ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предметных:
-
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических задач;
-
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; -
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; -
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость
между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-
сформированность умения решать физические задачи; -
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере для принятия практических решений в повседневной жизни; -
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
В результате освоения предмета обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
обязательная учебная нагрузка обучающегося 120 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 106 часов;
консультации- 4 часа;
экзамен – 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная учебная нагрузка | 110 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 106 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 18 |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 10 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 10 |
- 1 2 3
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета упв.03 ФИЗИКА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел 1 Механика | | 26 | | |||||||
Тема 1.1. Кинематика | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математике в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира | 2 | ||||||||
2 | Механическое движение и его относительность. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение | |||||||||
Лабораторные работы (ОК2-ОК6) | 2 | | ||||||||
1 | № 1 Исследования движения тела под действием постоянной силы. | |||||||||
Тема 1.2. Динамика | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести | 2 | ||||||||
3 | Закон всемирного тяготения. Невесомость. Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе закона всемирного тяготения и на основе законов динамики | |||||||||
Лабораторные работы (ОК2-ОК6) | 2 | | ||||||||
| №2 Изучение особенностей силы трения. | |||||||||
Тема 1.3. Законы сохранения энергии | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований | 2 | ||||||||
2 | Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств | |||||||||
Лабораторные работы (ОК2-ОК6) | 2 | | ||||||||
1 | № 3Экспериментальная проверка закона сохранения импульса и реактивного движения | |||||||||
2 | № 4 Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости | |||||||||
Тема 1.4. Колебания и волны | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Механические колебания. Амплитуда, период, частота, Фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. | 2 | ||||||||
Лабораторные работы (ОК2-ОК6) | 2 | | ||||||||
1 | № 5 Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити | |||||||||
| Практические занятия (ОК2-ОК6) | 2 | ||||||||
1 | № 1 Решение задач по разделу 1. Механика | |||||||||
Контрольные работы | 2 | |||||||||
1 | Итоговое занятие по разделу 1. Механика | |||||||||
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика | | 16 | ||||||||
Тема 2.1. Молекулярная физика | Содержание учебного материала | 6 | ||||||||
1 | Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул | 2 | ||||||||
2 | Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа. Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества | |||||||||
3 | Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления, при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ. | |||||||||
Лабораторные работы (ОК2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,) | 2 | | ||||||||
1 | № 6 Экспериментальная проверка изотермического процесса в газе | |||||||||
2 | № 7 Измерение влажности воздуха | |||||||||
Тема 2.2. Термодинамика | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статическое истолкование. Наблюдение и описание способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики | 2 | ||||||||
2 | Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника. | |||||||||
Практические занятия (ОК2, ОК3, ОК6) | 2 | | ||||||||
1 | № 2 Решение задач по теме: «Молекулярная физика. Термодинамика» | |||||||||
Контрольные работы | 2 | |||||||||
| По теме 2.1. Молекулярная физика. Термодинамика | |||||||||
Раздел 3. Электродинамика | | 44 | ||||||||
Тема 3.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов | 2 | ||||||||
2 | Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля. Проведение измерений параметров электроемкости конденсатор | |||||||||
Тема 3.2. Постоянный электрический ток | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи. | 2 | ||||||||
2 | Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводникового диода, электромагнитного реле, динамика, микрофона, электродвигателя постоянного тока | |||||||||
Лабораторные работы (ОК2-ОК6) | 2 | | ||||||||
1 | № 8 Выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного тока | |||||||||
2 | № 9 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | |||||||||
