Файл: Вопросы к экзамену по курсу "Прокурорский надзор".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формула принципа: в своей организации и деятельности органы прокура­туры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руковод­ствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

Принцип гласности в деятельности прокуратуры

Формула принципа: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой за­коном тайне.

Принцип обязательности исполнения указаний прокурора

Формула принципа: требования прокурора, вытекающие из его полномо­чий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.
8. Функции и иные направления деятельности прокуратуры

Функция прокуратуры — осуществляемый в строго регламентируемых федеральным законодательством рамках вид деятельности, направленный на достижение поставленных перед прокуратурой РФ целей, заключающийся в реализации прокурорами возложенных на них полномочий, исходя из установленной законами и руководящими указаниями вышестоящих прокуроров компетенции.

Функционирование прокуратуры — повседневный процесс реализации возложенных на нее функций. Всесторонний анализ многогранной деятельности прокуратуры позволяет сделать вывод о том, что на нее возложены четыре функции.


9. Система прокуратуры Российской Федерации и структура ее органов

Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор рФ, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ.


В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления.

Расследованием преступлений и привлечением к уголовной ответственности лиц, их совершивших, занимаются соответствующие следственные подразделения во всех звеньях прокурорской системы, в том числе и в системе Главной военной прокуратуры.

Главное следственное управление в составе Генеральной прокуратуры РФ, возглавляемое заместителем Генерального прокурора РФ, имеет управления и отделы, в которых предусмотрены должности старших следователей по особо важным делам. Остальные звенья прокурорской системы также имеют в штате следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. В военных прокуратурах имеются военные и старшие военные следователи, следователи по особо важным делам и старшие военные следователи по особо важным делам.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.

Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее.



Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях.
10. Органы прокуратуры и система правоохранительных органов РФ

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации

  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации

  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

  • Военная прокуратура

  • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

  • Научные и учебные учреждения прокуратуры

Прокуратура является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных обеспечить установленные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура занимает особое место, т. к. на нее в законодательном порядке возложена задача координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный Закон РФ от 17 января 1992 года №2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Этот закон определил задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, порядок назначения прокуроров, их компетенцию, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.

Как и любому другому виду правоохранительных органов, прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других государственных органов:

- наличие полномочий осуществления правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом;

- осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с установленными законом правилами и процедурами;

- наличие права применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения;

- обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами, должностными лицами и гражданами.

11.Специализированные прокуратуры РФ

Специализированные прокуратуры, входящие в единую систему органов прокуратуры РФ, это:

– военная прокуратура;

– транспортные прокуратуры;

– природоохранные прокуратуры;

– прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях;

– прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ (по охране государственной тайны).

Имея в своем распоряжении определенный резерв средств материального и технического обеспечения, а также штатной численности, Генеральный прокурор законодательно наделен полномочием учреждать специализированные прокуратуры, которые приравниваются к прокуратурам районов и областей.

Организация и структура специализированных прокуратур соответствует принципам, общим для всей системы прокуратуры Российской Федерации. Их деятельность регулируется теми же законодательными актами, что и деятельность территориальных прокуратур. Цели и задачи деятельности специализированных прокуратур также, в соответствии с принципами единства, законности и др., совпадают с целями и задачами всех прочих органов и учреждений российской прокуратуры. В распоряжении прокуроров специализированных прокуратур находятся единые для всех прокурорских работников средства прокурорского реагирования.

Но есть и особенности структурной организации, объектов и предмета прокурорского надзора, характерные исключительно для каждого из видов специализированных прокуратур, определяющиеся ведущим направлением и сферой их деятельности.

Изданный Генеральным прокурором в 1996 г. приказ «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» урегулировал деятельность специализированных прокуратур, устранив нередкую прежде ситуацию, когда специализированные и территориальные прокуратуры действовали параллельно, во многом дублируя деятельность друг друга, и в то же время оставалось немало таких сфер, требующих надзора, которые выпадали из поля внимания и тех, и других прокуратур.
12. Военная прокуратура

Полномочия органов военной прокуратуры осуществляются в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.


Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура; военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главная военная прокуратура. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям – начальников управлений, и помощников по особым поручениям – заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председателя), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

Полномочия военных прокуроров: 1) участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

2) назначать вневедомственные ревизии и проверки;

3) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений,организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;