Файл: Организация амбулаторнополиклинической помощи взрослому и детскому населению в условиях медицинского страхования общие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 10.3. Примерная организационная структура детской городской поликлиники
Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуется кабинет
профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка). Для работы в нем в поликлинике, обслуживающей до 10 тыс. детей, предусмотрена 1 должность, свыше 10 тыс. детей - 2 должности медицинских сестер по профилактической работе со здоровыми детьми.
Основная задача кабинета здорового ребенка - обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.) с целью профилактики заболеваний и отклонений физического развития ребенка.
Профилактическая направленность и диспансеризация являются ведущими в деятельности детских поликлиник. Важнейшее звено диспансеризации детского населения - медицинские осмотры, среди которых особое место занимают

неонатальный
и
аудиологический
скрининг. Проблема наследственных и врожденных заболеваний чрезвычайно актуальна для нашей страны. Врожденные и наследственные болезни занимают второе место среди причин смертности у детей в возрасте до 1 года и составляют
19,0% среди причин детской инвалидности. Несвоевременное выявление и отсутствие специфического лечения наследственных заболеваний приводят к развитию тяжелых симптомов болезней - умственной отсталости, слепоте, глухоте, карликовости, почечно-печеночной недостаточности и к другим нарушениям жизненно важных функций организма.
Комплексное решение вопросов профилактики, ранней диагностики и терапии врожденных и наследственных заболеваний возможно только на основе медико-генетической службы, одно из приоритетных направлений развития которой - неонатальный скрининг.
Показатели патологической пораженности по отдельным наследственным заболеваниям, установленным при неонатальном скрининге в рамках национального проекта «Здоровье», составили: фенилкетонурия - 0,15, врожденный гипотиреоз - 0,28, адреногенитальный синдром - 0,11, муковисцидоз - 0,1, галактоземия - 0,03 случая на 1000 обследованных.
В 2007 г. за счет средств федерального бюджета впервые проведена углубленная диспансеризация более 124 тыс. детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. По итогам диспансеризации, только
2% детей признаны здоровыми, 66% детей имеют хронические заболевания.
Особенность работы детской поликлиники состоит в том, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковой службой на дому. В поликлинике проводится прием здоровых детей, больных, страдающих хроническими заболеваниями, а также повторных с инфекционными заболеваниями (без острых явлений) и реконвалесцентов.
Большое значение в деятельности детской поликлиники имеет прививочная работа. Сроки проведения вакцинации определены Национальным календарем профилактических прививок.
Профилактические прививки проводятся детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Детям, посещающим образовательные учреждения, прививки делаются в этих учреждениях. Категорически запрещается делать прививки на дому.
О дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения и школы, необходимо заранее оповещать родителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки должны проводиться по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответствующих специалистов.
Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считаются временными противопоказаниями для проведения вакцинации. Плановые прививки осуществляют через 2-4 нед после выздоровления.
Гигиеническое воспитание и обучение на участке должны быть тесно связаны с лечебно-профилактической работой врача и медицинской сестры и проводиться по плану.
В отличие от поликлиники для взрослых, в структуру детской поликлиники входят отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях и отделение медико-социальной помощи.
Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в
образовательных
учреждениях обеспечивает организацию лечебнопрофилактической работы среди детей и подростков в образовательных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных

и учреждениях начального и среднего профессионального образования, кроме того, осуществляет взаимодействие с военкоматами по постановке подростков на первичный воинский учет и подготовку к призыву в армию, обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультированию и профориентации.
Для обеспечения работы в образовательных учреждениях предусмотрено выделение должностей врачей-педиатров из расчета одна должность на:
• 180-200 детей в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);
• 600 детей детских садов (соответствующих групп в детских яслях-садах);
• 1200 учащихся учреждений школьного, начального и среднего профессионального образования.
Кроме того, в отделении предусмотрены должности медицинских сестер или фельдшеров из расчета одна должность на 100 детей детских садов и 600 учащихся образовательных учреждений.
Отделение
медико-социальной
помощи осуществляет медико- психологическую помощь, гигиеническое воспитание и правовую помощь детям. Его основные задачи:
• медико-социальный патронаж в семьях, выявление в них лиц, имеющих факторы риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;
• гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;
• санитарно-просветительная работа, направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни, отказ от так называемых саморазрушающих форм поведения (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжничество и т.п.).
Структура и штаты отделения устанавливаются индивидуально, в зависимости от численности прикрепленного контингента, характера и объема работы. В состав отделения могут быть введены должности психолога (медицинского психолога), врача-педиатра, врача-терапевта подросткового, социального работника. Для решения задач, касающихся репродуктивного здоровья, дополнительно могут привлекаться врач акушер-
гинеколог, уролог, хирург или иной специалист. Для обеспечения правовой помощи в отделении может работать юрист.
В диспансерном наблюдении за ребенком участковому
врачу-
педиатру придается ведущая, координирующая роль, он в полной мере отвечает за своевременность, комплексность и необходимый объем профилактической, лечебной и реабилитационной работы. К главным задачам работы участкового врача-педиатра относятся: дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Большая роль в лечении и оздоровлении детей и подростков принадлежит врачам
узких
специальностей
(врачам-
специалистам). Количество работающих в поликлинике врачей- специалистов определяется в соответствии со штатными нормативами (см. табл. 10.1). Врач-специалист детской городской поликлиники оказывает медицинскую помощь детскому населению по своей специальности.
Основная задача врача-специалиста - организация и проведение лечебной и профилактической работы с детьми и подростками.
Врач-специалист работает в тесном контакте с другими врачами детской городской поликлиники (отделения), участвует в оздоровлении детей и подростков в образовательных учреждениях. Специализированная помощь детской поликлиники может обеспечиваться дополнительными приемами специалистов по вопросам репродуктивного здоровья (детская гинекология, андрология, консультирование по профилактике ИПППП, нежелательной беременности), психического здоровья и др.
По достижении
18-летнего возраста подростки с медицинской документацией на них передаются в АПУ общей сети, для чего создается специальная медицинская комиссия, которая ежегодно утверждается совместным приказом главных врачей поликлиник для взрослых и детей.
4. ЖЕНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Женская консультация организуется как самостоятельное лечебно- профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения
(городской, центральной районной больниц) для оказания амбулаторной акушерско-гинекологической помощи женщинам.


Руководство женской консультации, организованной как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа), осуществляет главный врач, который назначается на должность и освобождается руководителем органа управления здравоохранением муниципального образования. Руководство женской консультацией, созданной в структуре лечебно-профилактического учреждения, осуществляет заведующий отделением, который назначается на должность руководителем лечебно-профилактического учреждения.
Структура и штатная численность медицинского и иного персонала женской консультации утверждаются руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от объема проводимой работы.
Основная цель работы женской консультации - оказание квалифицированной амбулаторной акушерско-гинекологической помощи женскому населению вне беременности, в период беременности и в послеродовом периоде.
Основные задачи женской консультация:
• подготовка женщин к беременности и родам, оказание акушерской помощи во время беременности и в послеродовом периоде;
• оказание амбулаторной помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями;
• обеспечение консультирования и услуг по планированию семьи, профилактика абортов, заболеваний, передаваемых половым путем, внедрение современных методов контрацепции;
• оказание акушерско-гинекологической помощи в условиях специализированного приема, дневного стационара;
• оказание социально-правовой помощи в соответствии с законодательством;
• предоставление в региональное отделение Фонда социального страхования
РФ отчетов-заявок на получение родовых сертификатов;
• проведение мероприятий по повышению знаний, санитарной культуры населения в области охраны репродуктивного здоровья и др.
Примерная организационная структура женской консультации представлена на рис. 10.4.

В крупных женских консультациях могут быть организованы дневные стационары для обследования, лечения гинекологических больных и проведения малых гинекологических операций и манипуляций.
Рис. 10.4. Примерная организационная структура женской консультации
Режим работы женской консультации организуется с учетом обеспечения максимальной доступности акушерско-гинекологической помощи женскому населению.
Неотложная акушерско-гинекологическая помощь обеспечивается специализированными отделениями больниц или родильных домов. Помощь на дому беременным, родильницам и гинекологическим больным оказывает лечащий или дежурный врач женской консультации.
Такая помощь осуществляется в день вызова. После посещения женщины врач вносит соответствующую запись в первичную медицинскую документацию. Лечебные и диагностические манипуляции на дому выполняются средним медицинским персоналом (по назначению врача).
Женщине предоставляется право выбора акушера-гинеколога по ее желанию.
В целях оптимизации преемственности рекомендуется наблюдение женщины вне беременности, в период беременности и после родов одним и тем же врачом. Основные задачи врача акушера-гинеколога: осуществление диспансерного наблюдения гинекологических больных, беременных, родильниц, оказание им при необходимости экстренной медицинской помощи и направление в специализированные стационары.
Подготовка к родам и материнству в женской консультации проводится как индивидуально, так и в группах. Наиболее перспективная и эффективная

