Файл: Вопросы к экзамену по курсу "Прокурорский надзор".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

К таким условиям относятся правила содержания указанной категории лиц, в том числе гарантии их личной безопасности, материально-бытовое обеспечение, должное медико-санитарное обслуживание и т. п. Во многом создание необходимых условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, обуславливается уровнем материально-финансового обеспечения органов и учреждений пенитенциарной системы. Возможности органов прокуратуры в части реализации этого правомочия представляются несколько ограниченными.

6. Право проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Правовые акты (нормативно-правовые и индивидуальные), издаваемые должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу, носят подзаконный характер и должны полностью соответствовать положениям федерального законодательства. В случае установления несоответствия вышеперечисленных правовых актов (в целом или в части) законодательству Российской Федерации прокурор должен принять меры к их отмене или изменению, например посредством направления в адрес руководства исправительного учреждения протеста.

7. Право требовать объяснения от должностных лиц.

Это правомочие позволяет прокурору четко ориентироваться в имеющейся служебной информации, подлежащей правовой оценке.

При проведении проверок прокурор должен по возможности объективно устанавливать интересующие факты и обстоятельства, в том числе со слов незаинтересованных представителей администрации. К тому же всегда целесообразно при наличии взаимоисключающих показаний (показания должностного лица администрации — показания задержанного, заключенного под стражу, осужденного, лица, подвергнутого принудительным мерам) выслушать и зафиксировать официальную точку зрения по возникающим вопросам. Отобрание объяснения у должностного лица администрации также может предшествовать решению вопроса о привлечении его к мерам юридической ответственности.


8. Право вносить протесты и представления или возбуждать производства об административных правонарушениях.

Выявив нарушения законности, прокурор принимает меры к их устранению. С этой целью он может использовать любые средства прокурорского реагирования, с помощью которых можно устранить допущенные нарушения, причины и условия, им способствующие. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается. Избрание вида юридической ответственности виновных зависит от степени тяжести и характера совершенного правонарушения.

9. Право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных.

В местах содержания задержанных и заключенных под стражу, учреждениях, исполняющих наказания, связанные с лишением свободы, устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ и УИК РФ. Должностные лица администраций мест содержания задержанных и заключенных под стражу, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, могут налагать на лиц, допустивших нарушение режима, дисциплинарные взыскания: выговор, водворение в карцер, водворение в дисциплинарный изолятор, водворение в штрафной изолятор, водворение в помещение камерного типа, водворение в одиночную камеру на гауптвахте и т. п. Однако если должностным лицом взыскание на провинившегося наложено незаконно или необоснованно, прокурор вправе отменить его непосредственно своим постановлением. Решение прокурора об отмене дисциплинарного взыскания обязательно для должностных лиц администрации.

10. Право немедленно освобождать своим постановлением заключенных под стражу и осужденных из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Если лицо, заключенное под стражу или осужденное без достаточных оснований (фактических и юридических), помещено в штрафной изолятор, помещение камерного типа, карцер, одиночную камеру, дисциплинарный изолятор, надзирающий прокурор принимает решение об освобождении этого лица. Данное решение прокурора является обязательным для администрации и исполняется незамедлительно. Кроме того, прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиат-рическое учреждение.



В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, прокурор санкционирует отдельные решения должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказания, мест содержания задержанных и заключенных под стражу (ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др.). Режим особых условий в исправительных учреждениях вводится по согласованию с прокурором (ч. 3 ст. 85 УИК РФ, ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

16. Надзор за исполнением законов судебными приставами: предмет,

задачи, особенности организации

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами представляет собой направление деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению законности в деятельности судебных приставов, а также принимаемых ими правовых актов.

Прокурорский надзор за исполнением законов службой судебных приставов является относительно новым направлением деятельности прокуратуры РФ. Данное направление прокурорского надзора было регламентировано ст. 1 Закона о прокуратуре в 1999 г.

Федеральная служба судебных приставов представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральная служба судебных приставов находится в ведении Минюста России, которое осуществляет координацию и контроль деятельности судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

В соответствии с Законом о судебных приставах они подразделяются на:

1) судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее — судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов);


2) судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее — судебный пристав-исполнитель).

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является обеспечение исполнения законов в деятельности судебных приставов, а также принимаемых ими правовых актов.

В связи с разделением службы судебных приставов на две категории прокуратурой осуществляется надзор за каждой из них.

При осуществлении надзора прокуроры осуществляют надзор за исполнением судебными приставами-исполнителями Закона о судебных приставах, а также законодательства об исполнительном производстве (Закона об исполнительном производстве), исполнением решений судебных актов, актов других органов и должностных лиц; своевременным, полным и правильным исполнением исполнительных документов; вынесением судебными приставами постановлений.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, обеспечивающими порядок деятельности судов, является: соблюдение ими как Закона о судебных приставах; федеральных конституционных законов от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2013 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) «Об арбитражных судах Российской Федерации», от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188ФЗ (в ред. от 04.03.2013 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» в части обеспечения порядка деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей.

Надзор осуществляется также за законностью применения судебными приставами специальных средств, а также огнестрельного оружия. В предмет прокурорского надзора входит исполнение судебными приставами и иных законов, связанных с осуществлением их деятельности (исполнение норм НК РФ в части получения санкций прокурора на арест имущества и др.

Пределы надзора охватывают законность действия судебных приставов и соответствие закону издаваемых ими паровых актов.

Цель надзора надлежащее обеспечение верховенства закона, надлежащее исполнение закона службой судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина.

Задачи надзора прокурора при осуществлении надзора за каждой из категорий судебных приставов. обеспечение законности при исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц.


Объектами надзора являются Федеральная служба судебных приставов Российской, и входящие с не структурные подразделения (судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители).

Субъектами надзора в данном направлении прокурорской деятельности являются должностные лица федеральной службы судебных приставов РФ, судебные приставы - исполнители, и судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители.

Правовое регулирование:

Осуществляя данный вид надзора, прокуроры руководствуются Законом о судебных приставах, федеральных конституционных законов от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2013 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) «Об арбитражных судах Российской Федерации», от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188ФЗ (в ред. от 04.03.2013 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации», а также Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 (в ред. от 21.12.2013 г.), утвердившим Положение о Федеральной службе судебных приставов, Законом о прокуратуре и Указанием Генерального прокурора РФ от 12 мая 2009 г. № 115/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».
17. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с

Преступностью

Сущность координации заключается в совместной, согласованной, взаимообусловленной, упорядоченной деятельности различных правоохранительных органов, направленной на достижение общей цели – борьба с преступностью.

Координация деятельности по борьбе с преступностью – обеспечение прокурором согласованной деятельности правоохранительных органов, направленной на разработку, обсуждение и осуществление в рамках компетенции каждого органа совместных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению и привлечению к ответственности лиц, их совершивших, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Задачи координационной деятельности: 154) повышение эффективности борьбы с преступностью;