Файл: Хантымансийского автономного округа югры сургутский государственный педагогический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.Б. Панченко Е.А. Гаврисенко В.В. Медведев
Сургут, 2018
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
бюджетное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
А.Б. Панченко Е.А. Гаврисенко В.В. Медведев
Учебно-методическое пособие в модульной технологии |
Сургут, 2018
ББК 74с51я73 Печатается по решению
УДК 371.69:004.3(07) Редакционно-издательского совета СурГПУ
И 88
Панченко А.Б, Гаврисенко Е.А, Медведев В.В.
Основы межэтнических коммуникаций: учебно-методическое пособие в модульной технологии. – 2 изд, испр. и доп. – Сургут: РИО СурГПУ, 2018. – с.
Учебно-методическое пособие «Основы межэтнических коммуникаций» представляет собой рекомендации для студентов по изучению соответствующего курса.
Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также дополнительные материалы, включающие фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Предназначено для студентов всех направлений подготовки СурГПУ.
Панченко А.Б, Гаврисенко Е.А, Медведев В.В, 2018
Сургутский государственный
Предисловие
Учебный курс «Основы межэтнической коммуникации» (ОМК) является одной из дисциплин, изучаемых в рамках базовой части блока дисциплин учебного плана бакалавриата, и читается на всех факультетах. Данный курс преподается уже не первый год. Материалы к нему разрабатывали д.и.н. И.В. Октябрьская, к.и.н. А.В. Сутула, к.и.н. С.А. Дудкина, Е.А. Гаврисенко, к.и.н. А.Б. Панченко, к.и.н. Л.П. Малахова, к.и.н. В.В. Медведев. Предлагаемое учебное пособие представляет собой обобщение и дополнение этих материалов.
Этнические процессы в современном мире, России и регионе отличаются высокой интенсивностью, сложностью и противоречивостью. Бурные события конца 1980-х – начала 1990-х годов, приведшие к росту национального самосознания и самоопределения, которые, в свою очередь, стали причинами возникновения и обострения непримиримых противоречий и резких этнических конфликтов, требуют нового осмысления и изучения. В последние десятилетия эти противоречия не только не были решены, но и получили новое развитие.
Проблемы межэтнических коммуникаций особенно значимы для современной России, которая является многонациональным государством, а также для нашего округа – одного из лидеров в стране по масштабам иноэтнических миграций. Кроме того, актуальность данной дисциплины обусловлена расширением интернациональных структур в современном мире, в том числе и в системе высшего образования, а также на уровне повседневного межличностного общения.
«Основы межэтнических коммуникаций» – это дисциплина, которая объединяет исследования и теоретические разработки сразу нескольких отраслей наук (этнология, психология, антропология, лингвистика, история и т.д.). Ее основное назначение, по мнению большинства ученых, занимающихся данной проблематикой, – это создание связи между теорией и социальной практикой. В этом плане ее определяют, прежде всего, как прикладную социально-культурологическую науку.
Межпредметные связи курса прослеживаются, главным образом, с такими дисциплинами как «История», «История ХМАО» и «Современная политическая карта мира». Также имеются соотнесения с отдельными темами таких дисциплин, как «Психология» (характер, общение, коммуникативное поведение и др.), «Философия» и «Социология» (мировоззрение, общечеловеческие ценности, современное постиндустриальное общество и др.).
В рамках ФГОС 3++ дисциплина «Основы межэтнических коммуникаций» направлена на формирование компонентов следующих компетенций:
-
способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3) – в части реализации умений сотрудничать в коллективе на основе принципов толерантности; -
способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5) – в части формирования представлений об этнокультурном многообразии мира, России, ХМАО.
В силу этого проверка уровня сформированности этих компонентов должна проходить как через контроль теоретических знаний о принципах и особенностях коммуникативного поведения представителей различных этносов и культур, сфере их духовной и материальной культуры, так и через оценку умения осуществлять коммуникацию с ними с учетом этих особенностей.
Цель курса: научиться осуществлять межэтническую коммуникацию с позиции толерантности.
Задачи курса:
-
научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО; -
научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности.
Цели и задачи к курсу в целом и к каждому учебному элементу сформулированы как законченное действие, однако поскольку в рамках одного занятия невозможно достичь конечного результата, стоит отметить, что при изучении отдельных тем студенты овладевают только базовыми алгоритмами. Следовательно, результаты могут быть проверены только по завершении курса.
По окончании изучения курса студенты должны:
Знать:
-
основные понятия курса; -
виды этнических процессов; -
причины межэтнических конфликтов, пути их преодоления; -
этническую ситуацию в России и регионе: этнический состав населения, законы, проблемы и тенденции этнических процессов; -
этническую миграционную ситуацию в России и ХМАО; -
основы этикета международного общения; -
особенности коммуникативного поведения разных народов.
