Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часто именно фольклор воспринимают в качестве отражения традиционной культуры. Его особенностью является анонимность – отсутствие конкретного автора. Хотя это не всегда является правдой – у ряда фольклорных произведений авторство установлено, но в рамках традиционной культуры оно целенаправленно замалчивается. Истинным творцом фольклора традиционная культура считает народ в целом. Анонимность фольклора делает его более простым для восприятия разными группами этноса, каждая из которых считает автора выходцем именно из своей среды.
Фольклор делится на две группы – обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный, семейный, окказиональный. Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза (сказочная и несказочная) и фольклор речевых ситуаций.
Традиционная культура на современном этапе
Традиционные формы социальной жизни не уходят в прошлое, а сосуществуют вместе с индустриальной, массовой, урбанизированной культурой. Между двумя областями внутри культуры – традиционной и современной – происходит непрерывный обмен, в результате которого появляются «вторичные формы современной культуры». Под вторичной в отечественной этнографии понимается форма, находящаяся в более сложных отношениях с традицией (т.е. не являющаяся ее прямым продолжением) или вовсе с ней не связанная, но в чем-то схожая с «первичной» (т.е. традиционной). Выделяется четыре группы «вторичных» форм: 1) квазиподобные – внешне схожие с традиционными, но возникшие без прямой связи с традицией; 2) регенерированные – уже изживавшиеся или изжитые, но под влиянием каких-либо факторов восстановленные в новых условиях и поэтому тоже не являющиеся простым продолжением традиции; 3) фольклоризмы – внешне иногда сходные с традиционными формами или просто их воспроизводящие, однако включенные в новые культурно-бытовые системы, выполняющие нетрадиционные функции; 4) обобщенные – могущие совпадать или не совпадать ни с одной из реально бытовавших локальных форм культуры, ставшие символами традиционной этнической культуры, противопоставляемыми культурам других народов.
Урбанизация и модернизация привели к тому, что наиболее наглядная часть традиционной культуры – фольклор – начал существовать в различных вариантах. Это, во-первых, аутентичный – в российских условиях крестьянский – фольклор, сохранившийся местами в лучших классических образцах. Во-вторых, бытовое творчество в фольклорных, преимущественно, молодежных группах, создаваемых в городской среде. В-третьих, фольклорное исполнительское искусство на профессиональной сцене. В-четвертых,
оригинальное авторское творчество, косвенно ориентированное на элементы этнической и национальной культуры. К этому можно было бы добавить, что в профессиональном искусстве фольклорные мотивы часто используются в жанре стилизации «под народность».
Несмотря на процесс взаимодействия традиционной и современной культур, между ними продолжают существовать определенные различия, проявляющиеся в разных сферах:
-
Отношение к праву. В современной культуре основным регулятором является кодифицированное право. В традиционной культуре таким регулятором выступает традиция, нигде не зафиксированные нормы. Однако даже в странах с развитой системой современного права широко распространены абстрактная справедливость и желание осуществить правосудие вне юридических институтов – либо путем непосредственного обсуждения конфликта сторонами, либо исходя из принципа «прямого действия». -
Скорость происходящих изменений. Для современной культуры характерна высокая скорость изменений, модернизации, которая с каждым годом все ускоряется. В традиционных культурах изменения малозаметны в рамках одного поколения. В случае быстрых изменений носители традиционной культуры испытывают дискомфорт, который может привести и к физической гибели. -
Отношение к коммуникации. В современной культуре главным затруднением для коммуникации является определенная «анонимность». Некоторыми философами современное общество характеризуется как «одиночество в толпе», когда для полноценного общения не хватает времени и близкого знакомства с окружающими. В традиционной культуре наоборот – общение происходит в рамках круга «знакомых людей», когда взаимодействие может быть более длительным и продуктивным. В современной культуре в последние десятилетия намечается стремление преодоления «анонимности» ради вхождения в общество «знакомых». -
Отношение к семье. Для современного общества характерны малые семьи – супруги и дети, третье поколение отсутствует. В традиционной культуре семья, напротив, рассматривается как одна из важнейших ценностей, а потому она гораздо больше по численности и в ней существует авторитет старейшего члена. -
Отношение к производству. В современной культуре производство унифицировано и обезличено. В традиционной наоборот – каждая вещь является уникальной и носит отпечаток мастера. Однако в современной культуре наибольшей ценностью обладают как раз «штучные товары», произведенные известными авторами. -
