Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У.Э. 2.3.4. Этнические символы народов мира

(презентация PowerPoint – самостоятельная работа студентов)
Цель У.Э. 2.3.4: научиться систематизировать информацию об этнических символах народов мира.
Учебные задачи У.Э. 2.3.4:

  1. Научиться характеризовать этнические символы народов мира.

  2. Научиться представлять информацию об этнических символах в виде презентации PowerPoint.


В рамках данной работы необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Характеризовать этнические символы народов мира.

  2. Составлять презентацию PowerPoint, демонстрирующую этнические символы народов мира.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Бауер В. Энциклопедия символов = Lexikon der symbole / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин; [пер. с нем. Г. И. Гаева]. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 512 с.

  3. Мастюгина Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: (учеб. пособие) / Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. – М.: Знание, 1997. – 317 с.

  4. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.



Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 2.3.4 предполагает работу в малых группах по 2-3 человека, библиотеках университета, а также с ресурсами сети Интернет.
Задание 1. Собрать и систематизировать информацию об этнических символах одного из народов мира.

Задание 2. Составить презентацию PowerPoint, содержащую информацию об этнических символах одного из народов мира.


Дополнительная информация

Символ – предмет, образ, действие или духовная ценность, которые воспринимаются человеком в качестве заместителя или представителя какого-либо иного явления.

Этническими символами могут являться:

  • официальные государственные символы: флаг, герб, гимн страны и др.;

  • неофициальные символы: песни, поговорки, лозунги, уникальные здания, портреты лидеров, уникальные графические изображения, национальная одежда и др.

Символы выполняют следующие функции:

  • внутренние: консолидируют этнос, позволяют отличить «своих» от «чужих», символизируют какое-либо достижение, уникальную национальную особенность;

  • внешние: дают внешнему миру информацию об этносе и стране, служат опознавательным знаком (например, флаг корабля).

Официальные государственные символы олицетворяют государственную власть как внутри страны, так и за ее пределами.

Флаг – обычно прямоугольное полотнище определенного цвета (или содержащее сочетание цветов). Каждый цвет обычно символизирует какие-либо особенности, явления, значимые для данной нации:

  • идеологию (например, коммунистическую – красные флаги СССР и КНР с небольшими золотыми символами в верхнем левом углу);

  • природно-климатические особенности (сочетание голубого (цвета неба) и желтого (цвет пшеницы) на флаге Украины);

  • прошлые яркие события (сочетание 3 цветов – красного, белого и синего на флаге Франции (символизируют свободу, равенство и братство, Великую Французскую революцию);

  • зашифрованные символы (звездно-полосатый флаг США: 13 полос символизируют первые 13 штатов, учредивших США, звезды внутри синего прямоугольника в левом верхнем углу – общее количество штатов).

Герб – геральдический символ. Обычно это установленное государством изображение, символ, значимый для этноса или государства.

В каждом гербе существует центральный элемент (главный символ). Им могут быть: животное (чаще лев или орел), пейзаж (горы и солнце), значимые национальные или идеологические символы (серп и молот, полумесяц и др.).

Гимн – торжественная мелодия и слова (песня), которая исполняется в особо значимых для государства (народа) случаях.

Помимо официальных, этнические символы бывают и неофициальными. Данные символы могут быть совершенно разными по форме, но они обычно несут большую эмоционально-психологическую нагрузку и символизируют какую-либо привлекательную черту нации либо саму нацию (государство). Ими могут быть: объекты (небоскребы Америки, Эйфелева башня), портреты лидеров (профиль Ленина, лицо Арафата в палестинском головном уборе), значимые графические символы (звезда, полумесяц, свастика и др.), популярные мелодии («Калинка-малинка» и др.), национальная одежда (шаровары, цилиндры и др.).
Консультация

Требования к презентации:

  • минимум текстового сопровождения;

  • тезисное изложение текстовой информации;

  • наличие схем, таблиц, диаграмм;

  • обязательное наличие иллюстративного материала;

  • при защите презентации обязательно наличие устного сопровождения.





У.Э. 2.3.5. Этнические образы народов мира

(коллаж – самостоятельная работа студентов)
Цель У.Э. 2.3.5: научиться реконструировать этнические образы народов мира.
Учебные задачи У.Э. 2.3.5:

  1. Научиться характеризовать составляющие этнического образа.

  2. Научиться составлять коллаж, реконструирующий этнический образ.


В рамках данной работы необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Характеризовать составляющие этнического образа.

  2. Составлять коллаж, реконструирующий этнический образ.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Бауер В. Энциклопедия символов = Lexikon der symbole / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин; [пер. с нем. Г. И. Гаева]. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 512 с.

  3. Мастюгина Т.М. Этнология. Народы России: история и современное положение: (учеб. пособие) / Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. – М.: Знание, 1997. – 317 с.

  4. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.




Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 2.3.5 предполагает выполнение заданий в малых группах дома или в рамках индивидуального занятия.
Задание 1. Охарактеризовать составляющие этнического образа.


Задание 2. Составить коллаж, отражающий этнический образ конкретного народа.


Консультация

Первоначально следует дать определение понятию «этнический образ». Для этого необходимо ориентироваться на значения понятий «образ» и «этнос». Обобщив признаки этих понятий, следует сформулировать итоговое определение.

Комментарии

Образ (в общем смысле) – это результат отражения объекта в сознании человека.

Составляющими этнического образа являются: символы, стереотипы (авто- и гетеро-) и конкретные знания. Для начала следует вспомнить определения данных понятий. Для их характеристики необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие ассоциации у Вас возникают при упоминании о том или ином народе?

  • Какие из ассоциаций относятся к какой из составляющих?

  • К какой составляющей относится наибольшее количество ассоциаций?

  • При каких условиях на первый план выходит та или иная составляющая?


Комментарии

Народ для реконструкции образа выбирается самостоятельно. В коллаже должны присутствовать все составляющие этнического образа.

При составлении коллажа следует воспользоваться рекомендациями ко второму заданию У.Э. 2.2.2, примеры коллажей представлены в Приложении 1 (У.Э. 2.3.5).




Приложение 1 (У.Э. 2.3.5)













У.Э. 2.3.6. Национальные особенности повседневного этикета народов мира

(практическое занятие – 4 часа)
Цель У.Э. 2.3.6: научиться взаимодействовать с учетом особенностей повседневного этикета народов мира.
Учебные задачи У.Э. 2.3.6:

  1. Научиться характеризовать понятия «гостевой этикет» и «повседневный этикет».

  2. Научиться характеризовать элементы повседневного этикета народов мира.

  3. Научиться разрабатывать ситуации, демонстрирующие проблемы межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии.

  4. Научиться анализировать проблемные ситуации межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Составлять характеристику понятий «гостевой этикет» и «повседневный этикет».

  2. Характеризовать элементы повседневного этикета разных народов.

  3. Разрабатывать ситуации, демонстрирующие проблемы межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии.

  4. Анализировать проблемные ситуации межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии.


План:

  1. Понятия «гостевой этикет» и «повседневный этикет».

  2. Характерные черты повседневного этикета народов мира.

  3. Проблемы межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии.


Литература:

Основная:

  1. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 223 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114542&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  4. Тимашева О. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.


Дополнительная:

  1. Воронкова Л.П. Этикет в русской культуре: учеб. пособие. – М.: [б. и.], 1996. – 94 с.

  2. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Изд. центр. «Академия», 2008. – 352 с.

  3. Мацумото Д. Психология и культура [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/17.php (дата обращения 30.09.2018).

  4. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.

  5. Платонов Ю.П. Этническая психология: [учеб. пособие]. – СПб.: Речь, 2001. – 319, [2] с.

  6. Поленова Т. Самые удивительные обычаи и традиции народов мира: науч.-попул. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 253, [1] с.

  7. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол: учеб. пособие. – М.: Ось-89, 2000. – 207, [1] с.

  8. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие [для магистрантов по направлению подгот. «Психология»]. – М.: Форум, 2012. – 86, [2] с.

  9. Чулкина Н.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 143 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90800 (дата обращения 30.09.2018).

  10. Этикет, сервировка, украшение праздничного стола / сост. Е. Светлова. – М.: Гамма Пресс 2000, 2002. – 400 с.

