Файл: Практикум для студентов специальности 23. 05. 05 Системы обеспечения движения поездов специализации Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На рис. 4.1 приведена принципиальная схема линейных цепей контроля перегона К-ОК и смены направления Н-ОН. Схема изображена в положении, когда установлено движение слева направо, т.е. с левой стороны станция А отправления, правая – станция Б приема. Цепь контроля перегона получает питание от источника ЧСП – ЧСМ на станции отправления и ток протекает через низкоомную обмотку реле Ч1ЗП (четное занятия перегона) и по проводам К-ОК и фронтовым контактам путевых реле или, как в рассматриваемом случае, контактам реле Ж всех СТ перегона, на станцию приема Б на обмотку реле НКП (контроля перегона). От источника питания НСП – НСМ на станции приема по цепи Н-ОН на станции отправления находится под током реле ЧСНЛ, и этот ток протекает через все реле направления Н на всех сигнальных точках перегона.

На однопутных участках смену направления осуществляет дежурный станции, которая стоит на приеме, на двухпутных участках смена направления для одного из путей перегона производится совместными действиями дежурных станции приема и отправления.


При этом дежурный станции приема нажимает кнопку смены направления (НСН или ЧСН), а дежурный станции отправления – кнопку согласия на отправление (НДСО или ЧДСО).

Схема смены направления разработана в трех вариантах: на реле НМШ и КШ, реле РЭЛ и реле Н. Временные задержки создаются за счет использования блоков БМВШ вместо используемых ранее реле НМШТ.

Рассмотрим вариант построения четырехпроводной схемы смены направления с полярной цепью контроля перегона для двухпутного перегона с использованием комбинированных реле и реле НМШ. Схема смены направления состоит из двух линейных цепей с включенными в них линейными реле (рис. 4.1) и 18 станционных реле на каждой станции. Станционные реле схемы смены направления приведены на рис. 4.2 и рис. 4.3. Схемы включения реле на обеих станциях одинаковые, но состояние почти всех реле противоположно, т. е. если реле под током на станции приема, то без тока на станции отправления и наоборот. Исключение составляют только реле, включаемые от кнопок, которые нажимают дежурные по станции при смене направления в нормальном или вспомогательном режимах, и реле контроля занятия перегона (ЧЗП и НЗП). Для смены направления дежурный станции приема Б нажимает кнопку НСН (рис. 4.2) и возбуждает реле ННС (начальное) с контролем возбужденного прямой полярностью реле НКП (контроля перегона), а затем это реле встает на цепь самоблокировки. Контактами реле ННС от цепи Н-ОН на станции приема отключается источник питания НСП – НСМ (рис. 4.1). В результате этого лишается питания реле ЧСНЛ на станции отправления, оно отпускает нейтральный якорь и выключает комбинированное реле ЧСН (рис. 4.2), которое тоже отпускает нейтральный якорь. В результате на станции отправления зеленая лампочка НО (нечетное отправление) начинает гореть в мигающем режиме (рис. 4.3).





Дежурный станции отправления нажимает кнопку ЧДСО и через нейтральный тыловой контакт реле ЧСНЛ возбуждает реле ЧДСО. Реле ЧИЗП (реле изменения полярности) также выключается нейтральным контактом реле ЧСНЛ, но это не приводит ни к каким изменениям в линейной цепи (рис. 4.1), так как контакты реле ЧИЗП отключены от линии контактами реле ЧСН1. А результатом возбуждения реле ЧДСО становится смена полярности в цепи К-ОК, и теперь ток от полюса НСП через обмотку реле Ч1ЗП подается в верхний провод ОК, а НСМ – в нижний К.