Отношение к творчеству. В современной культуре в условиях модернизации свобода творчества приветствуется, тогда как в традиционной отклонение от образца считается порочным. -
Отношение к природе. В современной культуре преобладает потребительское отношение к природе. В традиционной – она рассматривается как источник не ресурсов, но самой жизни, которую надо всячески сохранять. В последнее время в современной культуре начался пересмотр отношения к природе, звучат голоса о необходимости возврата к традиционной системе. -
Конфликтогенная ситуация. Современная культура является непрерывным породителем конфликтов (экологических, политических, гендерных, социальных), когда каждый индивид остается один на один с проблемами. В традиционной культуре все конфликты регулируются авторитетом старших, а потому их решение не зависит от конкретного человека. -
Отношение к знаниям. Современное общество – это общество знаний, процесс обучения идет непрерывно на протяжении всей жизни, открытие нового приветствуется. В традиционной культуре обучение носит прикладной характер, новые знания пробивают себе дорогу с большим трудом. Однако в последнее время в современной культуре все больше стремятся к узкой специализации в образовании для большинства населения.
У.Э. 2.2.2. Элементы традиционной культуры в современной культуре
(практическое занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 2.2.2: научиться анализировать проявление элементов традиционной культуры в современной культуре.
Учебные задачи У.Э. 2.2.2:
-
Научиться выделять элементы традиционной культуры в современной культуре. -
Научиться демонстрировать элементы традиционной культуры в современной культуре.
В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:
-
Характеризовать элементы традиционной культуры в современной культуре. -
Составлять коллаж, демонстрирующий элементы традиционной культуры в современной культуре.
План:
-
Основные проявления элементов традиционной культуры в современной культуре. -
Коллаж на тему «Элементы традиционной культуры в современной культуре».
Литература:
Основная:
-
Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c. -
Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018). -
Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.
Дополнительная:
-
Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018). -
Бауер В. Энциклопедия символов = Lexikon der symbole / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин; [пер. с нем. Г. И. Гаева]. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 512 с. -
Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с. -
Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 330, [3] с.
Действия студента | Консультации. Комментарии. Дополнительная информация |
Освоение У.Э. 2.2.2. предполагает выполнение заданий в малых группах. Задание 1. Выявить и охарактеризовать элементы традиционной культуры в современной культуре. Задание 2. Составить коллаж, демонстрирующий элементы традиционной культуры в современной культуре. | План выполнения задания:
Консультация Прежде всего, следует определиться со сферами современной культуры, проявления черт традиционной в которых будет демонстрировать коллаж. Для выполнения задания необходимо подобрать вырезки из журналов, фотоматериалы, цитаты, афоризмы и т.д., иллюстрирующие различные черты традиционной культуры. Дополнительно к занятию следует подготовить цветные карандаши, клей, линейки, цветную бумагу. При составлении и презентации коллажа приветствуется нестандартный подход, творчество. Однако не следует забывать, что основная задача для данного задания – демонстрация проявления черт традиционной культуры в различных сферах культуры современной. Дополнительная информация Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка) – техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию. |
У.Э. 2.2.3. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре
(практическое занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 2.2.3: научиться определять и сравнивать ценности и нормы поведения народов России.
Учебные задачи У.Э. 2.2.3:
-
Научиться определять понятия «общекультурные ценности» и «нормы поведения». -
Научиться выделять из фольклора ценности и нормы поведения народов России. -
Научиться сравнивать ценности и нормы поведения народов России.
В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:
-
Выделять признаки понятий «общекультурные ценности» и «нормы поведения». -
Характеризовать ценности и нормы поведения народов России по фольклору. -
Составлять сравнительную таблицу ценностей и норм поведения народов России.
План:
-
Понятия «общекультурные ценности» и «нормы поведения». -
Ценности и нормы поведения народов России в фольклоре. -
Ценности и нормы поведения народов России: общее и особенное.
Литература:
Основная:
-
Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c. -
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350, [2] с. -
Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.