Практические занятия (ОК2-ОК6) | 2 | |||||||||
1 | № 3 Решение задач по теме: «Электрическое поле. Постоянный электрический ток». Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами | |||||||||
Контрольные работы | 2 | |||||||||
1 | По теме 3.2. Постоянный электрический ток | |||||||||
Тема 3.3. Переменный электрический ток | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора | 2 | ||||||||
2 | Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников с током, самоиндукции. | |||||||||
Лабораторные работы (ОК2-ОК6) | 2 | | ||||||||
1 | № 10 Проведение измерений параметров индуктивности катушки | |||||||||
Тема 3.4. Электромагнитные колебания и волны | Содержание учебного материала | 6 | ||||||||
1 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток | 2 | ||||||||
2 | Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии | |||||||||
3 | Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами. | |||||||||
Практические занятия (ОК1-ОК6) | 4 | | ||||||||
1 | №4 Решение задач по теме: «Переменный электрический ток. Электромагнитные колебания и волны» | |||||||||
| Контрольные работы | 2 | ||||||||
1 | По теме: «Переменный электрический ток. Электромагнитные колебания и волны» | |||||||||
Тема 3.5. Оптика. Волновые свойства света | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Геометрическое построение хода световых лучей на границы раздела двух прозрачных сред. | 2 | ||||||||
2 | Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Построение хода световых лучей на примере простых оптических приборов | |||||||||
Лабораторные работы (ОК2-ОК6) | 4 | | ||||||||
1 | № 11 Экспериментальная проверка интерференции и дифракции света | |||||||||
2 | № 12 Измерение показателя преломление стекла | |||||||||
Практические занятия (ОК1-ОК6) | 2 | |||||||||
1 | №5 Решение задач по теме: «Законы отражения и преломления света» | |||||||||
Тема 3.6 Элементы теории относительности | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи | 2 | ||||||||
Раздел 4. Квантовая физика | | | 20 | | ||||||
Тема 4.1. Строение атома и квантовая физика | Содержание учебного материала | 8 | ||||||||
1 | Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавиловаю. Планетарная модель атома. Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности; объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра | 2 | ||||||||
2 | Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры. | |||||||||
3 | Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. | |||||||||
4 | Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов:фотоэлемента, лазера, газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры | |||||||||
Практические занятия (ОК2-ОК6) | 4 | | ||||||||
1 | № 5 Решение задач по теме: «Строение атома и квантовая физика» | |||||||||
Контрольные работы | 2 | |||||||||
1 | По теме: «Строение атома и квантовая физика» | |||||||||
Тема 4.2. Эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | 2 | ||||||||
2 | Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной | |||||||||
Практические занятия (ОК2-ОК6) | 2 | | ||||||||
1 | №6 Наблюдение и описание движения небесных тел. Компьютерное моделирование движения небесных тел | |||||||||
Консультации | 4 | |||||||||
Экзамен | 10 | |||||||||
Всего: | 120 |
- 1 2 3
3. условия реализации программы предмета
При реализации учебного предмета могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (Статья 13 Федерального закона от 29 декабря2012г. № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета Физики.
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя -
посадочные места (по количеству обучающихся); -
доска учебная; -
стенды учебные; -
приборы для демонстрации опытов по разделам физики; -
таблицы; -
дидактический и раздаточный материал по разделам физики; -
учебные видеофильмы.
Технические средства обучения:
-
телевизор; -
DVD – плеер; -
учебно-методические материалы на CD и DVD дисках.
Оборудование для проведения лабораторных работ:
-
амперметры постоянного тока и переменного; -
вольтметры постоянного тока и переменного; -
ваттметры; -
осциллографы лабораторные; -
магазин сопротивлений; -
батареи конденсаторов; -
генератор ультразвуковой лабораторный; -
генератор низкочастотный.
-
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2018. – 448 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-4468-6570-6. – Текст : непосредственный. -
Трофимова, Т.И. Курс физики с примерами решения задач в 2-х томах. Том 1 : учебник / Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. — Москва : КноРус, 2020. — 577 с. — ISBN 978-5-406-05612-7. — URL : https://book.ru/book/932796 (дата обращения: 28.01.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный. -
Трофимова, Т.И. Курс физики с примерами решения задач в 2-х томах. Том 2 : учебник / Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. — Москва : КноРус, 2022. — 378 с. — ISBN 978-5-406-09420-4. — URL : https://book.ru/book/943096 (дата обращения: 28.01.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный.