Файл: Министерство образования кузбасса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной

грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость

между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • сформированность умения решать физические задачи;

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


В результате освоения предмета обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.


ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

обязательная учебная нагрузка обучающегося 120 часов, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 106 часов;

консультации- 4 часа;

экзамен – 10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная учебная нагрузка

110

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

106

в том числе:




лабораторные занятия

18

практические занятия

18

контрольные работы

10

Консультации

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена

10



  1.   1   2   3

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета упв.03 ФИЗИКА





Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Механика




26




Тема 1.1. Кинематика

Содержание учебного материала

4

1

Физика фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математике в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира

2

2

Механическое движение и его относительность. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение

Лабораторные работы (ОК2-ОК6)

2




1

№ 1 Исследования движения тела под действием постоянной силы.

Тема 1.2.

Динамика

Содержание учебного материала

4

1

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести

2

3

Закон всемирного тяготения. Невесомость. Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе закона всемирного тяготения и на основе законов динамики

Лабораторные работы (ОК2-ОК6)

2







№2 Изучение особенностей силы трения.

Тема 1.3.

Законы сохранения энергии

Содержание учебного материала

4

1

Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований

2

2

Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств

Лабораторные работы (ОК2-ОК6)

2




1

№ 3Экспериментальная проверка закона сохранения импульса и реактивного движения

2

№ 4 Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости

Тема 1.4.

Колебания и волны

Содержание учебного материала

2

1


Механические колебания. Амплитуда, период, частота, Фаза колебаний. Уравнение гармонических

колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны.

2


Лабораторные работы (ОК2-ОК6)

2




1

№ 5 Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити




Практические занятия (ОК2-ОК6)

2

1

№ 1 Решение задач по разделу 1. Механика

Контрольные работы

2

1

Итоговое занятие по разделу 1. Механика

Раздел 2.

Молекулярная физика. Термодинамика




16

Тема 2.1. Молекулярная физика

Содержание учебного материала

6

1

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул

2


2

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа. Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества

3

Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления, при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ.

Лабораторные работы (ОК2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,)

2




1

№ 6 Экспериментальная проверка изотермического процесса в газе

2

№ 7 Измерение влажности воздуха

Тема 2.2. Термодинамика



Содержание учебного материала

4

1

Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статическое истолкование. Наблюдение и описание способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики

2

2

Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

Практические занятия (ОК2, ОК3, ОК6)

2




1

№ 2 Решение задач по теме: «Молекулярная физика. Термодинамика»

Контрольные работы

2




По теме 2.1. Молекулярная физика. Термодинамика

Раздел 3.

Электродинамика




44

Тема 3.1. Электрическое поле

Содержание учебного материала

4


1

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов

2

2

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля. Проведение измерений параметров электроемкости конденсатор

Тема 3.2. Постоянный электрический ток

Содержание учебного материала

4

1

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи.

2

2


Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: мультиметра, полупроводникового диода, электромагнитного реле, динамика, микрофона, электродвигателя постоянного тока

Лабораторные работы (ОК2-ОК6)

2




1

№ 8 Выполнение экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного тока

2

№ 9 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

Практические занятия (ОК2-ОК6)

2

1

№ 3 Решение задач по теме: «Электрическое поле. Постоянный электрический ток». Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами

Контрольные работы

2

1

По теме 3.2. Постоянный электрический ток

Тема 3.3. Переменный электрический ток

Содержание учебного материала

4

1

Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора

2

2

Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Наблюдение и описание магнитного взаимодействия проводников с током, самоиндукции.

Лабораторные работы (ОК2-ОК6)

2




1

№ 10 Проведение измерений параметров индуктивности катушки

Тема 3.4. Электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала

6

1


Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные

колебания. Переменный ток

2

2

Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное

сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление

электрической энергии

3

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для сознательного соблюдения правил безопасного обращения с электробытовыми приборами.

Практические занятия (ОК1-ОК6)

4




1

№4 Решение задач по теме: «Переменный электрический ток. Электромагнитные колебания и волны»




Контрольные работы

2

1

По теме: «Переменный электрический ток. Электромагнитные колебания и волны»

Тема 3.5.

Оптика. Волновые свойства света

Содержание учебного материала

4

1

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность.

Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Геометрическое построение хода световых лучей на границы раздела двух прозрачных сред.

2

2

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Построение хода световых лучей на примере простых оптических приборов

Лабораторные работы (ОК2-ОК6)

4




1

№ 11 Экспериментальная проверка интерференции и дифракции света

2

№ 12 Измерение показателя преломление стекла

Практические занятия (ОК1-ОК6)

2

1

№5 Решение задач по теме: «Законы отражения и преломления света»

Тема 3.6

Элементы теории относительности

Содержание учебного материала

2

1

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи

2

Раздел 4. Квантовая физика







20




Тема 4.1.

Строение атома и квантовая физика

Содержание учебного материала

8

1

Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А. Эйнштейна для

фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавиловаю. Планетарная модель атома. Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, фотоэффекта, радиоактивности; объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и

атомного ядра

2


2

Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.

3

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра.

Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика.

4

Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада.

Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов:фотоэлемента, лазера, газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры

Практические занятия (ОК2-ОК6)

4




1

№ 5 Решение задач по теме: «Строение атома и квантовая физика»

Контрольные работы

2

1

По теме: «Строение атома и квантовая физика»

Тема 4.2.

Эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

4

1


Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о

происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные

масштабы наблюдаемой Вселенной.

2

2

Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной

Практические занятия (ОК2-ОК6)

2




1

№6 Наблюдение и описание движения небесных тел. Компьютерное моделирование движения небесных тел

Консультации

4

Экзамен

10

Всего:

120

  1. 1   2   3

3. условия реализации программы предмета



При реализации учебного предмета могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (Статья 13 Федерального закона от 29 декабря2012г. № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»).

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета Физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя

  • посадочные места (по количеству обучающихся);

  • доска учебная;

  • стенды учебные;

  • приборы для демонстрации опытов по разделам физики;

  • таблицы;

  • дидактический и раздаточный материал по разделам физики;

  • учебные видеофильмы.

Технические средства обучения:

  • телевизор;

  • DVD – плеер;

  • учебно-методические материалы на CD и DVD дисках.

Оборудование для проведения лабораторных работ:

  • амперметры постоянного тока и переменного;

  • вольтметры постоянного тока и переменного;

  • ваттметры;

  • осциллографы лабораторные;

  • магазин сопротивлений;

  • батареи конденсаторов;

  • генератор ультразвуковой лабораторный;

  • генератор низкочастотный.
  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

        1. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2018. – 448 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-4468-6570-6. – Текст : непосредственный.

        2. Трофимова, Т.И. Курс физики с примерами решения задач в 2-х томах. Том 1 : учебник / Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. — Москва : КноРус, 2020. — 577 с. — ISBN 978-5-406-05612-7. — URL : https://book.ru/book/932796 (дата обращения: 28.01.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный.

        3. Трофимова, Т.И. Курс физики с примерами решения задач в 2-х томах. Том 2 : учебник / Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. — Москва : КноРус, 2022. — 378 с. — ISBN 978-5-406-09420-4. — URL : https://book.ru/book/943096 (дата обращения: 28.01.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный.