Файл: Реализация государственной политики в сфере образования на примере муниципального образования город Ирбит.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35 статусу и организационным формам управления. Так, органами управления образованием в субъектах Российской Федерации могут быть
Министерства образования республик или областей, Департаменты образования, главные управления образованием, управления образованием администраций областей и т.д. Министр (руководитель, начальник управления образованием, департаментом) назначается и освобождается от должности главой субъекта Российской Федерации. Статус этих органов определяется, как правило, в законах об образовании субъектов
Российской Федерации [4].
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления является не только Закон № 273–ФЗ, но и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», так как закрепление полномочий исполнительных органов местного самоуправления в сфере образования исходит из наличия собственных полномочий, осуществляемых по вопросам ведения муниципальных образований, и отдельных передаваемых полномочий, осуществляемых по вопросам ведения государственных органов исполнительной власти [11].
Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Так, в структуре местной администрации могут создаваться органы управления образованием (управления, департаменты

36 или отделы образования). Такие органы осуществляют управление муниципальными образовательными учреждениями, формируют различные экспертные и аттестационные комиссии, организуют предоставление дополнительного образования детям и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования отнесены вопросы преимущественно организационного характера, не затрагивающие содержательную сторону.
Основными полномочиями муниципальных органов управления образованием, определенными федеральным законодательством, являются:
1) предоставление бесплатного образования в соответствии с образовательными стандартами в РФ;
2) осуществление дополнительного образования за счет средств федерального бюджета;
3) обеспечение содержания и ухода за детьми в образовательных учреждениях;
4) контроль за созданием и ликвидацией учреждений в сфере образования;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
7) осуществление иных установленных федеральным законодательством полномочий в сфере образования.
Основной целью управления образованием является проведение на территории муниципального образования образовательной политики,


37 направленной на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечение эффективного функционирования и развития муниципальной системы образования.
Рассматривая систему органов управления образованием в РФ, нельзя не сказать о государственно-общественном управлении образованием на всех уровнях (далее – ГОУО) – особом типе взаимодействия государства и общества, предполагающем постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся.
Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.
В действующем Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в сравнении с предыдущим законом Российской Федерации «Об образовании» принцип государственно-общественного управления образованием перенесен из принципов государственной политики в сфере образования в перечень принципов организации управления системой образования в целом и во всех ее структурных элементах[3].
Е
Задачи ГОУО общественнос
Вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики формирование и реализацию образовательной политикиацию об в формирование
Повышение эффективности государственной политики в сфере образования

38
Задачи
ГОУ
Рис. 3. Задачи государственно-общественного управления образованием
Рассмотрев систему органов управления образованием, можно сказать, что на сегодняшний день сделаны важнейшие шаги на пути демократизации системы образования, а также сделать вывод о том, что она является децентрализованной и подразумевает распределение функций управления по всей цепочке: центр - регионы - муниципалитеты - образовательные учреждения.

39

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГОРОД ИРБИТ
2.1 Общая информация об Управлении образованием
муниципального образования город Ирбит
Управление образованием Муниципального образования город
Ирбит является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования Муниципального образования город Ирбит, обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
[30].
В своей деятельности Управление образованием руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и правовыми актами Свердловской области, Уставом
Муниципального образования город Ирбит и иными муниципальными правовыми актами Муниципального образования город Ирбит.

40
Полное наименование Управления образованием - Управление образованием Муниципального образования город Ирбит.
Сокращенное наименование Управления образованием - Управление образованием МО г. Ирбит.
Место нахождения Управления: 623851, Свердловская область, город Ирбит, улица Советская, д. 100а.
Управление образованием по типу является казённым учреждением, имеет самостоятельный баланс, счета в соответствии с действующим законодательством, круглую печать со своим наименованием и изображением герба Муниципального образования город Ирбит, штампы и бланки установленного образца.
Ему подведомственно 32 муниципальных учреждения, в которых работает 1419 человек. Ежедневно образовательные организации посещает порядка 7362 обучающихся. Это самая крупная муниципальная система учреждений в Муниципальном образовании город Ирбит.
Таблица 1
Сеть образовательных организаций
Муниципального образования город Ирбит
Показатель
2015 год
2016 год
2017 год
Количество учреждений, подведомственных
Управлению образованием Муниципального
образования город Ирбит, из них:
32
32
32
детские сады
20 20 20
Школы
8 8
8 учреждения дополнительного образования
3 3
3 учреждения сопровождения
1 1
1
Количество обучающихся
в детских садах
2989 2951 2951 в школах
4341 4411 4411

41 в учреждениях дополнительного образования
2100 2100 2100
Общее количество работников в ОУ, из них:
1368
1424
1436
в детских садах
773 824 821 в школах
453 455 467 в учреждениях дополнительного образования
101 105 108 в учреждении сопровождения
41 40 40
Количество педагогических работников в ОУ,
из них:
633
668
674
в детских садах
293 320 322 в школах
291 295 299 в учреждениях дополнительного образования
49 53 53
Сеть образовательных учреждений города включает 32 образовательных учреждения, в том числе:
-
8 общеобразовательных организаций;
-
3 образовательных организации дополнительного образования детей;
-
20 дошкольных образовательных организаций;
-
1 учреждение сопровождения образования.
Все образовательные организации МО город Ирбит имеют статус бюджетных или автономных:
- статус автономного учреждения имеют девять дошкольных образовательных организаций, три общеобразовательных организации, три образовательных организации дополнительного образования.
- статус бюджетного учреждения имеют одиннадцать дошкольных образовательных организаций, пять общеобразовательных организаций.
Начальник Управления образованием назначается на должность и освобождается от должности главой Муниципального образования город
Ирбит.
Полномочия управления образованием:
1) предоставление бесплатного и общедоступного дошкольного, основного общего, начального общего, среднего общего образования по


42 всем основным программам общеобразовательным в образовательных муниципальных организациях (кроме полномочий по осуществлению финансового обеспечения за реализацией всех основных общеобразовательных программ на основании федеральных государственных образовательных стандартов);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Свердловской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
3) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
4) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями
Муниципального образования город Ирбит;
5) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
6) организация отдыха детей в каникулярное время;
7) учреждение от имени Муниципального образования город Ирбит муниципальных образовательных организаций на основании решения главы Муниципального образования город Ирбит, оформленного постановлением главы Муниципального образования город Ирбит;
8) осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции;

43 9) осуществление иных полномочий, предусмотренных уставом
(положением) о муниципальном органе в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области и Уставом МО город Ирбит.
Рис. 4. Структура Управления образованием МО город Ирбит и МКУ
«Центр системы образования»
Основные направления развития образования Муниципального образования город Ирбит определены в соответствии с приоритетами государственной политики, в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 года

44
№ 1262-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года», Решением Думы Муниципального образования город Ирбит от
27.10.2016 года № 445 «Об утверждении Программы социально- экономического развития Муниципального образования город Ирбит на
2017-2020 годы», Указами Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по осуществление политики государством в сфере образования и науки».
Система образования Муниципального образования город Ирбит ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.
2.2 Анализ результатов реализации государственной политики в
сфере образования в муниципальном образовании город Ирбит
Для практической реализации государственной политики в сфере образования и в соответствии с ГПРО на очередной период в муниципальном образовании город Ирбит постановлением главы администрации МО город Ирбит от 11 ноября 2016 года № 1825 утверждена муниципальная программа «Развитие системы образования в
МО город Ирбит на 2014-2017 годы», в которой определены цели, задачи и целевые показатели по подпрограммам:
1. Развитие системы дошкольного образования в МО город Ирбит;
2. Развитие системы общего образования в МО город Ирбит;


45 3.
Развитие системы дополнительного образования в МО город
Ирбит.
Целью данной муниципальной программы является обеспечение качественных условий для эффективного функционирования системы образования.
Задачи подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования в МО город Ирбит»:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- обеспечение 100-процентного соотношения среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в общем образовании в Муниципальном образовании город Ирбит;
- совершенствование условий для сохранения здоровья и развития детей дошкольного возраста в Муниципальном образовании город Ирбит.
- приведение материально-технической базы образовательных организаций системы дошкольного образования МО город Ирбит в соответствие с современными требованиями к условиям реализации государственных образовательных стандартов.
Целевые показатели реализации подпрограммы «Развитие системы дошкольного образования в МО город Ирбит на 2017-2020 годы»:
- обеспеченность доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- обеспечение 100-процентного соотношения среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в общем образовании в муниципальном образовании город Ирбит;
- реализация ФГОС дошкольного образования;
- выполнение норм питания;

46
- доля зданий муниципальных образовательных организаций дошкольного образования, в которых проведен капитальный ремонт с целью приведения в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются муниципальные образовательные организации.
По данной подпрограмме все целевые показатели достигнуты (см. прил. 1).
Под контролем Главы Муниципального образования город Ирбит находится исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части выплаты заработной платы педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций.
Параметры уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций МО город
Ирбит утверждены соглашением между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Муниципальным образованием город Ирбит о предоставлении субвенций из областного бюджета местному бюджету на финансовое обеспечение государственных гарантий № 379 от 02.03.2017, № 608 от 31.03.2017.
Все целевые показатели по заработной плате по итогам 6 месяцев
2017 года выполнены.
С 2011 года в Муниципальном образовании город Ирбит запущена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «электронная очередь в детские сады». Она обеспечивает поддержку административных процессов, связанных с приемом заявлений, построением электронной очереди, комплектованием, выдачей путевок в дошкольные образовательные организации, построением аналитической и статистической отчетности в соответствии с требованиями типовых