Реле НКП (рис. 4.1) на станции приема перебрасывает поляризованный якорь, удерживая нейтральный якорь притянутым. Через контакты поляризованного и нейтрального якоря (рис. 4.2) этого реле с контролем того, что медленнодействующий повторитель реле контроля перегона НПКП под током, возбуждается реле НВ (включающее), и через контакт реле НПКП встает на цепь самоблокировки. Реле НВ, замкнув фронтовые контакты, вновь подает питание в цепь Н-ОН, но обратной полярности (рис. 4.1), и реле ЧСНЛ на станции отправления притягивает нейтральный якорь и перебрасывает поляризованный в положение “Прием”. Одновременно, на станции приема реле НВ (рис. 4.2), встав под ток, отключает реле НЗП и НПН, а последнее, с замедлением отпуская якорь, разрывает цепь питания реле НКП (рис. 4.1) на станции приема и реле Ч1ЗП на станции отправления. Реле НКП отпускает нейтральный якорь и выключает питание реле НВКП (рис. 4.2), но последнее имеет замедление на отпадание и отпускает якорь только через 0,9 с, и выключает НПКПД, а НКПД выключает НПКП. В течение времени замедления на отпадание реле НВКП в линию Н-ОН продолжает подаваться питание от источника НСП-НСМ станции приема.

На станции А (отправления) после того, как реле ЧСНЛ перебросило поляризованный якорь, перебрасывает поляризованный якорь его повторитель реле ЧСН (рис. 4.2). Переключение поляризованного якоря реле ЧСН приводит к выключению реле ЧСНВ, а оно, в свою очередь, выключает реле ЧВ, и через тыловой контакт последнего возбуждается реле ЧПН, а реле ЧСН выключается. Реле ЧСНЛ контактами реле ЧВ (рис. 4.1) от линии отключается. Реле ЧСНВ выключает реле ЧСН1 и ЧСН2 (рис. 4.2), возбужденное состояние которых разрешает открытие выходных светофоров и возбуждает реле ЧКИП. После выключения этих реле станции А устанавливается в положение “Прием”, на пульте появляется соответствующая индикация. Реле ЧСНД (рис. 4.2) выключено контактом реле Ч1ЗП, которое обесточилось во время выключения реле НПН на станции Б, и теперь тыловыми контактами реле ЧВ на станции А к линии Н-ОН вместо реле ЧСНЛ подключается источник питания НСП (провод Н) – НСМ (провод ОН). Таким образом, на время замедления на отпадание реле НВКП после последовательного выключения на станции А реле Ч1ЗП, которое выключит реле ЧСНД, и отпускания якоря реле ЧВ с замедлением порядка 0,4 с в линию Н-ОН согласно включены два источника питания на станции А и станции В (рис. 4.1). От двойного напряжения надежно перебрасывают якорь реле Н на перегоне. После выключения реле НВКП на время замедления на отпадание реле НПКП на станции Б линия Н-ОН закорачивается, а затем к ней подключается реле НСНЛ, которое перебрасывает свой поляризованный якорь в положение “Отправление” и притягивает нейтральный якорь. Это приводит к переключению поляризованного якоря реле НСН (рис. 4.2) и включению реле НСНВ, которое создает еще одну цепь питания реле НВ и отключает питание реле НКИП (рис. 4.3), которое за счет блока конденсаторов емкостью 1500 мкФ имеет замедление 11 с.



Кроме того, реле НСНВ включает реле НСНД (рис. 4.2), и на станции Б к линии К-ОК подключается источник питания НСП-НСМ через низкоомную обмотку реле Н1ЗП и тыловые контакты реле НИЗП и НСН1 (на рис. 4.1 не показано), точно так же, как на станции А. На станции А возбуждается реле ЧКП, на станции Б включается реле Н1ЗП и включает реле НИЗП (рис. 4.2), которое меняет полярность в цепи К-ОК и через блок БВМШ возбуждает реле НЗПД с задержкой 6 с. Через 6 с реле НЗПД встает под ток, и возбуждается реле НЗП, и далее возбуждаются реле НСН1 и НСН2, и станция Б устанавливается в положение “Отправление”. Если по каким-либо причинам смена направления будет проходить более 11 с, реле НКИП отпускает якорь, реле НСН1 и НСН2 (рис. 4.3) не смогут возбудиться, открыть выходной сигнал на станции Б будет невозможно, а лампочка ЧO (четное отправление) на пульте будет гореть в мигающем режиме. На станции А после того как НИЗП поменяла полярность в линии К-ОК, реле ЧКП на станции А (рис. 4.1) перебрасывает поляризованный якорь и включает реле ЧВКП (рис. 4.2). Реле ЧВКП через БВМШ с задержкой в 6 с включает реле ЧПКПД, а оно включает реле ЧПКП. Смена направления закончилась.

Контроль свободности перегона на станции приема и отправления отличаются. При открытии сигнала на станции отправления обесточивается исключающее реле ЧИ и в цепь К-ОК (рис. 4.1) вместо реле Ч1ЗП включается реле Ч2ЗП. Реле Ч1ЗП типа НМШ4-105/1100 было включено в цепь К-ОК только низкоомной обмоткой 105 Ом. Реле Ч2ЗП типа АНШ2-1230, две обмотки которого по 615 Ом включаются в линию К-ОК последовательно так, как показано на рис. 4.1, кроме того в линию добавляются два резистора по 3,3 кОма. Ток в цепи К-ОК должен быть меньше тока надежного отпускания реле НКП – 0,005А, при последовательном соединении его обмоток. В то же время должно сработать реле Н2ЗП, ток срабатывания – порядка 0,0057 А. Поэтому для надежного обесточивания реле НКП в линию включается только одной обмоткой, что в два раза увеличивает ток отпадания и срабатывания, кроме того, происходит смена полярности в цепи К-ОК. Поэтому при открытии сигнала на станции отправления на станции приема надежно отпускает якорь реле НКП и зажигает на пульте ДСП красную лампочку занятия перегона. Одновременно на станции отправления встает под ток реле Н2ЗП и поддерживает возбужденное состояние реле ЧЗП, до выхода поезда за сигнал и выключения реле ЧОКС. Если станция не оборудована БМРЦ, то вместо контрольно-секционных реле включаются путевые реле выходных стрелочных секций.


В случаях ложной занятости одной или нескольких РЦ на перегоне после того как дежурный станции приема убедился, что последний поезд прибыл в полном составе, можно изменить направление движения на перегоне во вспомогательном режиме. Для этого дежурный станции приема по телефону договаривается с дежурным станции отправления и, нажимая кнопку ЧОВ, возбуждает реле ЧОВ (рис. 4.3) с контролем отсутствия на перегоне поезда с ключом-жезлом (контакт НКЖ). Реле ЧОВ на станции приема отключает от линии Н-ОН источник питания и выключает реле НЗП (рис. 4.2). На время замедления на отпадание реле НЗП линия Н-ОН закорачивается, все реле Н на перегоне и реле ЧСНЛ на станции А обесточиваются. Обесточивается реле ЧСН (рис. 4.2) и лампочка НО (рис. 4.3) на пульте дежурного по станции А начинает мигать. Дежурный нажимает кнопку НПВ и заряженный конденсатор подключается к обмотке реле ЧПВ (рис. 4.3). Реле ЧПВ встает под ток и подает со станции отправления питание в провода Н-ОН (рис. 4.1), при этом направление тока в линии такое же, какое было до отключения источника на станции приема. На станции приема возбуждается реле НВСН (вспомогательной смены направления) и возбуждает реле НВКП (рис. 4.2), а так как реле ЧОВ под током, то без выдержки времени возбуждаются реле НПКПД и реле НПКП. Далее через контакты НВСН и НПКП создается цепь возбуждения реле НВ, которое выключает реле НПН, но больше ничего не происходит до тех пор, пока не разрядится конденсатор на станции отправления и не выключится реле ЧПВ, которое, отпустив якорь, выключает реле НВСН на станции приема. Далее схема смены направления проходит так, как было описано выше, так как реле НВ под током, а реле НВКП, НПКПД и НПКП на замедлении и будут последовательно выключаться.

