Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часто именно фольклор воспринимают в качестве отражения традиционной культуры. Его особенностью является анонимность – отсутствие конкретного автора. Хотя это не всегда является правдой – у ряда фольклорных произведений авторство установлено, но в рамках традиционной культуры оно целенаправленно замалчивается. Истинным творцом фольклора традиционная культура считает народ в целом. Анонимность фольклора делает его более простым для восприятия разными группами этноса, каждая из которых считает автора выходцем именно из своей среды.

Фольклор делится на две группы – обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный, семейный, окказиональный. Необрядовый фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза (сказочная и несказочная) и фольклор речевых ситуаций.
Традиционная культура на современном этапе

Традиционные формы социальной жизни не уходят в прошлое, а сосуществуют вместе с индустриальной, массовой, урбанизированной культурой. Между двумя областями внутри культуры – традиционной и современной – происходит непрерывный обмен, в результате которого появляются «вторичные формы современной культуры». Под вторичной в отечественной этнографии понимается форма, находящаяся в более сложных отношениях с традицией (т.е. не являющаяся ее прямым продолжением) или вовсе с ней не связанная, но в чем-то схожая с «первичной» (т.е. традиционной). Выделяется четыре группы «вторичных» форм: 1) квазиподобные – внешне схожие с традиционными, но возникшие без прямой связи с традицией; 2) регенерированные – уже изживавшиеся или изжитые, но под влиянием каких-либо факторов восстановленные в новых условиях и поэтому тоже не являющиеся простым продолжением традиции; 3) фольклоризмы – внешне иногда сходные с традиционными формами или просто их воспроизводящие, однако включенные в новые культурно-бытовые системы, выполняющие нетрадиционные функции; 4) обобщенные – могущие совпадать или не совпадать ни с одной из реально бытовавших локальных форм культуры, ставшие символами традиционной этнической культуры, противопоставляемыми культурам других народов.

Урбанизация и модернизация привели к тому, что наиболее наглядная часть традиционной культуры – фольклор – начал существовать в различных вариантах. Это, во-первых, аутентичный – в российских условиях крестьянский – фольклор, сохранившийся местами в лучших классических образцах. Во-вторых, бытовое творчество в фольклорных, преимущественно, молодежных группах, создаваемых в городской среде. В-третьих, фольклорное исполнительское искусство на профессиональной сцене. В-четвертых,
оригинальное авторское творчество, косвенно ориентированное на элементы этнической и национальной культуры. К этому можно было бы добавить, что в профессиональном искусстве фольклорные мотивы часто используются в жанре стилизации «под народность».

Несмотря на процесс взаимодействия традиционной и современной культур, между ними продолжают существовать определенные различия, проявляющиеся в разных сферах:

  1. Отношение к праву. В современной культуре основным регулятором является кодифицированное право. В традиционной культуре таким регулятором выступает традиция, нигде не зафиксированные нормы. Однако даже в странах с развитой системой современного права широко распространены абстрактная справедливость и желание осуществить правосудие вне юридических институтов – либо путем непосредственного обсуждения конфликта сторонами, либо исходя из принципа «прямого действия».

  2. Скорость происходящих изменений. Для современной культуры характерна высокая скорость изменений, модернизации, которая с каждым годом все ускоряется. В традиционных культурах изменения малозаметны в рамках одного поколения. В случае быстрых изменений носители традиционной культуры испытывают дискомфорт, который может привести и к физической гибели.

  3. Отношение к коммуникации. В современной культуре главным затруднением для коммуникации является определенная «анонимность». Некоторыми философами современное общество характеризуется как «одиночество в толпе», когда для полноценного общения не хватает времени и близкого знакомства с окружающими. В традиционной культуре наоборот – общение происходит в рамках круга «знакомых людей», когда взаимодействие может быть более длительным и продуктивным. В современной культуре в последние десятилетия намечается стремление преодоления «анонимности» ради вхождения в общество «знакомых».

  4. Отношение к семье. Для современного общества характерны малые семьи – супруги и дети, третье поколение отсутствует. В традиционной культуре семья, напротив, рассматривается как одна из важнейших ценностей, а потому она гораздо больше по численности и в ней существует авторитет старейшего члена.

  5. Отношение к производству. В современной культуре производство унифицировано и обезличено. В традиционной наоборот – каждая вещь является уникальной и носит отпечаток мастера. Однако в современной культуре наибольшей ценностью обладают как раз «штучные товары», произведенные известными авторами.

  6. Отношение к творчеству. В современной культуре в условиях модернизации свобода творчества приветствуется, тогда как в традиционной отклонение от образца считается порочным.

  7. Отношение к природе. В современной культуре преобладает потребительское отношение к природе. В традиционной – она рассматривается как источник не ресурсов, но самой жизни, которую надо всячески сохранять. В последнее время в современной культуре начался пересмотр отношения к природе, звучат голоса о необходимости возврата к традиционной системе.

  8. Конфликтогенная ситуация. Современная культура является непрерывным породителем конфликтов (экологических, политических, гендерных, социальных), когда каждый индивид остается один на один с проблемами. В традиционной культуре все конфликты регулируются авторитетом старших, а потому их решение не зависит от конкретного человека.

  9. Отношение к знаниям. Современное общество – это общество знаний, процесс обучения идет непрерывно на протяжении всей жизни, открытие нового приветствуется. В традиционной культуре обучение носит прикладной характер, новые знания пробивают себе дорогу с большим трудом. Однако в последнее время в современной культуре все больше стремятся к узкой специализации в образовании для большинства населения.



У.Э. 2.2.2. Элементы традиционной культуры в современной культуре

(практическое занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 2.2.2: научиться анализировать проявление элементов традиционной культуры в современной культуре.
Учебные задачи У.Э. 2.2.2:

  1. Научиться выделять элементы традиционной культуры в современной культуре.

  2. Научиться демонстрировать элементы традиционной культуры в современной культуре.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Характеризовать элементы традиционной культуры в современной культуре.

  2. Составлять коллаж, демонстрирующий элементы традиционной культуры в современной культуре.



План:

  1. Основные проявления элементов традиционной культуры в современной культуре.

  2. Коллаж на тему «Элементы традиционной культуры в современной культуре».


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  2. Садохин А.П., Грущевицкая Т.Г. Основы этнологии: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119009&sr=1 (дата обращения 30.09.2018).

  3. Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Бауер В. Энциклопедия символов = Lexikon der symbole / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин; [пер. с нем. Г. И. Гаева]. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 512 с.

  3. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.

  4. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 330, [3] с.




Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 2.2.2. предполагает выполнение заданий в малых группах.
Задание 1. Выявить и охарактеризовать элементы традиционной культуры в современной культуре.

Задание 2. Составить коллаж, демонстрирующий элементы традиционной культуры в современной культуре.



План выполнения задания:

  1. По материалам У.Э. 2.2.1. выделить элементы традиционной культуры.

  2. Определить, каким образом и в каких культурных сферах элементы традиционной культуры проявляются в современной культуре.

  3. Выделить сферы наиболее яркого проявления элементов традиционной культуры в современной культуре.


Консультация

Прежде всего, следует определиться со сферами современной культуры, проявления черт традиционной в которых будет демонстрировать коллаж.

Для выполнения задания необходимо подобрать вырезки из журналов, фотоматериалы, цитаты, афоризмы и т.д., иллюстрирующие различные черты традиционной культуры. Дополнительно к занятию следует подготовить цветные карандаши, клей, линейки, цветную бумагу.

При составлении и презентации коллажа приветствуется нестандартный подход, творчество. Однако не следует забывать, что основная задача для данного задания – демонстрация проявления черт традиционной культуры в различных сферах культуры современной.

Дополнительная информация

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка) – техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов.

Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию.





У.Э. 2.2.3. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре

(практическое занятие – 2 часа)
Цель У.Э. 2.2.3: научиться определять и сравнивать ценности и нормы поведения народов России.
Учебные задачи У.Э. 2.2.3:

  1. Научиться определять понятия «общекультурные ценности» и «нормы поведения».

  2. Научиться выделять из фольклора ценности и нормы поведения народов России.

  3. Научиться сравнивать ценности и нормы поведения народов России.


В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

  1. Выделять признаки понятий «общекультурные ценности» и «нормы поведения».

  2. Характеризовать ценности и нормы поведения народов России по фольклору.

  3. Составлять сравнительную таблицу ценностей и норм поведения народов России.


План:

  1. Понятия «общекультурные ценности» и «нормы поведения».

  2. Ценности и нормы поведения народов России в фольклоре.

  3. Ценности и нормы поведения народов России: общее и особенное.


Литература:

Основная:

  1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350, [2] с.

  3. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с.


Дополнительная:

  1. Арутюнов С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 386 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235159 (дата обращения 30.09.2018).

  2. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М.: Диалог культур, 2006. – 304 с.

  3. Платонов Ю.П. Этническая психология: [учеб. пособие]. – СПб.: Речь, 2001. – 319, [2] с.

  4. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М.: Флинта [и др.], 2004. – 328 с.

  5. Стернин И.А., Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение: учебное пособие. – М.: Издательство «Флинта», 2011. – 165 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83627 (дата обращения 30.09.2018).