Дополнительная:
-
Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018). -
Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с. -
Платонов Ю.П. Этническая психология: [учеб. пособие]. – СПб.: Речь, 2001. – 319, [2] с. -
Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М.: Флинта [и др.], 2004. – 328 с. -
Стернин И.А., Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение: учебное пособие. – М.: Издательство «Флинта», 2011. – 165 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83627 (дата обращения 30.09.2018). -
Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие [для магистрантов по направлению подгот. «Психология»]. – М.: Форум, 2012. – 86, [2] с. -
Этнопсихологический словарь / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Г.Н. Волков и др.]; под ред. В Г. Крысько; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн; редкол.: Ш.А. Амонашвили и др.]. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. – 342, [1] с. -
Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 330, [3] с.
Действия студента | Консультации. Комментарии. Дополнительная информация | |||||||||||||||
Освоение У.Э. 2.2.3 предполагает выполнение заданий в малых группах. Каждая группа работает с фольклором отдельных народов. Задание 1. Выделить признаки понятий «общекультурные ценности» и «нормы поведения». Задание 2. На основании анализа фольклора (см. приложение 1 к У.Э. 2.2.3) выделить ценности и нормы поведения народов России и структурировать их в форме таблицы.
Вывод: Задание 3. Сравнить ценности и нормы поведения народов России и выделить те, которые являются общекультурными. | План выполнения задания:
План выполнения задания:
Консультация Результат выполнения задания, по сути, представляет собой вывод к таблице, составленной в рамках выполнения предыдущего задания. Необходимо выделить общие и особенные ценности различных народов и соотнести их с понятием «общекультурные ценности». В итоге следует сформулировать ценности, являющиеся общекультурными. |
Приложение 1 (У.Э. 2.2.3)
Пословицы и поговорки народов России
Народ | Пословицы и поговорки |
Татары | Алмаз режется алмазом, вора ловит вор Бежал от дыма, да попал в огонь Без ветра листья не колышутся Без труда и зайца не поймаешь Близкая солома лучше далекого ячменя Была бы голова, а шапка найдется В лес дров не носят В семье не без урода В том, что летучая мышь не видит днем, не виновато солнце Возни у него много – толку мало |
Башкиры | Без ветра деревья не качаются Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу Была бы голова цела – шапка найдется Быстрого коня нет нужды подгонять, умелому человеку нет нужды помогать В одном сердце две любви не уместишь В радости знай меру, в беде – веры не теряй Вода сама не подойдет, подойдет жажда Вперед взгляни один раз, оглянись – пять раз Время руками не удержишь Выпущенное слово – что птица в полете |
Осетины | Ангел сегодня и завтра ангелом будет Арба не перевернется – дорогу не расширят Башню рушит собственный камень Беда беду на хвосте тащит Беден карман, зато сердце богато Бежал от дыма, да попал в огонь Бежал от медведей – угодил к волкам Бежишь вперед – поглядывай и назад Без близких не проживешь Бездетная плакала, и мать плохих детей плакала |
Калмыки | Барса за хвост не берут, взяв же – не отпускают Богатство – до первого бурана, богатырь – до первой пули Больше мастерства нет драгоценности Будет прибыль – будут и издержки Была бы голова на плечах, шапка всегда найдется В клевете нет правды, во лжи нет добра В стране слепых закрывай глаза; в стране хромых поджимай ногу В темную ночь дорога далека Веревка рвется в том месте, где тонко Верхом на теленке не доедешь до кочевья; читая сказки, не сделаешься ученым |
Украинцы | Не смейся чужой беде, своя на гряде Плачет октябрь холодными слезами В радости кудри вьются, а в печали секутся От гнева стареешь, от смеха молодеешь Долг не ревет, а спать не дает На языке густо, а на деле пусто У кого жена не умирала, у того и горя не бывало Один раз в жизни споткнешься, и то люди заметят Знают его все, как облупленного! Не суйся среда впереди четверга, еще и пятница будет |
Якуты | И от хорошего худое дитя родится Удачливый и с нитки поправляется Без ветра дерево не качается Слепой станет зрячим, глухой – чутким Старая собака зря не лает Лучший лучшего превосходит Спрашивай не старого, спрашивай бывалого Хорошо, когда далека родня и когда близка вода Меньше слов – сладко, много слов – горько Он такой тихий, что травы не порвет |