  11. Этнопсихологический словарь / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Г.Н. Волков и др.]; под ред. В Г. Крысько; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн; редкол.: Ш.А. Амонашвили и др.]. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. – 342, [1] с.




Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 2.3.6. предполагает выполнение заданий в малых группах. Каждая группа работает с характерными чертами повседневного этикета отдельного народа.
Задание 1. Выделить признаки понятий «повседневный этикет», «гостевой этикет».


Задание 2. Выделить характерные черты повседневного этикета различных народов мира в форме путеводителя.

Задание 3. Разработать 2 ситуации, демонстрирующие проблемы межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии.


Задание 4. Проанализировать проблемные ситуации межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии


План выполнения задания:

  1. По учебной литературе и словарям ознакомиться с определениями понятий.

  2. Выделить родовые и видовые признаки понятий.


Консультация

При характеристике необходимо учитывать следующие содержательные блоки:

  • гостевой этикет (поведение гостей и хозяев, застольный этикет, приветствие и прощание, подарки);

  • национальная кухня;

  • темы для разговоров;

  • особенности взаимоотношений полов.

В путеводителе должны быть отражены все характерные черты повседневного этикета конкретного народа.

Цель путеводителя – облегчить процесс ориентирования в чем-либо. В связи с этим информация, представленная в нем, должна быть краткой, но емкой, изложена в доступной форме. К составлению путеводителя, кроме того, рекомендуется подойти творчески: выбрать оригинальную форму представления, дополнить информацию иллюстрациями.

Комментарии

Каждая группа по жребию получает два народа для характеристики. Список народов:

  • испанцы;

  • шведы;

  • французы;

  • немцы;

  • англичане;

  • русские;

  • американцы;

  • арабы;

  • индийцы;

  • японцы;

  • китайцы;

  • евреи.

Выбор именно этих народов обусловлен значительной разницей в их культурных традициях, особенностях национальных характеров и поведения.
Консультация

Первая ситуация должна отражать характерные черты повседневного этикета конкретного народа. Ее следует разработать таким образом, чтобы из содержания было ясно, о каком народе идет речь.

При разработке второй ситуации необходимо подчеркнуть особенности этикета разных народов в конкретных условиях повседневного межэтнического взаимодействия (по блокам, представленным в задании 2), таким образом продемонстрировав проблемы, которые могут возникнуть при таком взаимодействии.

Комментарии

Народы и условия взаимодействия выбираются по жребию. При разработке ситуаций логично ориентироваться на путеводители, составленные при выполнении задания 2.
Комментарии

Для анализа предлагаются ситуации, разработанные при выполнении задания 3. После представления ситуаций каждой группой происходит обсуждение и выявление проблем, которые могут возникнуть в связи с особенностями повседневного этикета.




У.Э. 2.4. Рубежный контроль

по модулю 2

«Межкультурные различия и проблемы МЭК в современном мире»

(анализ ситуаций – 2 часа)
Методические рекомендации

При подготовке к рубежному контролю следует повторить все учебные элементы, рассмотренные в модуле.

Суть работы заключается в анализе проблемных ситуаций межэтнического общения, что позволяет продемонстрировать знания и умения, сформированные в ходе освоения модуля. При подготовке к выполнению работы необходимо ориентироваться как в лекционном материале, так и в информации, полученной в ходе практических занятий.

На первом этапе выполнения задания следует разработать алгоритм анализа проблемной ситуации. Алгоритм – точный набор инструкций, описывающих последовательность действий, необходимых для достижения результата. Затем, ориентируясь на него, необходимо проанализировать проблемные ситуации межэтнического общения и определить пути выхода из них. При поиске путей следует учитывать интересы сторон и принципы толерантного межэтнического взаимодействия.