  6. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие [для магистрантов по направлению подгот. «Психология»]. – М.: Форум, 2012. – 86, [2] с.

  7. Этнопсихологический словарь / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; [Г.Н. Волков и др.]; под ред. В Г. Крысько; [гл. ред. Д.И. Фельдштейн; редкол.: Ш.А. Амонашвили и др.]. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. – 342, [1] с.

  8. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1999. – 330, [3] с.

Действия студента

Консультации. Комментарии. Дополнительная информация

Освоение У.Э. 2.2.3 предполагает выполнение заданий в малых группах. Каждая группа работает с фольклором отдельных народов.
Задание 1. Выделить признаки понятий «общекультурные ценности» и «нормы поведения».

Задание 2. На основании анализа фольклора (см. приложение 1 к У.Э. 2.2.3) выделить ценности и нормы поведения народов России и структурировать их в форме таблицы.


Народы

Народ 1

Народ 2

Народ 3

Народ 4

Ценности













Нормы поведения













Вывод:
Задание 3. Сравнить ценности и нормы поведения народов России и выделить те, которые являются общекультурными.


План выполнения задания:

  1. По учебной литературе и словарям ознакомиться с определениями понятий «ценности», «культура», «нормы поведения».

  2. Выделить родовые и видовые признаки понятий.

  3. Составить определение понятия «общекультурные ценности»


План выполнения задания:

  1. Ознакомиться с пословицами, поговорками и сказками разных народов России.

  2. Объяснить их смысл.

  3. Выявить из них ценности и нормы поведения народов, объяснить их содержание и зафиксировать в таблице.

Консультация

Результат выполнения задания, по сути, представляет собой вывод к таблице, составленной в рамках выполнения предыдущего задания. Необходимо выделить общие и особенные ценности различных народов и соотнести их с понятием «общекультурные ценности». В итоге следует сформулировать ценности, являющиеся общекультурными.




Приложение 1 (У.Э. 2.2.3)
Пословицы и поговорки народов России


Народ

Пословицы и поговорки

Татары

Алмаз режется алмазом, вора ловит вор

Бежал от дыма, да попал в огонь

Без ветра листья не колышутся

Без труда и зайца не поймаешь

Близкая солома лучше далекого ячменя

Была бы голова, а шапка найдется

В лес дров не носят

В семье не без урода

В том, что летучая мышь не видит днем, не виновато солнце

Возни у него много – толку мало

Башкиры

Без ветра деревья не качаются

Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу

Была бы голова цела – шапка найдется

Быстрого коня нет нужды подгонять, умелому человеку нет нужды помогать

В одном сердце две любви не уместишь

В радости знай меру, в беде – веры не теряй

Вода сама не подойдет, подойдет жажда

Вперед взгляни один раз, оглянись – пять раз

Время руками не удержишь

Выпущенное слово – что птица в полете

Осетины

Ангел сегодня и завтра ангелом будет

Арба не перевернется – дорогу не расширят

Башню рушит собственный камень

Беда беду на хвосте тащит

Беден карман, зато сердце богато

Бежал от дыма, да попал в огонь

Бежал от медведей – угодил к волкам

Бежишь вперед – поглядывай и назад

Без близких не проживешь

Бездетная плакала, и мать плохих детей плакала

Калмыки

Барса за хвост не берут, взяв же – не отпускают

Богатство – до первого бурана, богатырь – до первой пули

Больше мастерства нет драгоценности

Будет прибыль – будут и издержки

Была бы голова на плечах, шапка всегда найдется

В клевете нет правды, во лжи нет добра

В стране слепых закрывай глаза; в стране хромых поджимай ногу

В темную ночь дорога далека

Веревка рвется в том месте, где тонко

Верхом на теленке не доедешь до кочевья; читая сказки, не сделаешься ученым

Украинцы

Не смейся чужой беде, своя на гряде

Плачет октябрь холодными слезами

В радости кудри вьются, а в печали секутся

От гнева стареешь, от смеха молодеешь

Долг не ревет, а спать не дает

На языке густо, а на деле пусто

У кого жена не умирала, у того и горя не бывало

Один раз в жизни споткнешься, и то люди заметят

Знают его все, как облупленного!

Не суйся среда впереди четверга, еще и пятница будет

Якуты

И от хорошего худое дитя родится

Удачливый и с нитки поправляется

Без ветра дерево не качается

Слепой станет зрячим, глухой – чутким

Старая собака зря не лает

Лучший лучшего превосходит

Спрашивай не старого, спрашивай бывалого

Хорошо, когда далека родня и когда близка вода

Меньше слов – сладко, много слов – горько

Он такой тихий, что травы не порвет