Цепь Н-ОН постоянно обтекается током, и даже если вследствие грозового разряда реле Н на какой-нибудь СТ перебросит поляризованный якорь, то постоянно протекающий по линии Н-ОН ток со станции приема вернет поляризованный якорь реле в нормальное положение. Если переключение фидеров питания произойдет в момент смены направления, то не будет питания линейных цепей, которые в зависимости от длины перегона получают его от блоков питания ДСНП-2 или ППШ-3. Если это произойдет в тот момент, когда реле НВКП отпускает якорь и выключает НПКП, то реле НСНЛ не возбудится, не переключит свой поляризованный якорь, и реле НВ выключится. В результате на станции А реле НСНЛ от линии отключится, а на станции Б оно уже отключено, при этом оба реле будут в положении приема. На обеих станциях будут гореть желтые лампочки установки на прием и красные лампочки занятия перегона, так как контактами реле ЧСНД и НСНД оба источника питания от линии К-ОК отключены. Чтобы выйти из этой ситуации дежурный станции Б после переговоров с дежурным станции А нажимает кнопку ЧОВ (рис. 4.3) и возбуждает реле ЧОВ, которое притягивает свой якорь и подключает к проводам Н-ОН реле НВСН (рис. 4.1). Реле НВСН возбуждается, так как станция А уже переключилась на прием и подает питание в линию Н-ОН. Реле НВСН на станции Б возбуждает реле НВКП, НПКПД без выдержки времени, реле НПКП и реле НВ. Далее дежурный нажимает кнопку НСН и отпускает кнопку ЧОВ. Реле ЧОВ обесточивается, выключает реле НВСН, оно отключает реле НВКП и реле НПКП, а последнее подключит реле НСНЛ к линии Н-ОН. Реле НСНЛ встает под ток и перебрасывает поляризованный якорь в положение отправления, возбуждаются реле НСН, НСНВ и реле НСНД. Зеленая лампочка путевого отправления на пульте дежурного по станции Б (рис. 4.3) начнет мигать, так как реле НСН1 без тока. Чтобы его возбудить, не
дожидаясь возбуждения реле НЗПД, дежурный повторно нажимает кнопку ЧОВ, и через фронтовой контакт реле НКИП возбуждаются реле НСН1 и НСН2, т.е. станция Б перешла на отправление и зеленая лампочка ПО начинает гореть непрерывно.
Описание макета
Лабораторный макет представляет собой вертикальную панель с нанесенной на нее полной четырехпроводной схемой смены направления. Возбужденному состоянию реле соответствует горение светодиода, выключению реле – гашение светодиода. Если реле находится на замедлении на срабатывание, то до замыкания фронтовых контактов режим горения мигающий, при выключении реле мигающий режим сохраняется до размыкания фронтовых контактов. Схема собрана на однокристальной микроЭВМ АТ89С51, которая управляет светодиодами в соответствии с логикой работы релейной схемы с учетом временных характеристик реле, считывает состояние кнопок управления и состояние линейных цепей (обрыв или короткое замыкание). В нижней части макета установлены кнопки изменения режима работы. При нажатии кнопки “Сброс” схема устанавливается в исходное состояние, при котором станция с левой стороны макета устанавливается на отправление, а с правой стороны – на прием. Кнопка “Тест” служит для проверки исправности светодиодов и при ее нажатии все светодиоды загораются. Если после включения пульта все светодиоды зажглись, надо нажать кнопку “Тест”. Кнопка “Замедленный режим” в десять раз увеличивает временные характеристики реле, т.е. время смены направления, позволяя проследить за последовательным срабатыванием реле. При включении пошагового режима включение или выключение реле схемы будет происходить только после нажатия кнопки “Шаг”, что упрощает изучение схемы. Однако следует иметь в виду, что при работе в пошаговом режиме переключение реле после нажатия кнопки “Шаг” происходит только после окончания временной задержки на срабатывания или выключения реле, поэтому не рекомендуется использовать одновременно замедленный и пошаговый режимы.
Порядок выполнения работы
1. Построение временной диаграммы работы схемы.

Для построения временной диаграммы лучше всего использовать пошаговый режим работы. Первоначально надо подготовить лист со всеми реле станции приема и отправления, как показано на рис. 4.4 и 4.5, нанеся на него нормальное состояние реле. Затем нажать кнопку “Пошаговый режим” и кнопку НСН. Если произойдет возбуждение реле НСН, значит схема не перешла в пошаговый режим и надо,