороги [1, 3]. Схема смены направления применяется и на двухпутных участках для пропуска поездов по одному из путей в обоих направлениях. При этом по правильному пути поезд движется по сигналам АБ, а во встречном направлении после разворота схем АБ, по сигналам автоматической локомотивной сигнализации (АЛС). Для разворота схем АБ на каждой СТ в релейном шкафу АБ устанавливается комбинированное реле направления Н, которое по цепи направления Н-ОН, проходящей по всему перегону, получает непрерывное питание прямой или обратной полярности. Через контакты поляризованного якоря этого реле включаются реле 1Н или 2Н для однопутных участков, при этом реле 1Н переключает спаренную СТ для движения в нечетном направлении, а 2Н в четном. На одиночной СТ при движении по сигналу возбуждается реле 1Н при движении в любом направлении. На двухпутных участках вместо реле 1Н и 2Н могут использоваться реле ПН (правильного направления) и реле НН (неправильного направления). Подачу в цепь смены направления питания заданной полярности выполняют станционные реле схемы смены направления. Так как смену направления можно проводить только при свободном перегоне, организуется еще одна линейная цепь – цепь контроля перегона К-ОК, в которую на всех сигнальных точках включены контакты путевых реле или реле Ж при кодовой АБ. Цепь контроля перегона получает питание от источника на станции отправления, станционное реле контроля перегона включено в эту цепь на станции приема, а цепь направления получает питание от источника на станции приема, и станционное реле направления включено в эту линию на станции отправления. Так как на станции приема станционное реле направления от линии отключено, оно не может даже кратковременно установиться в положение “Отправление” и разрешить отправить поезда на перегон за счет грозовых разрядов или попадания в линейную цепь напряжения от постороннего источника. Если же смена полярности станционного реле направления от этих причин произойдет на станции отправления, то реле переключится в положение “Прием”, что не является опасным отказом.