Задание выполняется в группах по 5-6 человек. Каждая группа анализирует 1-2 ситуации, которые вытягиваются по жребию. Работа в группе осуществляется на основе принципов мозгового штурма. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) – метод решения проблемы, при котором каждому участнику обсуждения необходимо высказать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. После этого предложенные варианты необходимо сгруппировать и оценить с точки зрения особенностей культуры народа и принципов толерантного межэтнического поведения. Таким образом, в обсуждении должен принять участие каждый член группы, что является одним из критериев оценивания.
Варианты ситуаций межэтнического взаимодействия

Ситуация 1

Шведский студент по обмену Олоф в России познакомился с русской девушкой Анной. Между ними завязались крепкие дружеские отношения, которые в дальнейшем, после отъезда Олофа, продолжились по переписке. Через некоторое время возможность приехать в Швецию появилась у Анны. Ребята очень обрадовались возможности снова встретиться. Олоф встретил девушку в аэропорту, помог устроиться в гостинице. На следующий день он пригласил Анну в кафе. Там они весело провели время, однако в конце встречи швед категорически отказался платить за девушку. Анна была обескуражена таким поведением друга.
Ситуация 2

Ханс с женой были приглашены наряду с другими соотечественниками и русскими в дом норвежских друзей в Сингапуре. Они все прибыли около семи. Скандинавы остановились возле дома, обмениваясь приветствиями. Однако русские сразу же подошли к двери и один из них нажал кнопку звонка. Это вызвало недоумение как гостей, так и хозяев-скандинавов. В результате вечер прошел в напряженной атмосфере.
Ситуация 3

Али и его жена Фатима приехали во Францию из Саудовской Аравии. Первоначально проблем с интеграцией в новую культуру у них не возникло – Али устроился на престижную работу в компьютерную фирму, Фатима вела домашнее хозяйство. Через какое–то время их соседи французы, семейная пара Жюль и Анетт, решили завязать знакомство. Купив подарок, они отправились в гости. Однако после звонка в дверь женский голос ответил им, что не может впустить их, поскольку мужа нет дома, и попросил зайти позже вечером. Жюль и Анетт задумались, стоит ли им в дальнейшем общаться с новыми соседями.
Ситуация 4

В 8 «Б» классе мальчики готовили поздравление для девочек на 8 марта. Когда они обсуждали варианты подарков, предложение таджика Закира было высмеяно и категорично отклонено, хотя оно было интересным. А староста класса Василий заявил, что не нуждается в советах всяких «понаехавших», да и вообще ничего умного они предложить не могут. Большая часть одноклассников поддержала лидера. После этого Закир несколько дней не посещал школу. Выясняя причину отсутствия мальчика, классный руководитель узнал о случившемся от его родителей. После этого он сумел погасить конфликт.
Ситуация 5

Света из Омска и Аслан из Махачкалы приехали отдыхать в детский летний лагерь. Познакомившись, они подружились, найдя общие интересы и темы для разговоров. В лагере было принято дежурить в столовой парами: мальчик и девочка. Когда очередь дошла до Светы и Аслана, всегда очень ответственный и исполнительный Аслан не явился на дежурство. Более того, когда они позже встретились, мальчик даже не извинился. Между ребятами назрел конфликт, однако вожатому удалось погасить его, объяснив Свете поведение Аслана.
Ситуация 6

Семья Вайнштейн переехала из Телль-Авива в Москву, и Иосиф продолжил свое обучение в 5 классе средней школы. Однако в первую же субботу он не явился на урок и эта ситуация повторялась каждую неделю, хотя в остальные дни мальчик усердно учился и успел зарекомендовать себя как способный ученик. Через две недели в пятницу классный руководитель спросил его, придет ли он завтра. Иосиф категорично ответил «нет» и очень удивился, как вообще можно работать по субботам.
Литература:

Основная:

  1. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 223 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114542&sr=1 (дата обращения: 30.09.2018).

  2. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  3. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему): учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., стер. - М. [и др.]: Моск. психол.-соц. ин-т [и др.], 2011. – 239, [1] с.

  3. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Изд. центр. «Академия», 2008. – 352 с.

  4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.

  5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. – М.: Акад. проект, 2004. – 173, [3] с.

  6. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.

  7. Список толерантных черт: метод. рекомендации [адресованы учителям, кл. рук. и родителям учащихся сред. общеобразоват. шк.] / Сургут. гос. пед. ун-т; [авт.-сост.: С.Л. Зубарева, В.Ф. Валеева, В.В. Гагай, Б.П. Яковлев]. – Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – 38 с.

  8. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. – М.: Республика, 2004. – 416 с.

  9. Чулкина Н.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 143 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90800 (дата обращения 30.09.2018).





– –