форма занятий - семейная подготовка к рождению ребенка, направленная на привлечение членов семьи к активному участию в дородовой подготовке.
Присутствие отца ребенка во время родов и послеродовом периоде способствует изменению образа жизни беременной и ее семьи, ориентирует на рождение желанного ребенка.
Наряду с семейной формой подготовки к деторождению рекомендуются использование традиционных методов по психофизической подготовке беременных к родам, а также обучение их правилам личной гигиены, подготовки к будущим родам и уходу за ребенком в «Школах материнства», организуемых в женских консультациях. При этом применяются демонстрационные материалы, наглядные пособия, технические средства и предметы ухода за ребенком.
С 1 января 2006 г. в рамках национального проекта «Здоровье» началась реализация программы «Родовый сертификат», направленной на решение проблемы сохранения и укрепление здоровья матери и ребенка, повышения качества и доступности оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, создание условий для рождения здоровых детей.
Родовый сертификат выдается в женской консультации по месту жительства при сроке беременности начиная с 30 недель (в случае многоплодной беременности - с 28 недель) и более. Обязательное условие выдачи сертификата - постановка на учет и непрерывное наблюдение в этой женской консультации не менее 12 недель. Сертификат выдается на женщину, а не на ребенка, поэтому даже в случае многоплодной беременности сертификат всего один. Женщине, которая во время беременности наблюдалась в женской консультации на платной основе или заключила договор с роддомом об оказании платных услуг, родовой сертификат не может быть выдан. В случае отсутствия регистрации по месту жительства («прописки») женщина может встать на учет в женской консультации того населенного пункта, где фактически проживает. При выдаче сертификата в нем делается отметка о причине отсутствия регистрации. Женщина имеет также возможность выбрать роддом в любом городе по своему желанию. Сертификат выдается независимо от того, совершеннолетняя женщина или нет, работает она или нет.
Родовой сертификат состоит из шести частей: регистрационной (корешок), четырех талонов и собственно сертификата.

Корешок родового сертификата предназначен для подтверждения его выдачи, остается в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем сертификат. Талон № 1 предназначен для оплаты медицинских услуг, оказанных женской консультацией в период беременности. Передается из консультации в региональное отделение Фонда социального страхования для оплаты. Талон № 2 используется для оплаты медицинской помощи, оказанной женщинам во время родов в учреждениях родовспоможения.
Передается из роддома или родильного отделения в региональное отделение
Фонда социального страхования для оплаты. Талон № 3 состоит из двух частей. Талон № 3-1 родового сертификата предназначен для оплаты учреждениям здравоохранения услуг за первые 6 мес диспансерного наблюдения ребенка. Талон № 3-2 родового сертификата предназначен для оплаты учреждениям здравоохранения услуг за вторые шесть месяцев диспансерного наблюдения ребенка. Талон № 3 передается из детских поликлиник в региональное отделение Фонда социального страхования для оплаты. Родовый сертификат служит подтверждением оказания медицинской помощи женщине в период беременности и родов, а также ребенку в первый год жизни учреждениями здравоохранения.
Родовый сертификат (без талонов), где записывается дата рождения, вес, рост младенца, выдается женщине при выписке из родильного дома. К родовому сертификату прилагается Памятка, содержащая информацию о правах и обязанностях женщины в рамках реализации программы «Родовый сертификат».
В результате введения сертификатов объем дополнительного финансирования службы родовспоможения в 2008 г. составил более 13 млрд рублей, которые распределились следующим образом: в женские консультации было направлено 32%, в родильные дома - 63%, в детские поликлиники - 5% этих средств. Средства, полученные этими учреждениями здравоохранения по программе «Родовый сертификат», направлялись на повышение заработной платы персоналу, оказывающему медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни, а также на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, в стационарных учреждениях - на дополнительное питание беременных и кормящих матерей.
Ведение родовых сертификатов послужило одним из факторов снижения показателей младенческой, перинатальной, материнской смертности.