Уметь:
-
анализировать современную этническую ситуацию в России; -
выделять логику развития этнических и миграционных процессов; -
определять специфические особенности культуры различных народов; -
объяснять особенности коммуникативного поведения и норм этикета разных народов; -
представлять информацию по теме в творческой форме; -
находить пути решения проблемных ситуаций межэтнического и межкультурного общения.
Владеть:
-
навыками анализа статистической информации по этническому и миграционному составу населения страны, региона; -
навыками формулирования общих рекомендаций для участников МЭК, исходя из ситуации, этнических и культурных особенностей.
Иметь опыт
-
решения проблемных ситуаций межэтнического общения на основе принципов толерантности.
Курс состоит из двух модулей.
1. Основные понятия курса и этническая картина мира. В рамках модуля студентами изучаются определения основных понятий курса, а также ключевые вопросы теории межкультурных и межэтнических коммуникаций, такие как особенности межэтнических конфликтов, теоретические основания этнической толерантности; студенты знакомятся с характеристикой современной этнической картины мира, России и ХМАО-Югры. Это позволяет студентам более эффективно анализировать современную этническую ситуацию в России и мире. На самостоятельную работу выносится этническая характеристика народов России. Все это позволяет студентам лучше ориентироваться в современной этнической ситуации в мире, России, ХМАО-Югре, а также выявлять и понимать ее динамику.
2. Межкультурные различия и проблемы межэтнической коммуникации в современном мире. В ходе модуля на лекционных и практических занятиях студентами изучаются основы этнопсихологии (понятия «национальный характер» и «менталитет»), анализируются элементы традиционной культуры в современном мире, межкультурные различия в деловом и межличностном общении, особенности этнической культуры народов России и менталитета русских, национальные особенности этикета. На самостоятельную работу выносится изучение и анализ этнических символов и этнических образов народов мира.
Курс рассчитан на один семестр, и преподается в рамках модульно-рейтинговой формы обучения. Общий объем курса 108 часов, из которых 44 часа – аудиторные занятия, включающие лекционные и практические занятия (лекций – 10 часов, практических занятий – 28 часов). Аудиторная работа предполагает тесную взаимосвязь с самостоятельной работой, в рамках которой студентам предлагается проанализировать конфликтные межэтнические ситуации, ознакомиться с этническими символами народов мира, фольклором народов мира и России. КСР – 6 часов, из них 2 часа – контроль выполнения самостоятельного задания, проведение которого предполагается в творческой форме; 4 часа – итоговый контроль, который проводится в различных формах.
Текущий контроль осуществляется в различных формах: устные ответы на практическом занятии, составление таблиц, схем и т.д. Письменный контроль ориентирован как на проверку знаний студентов по теме (тесты разного типа), так и на понимания ими основных вопросов теории (проблемные вопросы и т.д.). Предусмотрены формы контроля в виде заданий творческого характера – коллажи, презентации и др., в рамках которых проверяются, главным образом, умения студентов применять полученные теоретические знания на практике.
Задания, представленные в пособии, по большей части носят аналитически-творческий характер. Однако в связи с тем, что курс читается на всех факультетах, содержание и форма выполнения заданий могут варьироваться в соответствии со спецификой направлений подготовки студентов, а также их возрастных особенностей.
Итоговая аттестация по курсу – экзамен, оценку за который студенты получают по освоении двух модулей и результатам промежуточной аттестации.
Специфика организации учебного процесса по данному курсу заключается в том, что большое внимание уделяется раскрытию творческих способностей студентов, их самостоятельности, представляются широкие возможности для высказывания и аргументации своего мнения, оценки той или иной ситуации, а также развития навыков работы в коллективе (малой группе). Отдельные аспекты курса (к примеру, вопросы толерантного этнического поведения, межэтнических конфликтов и миграционных процессов), кроме того, могут способствовать профилактике экстремизма в молодежной среде.
Учебное пособие состоит из основной части, содержащей тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, а также приложения, включающего фрагменты учебных текстов, подборки фольклора, проблемных межэтнических и межкультурных ситуаций. Наличие приложения обусловлено отсутствием специальной литературы по курсу и необходимостью минимизировать непроизводительные временные затраты на аудиторных занятиях. При работе в рамках курса также необходимо применять ресурсы сети Internet, содержащие соответствующую информацию.
В заключение следует выделить несколько замечаний, касающихся терминологии, применяемой в курсе. Признавая сложность и неоднозначность таких понятий, как «этнос» и «народ», для упрощения восприятия авторы в большинстве случаев используют их как тождественные в связи с устоявшимся представлением об их равнозначности. Понятие «культура» в пособии используется в двух значениях: как совокупность материальных и духовных ценностей (например, в случае с традиционной культурой) и как группа ее носителей (когда речь идет о взаимодействии представителей различных культур). Признавая сложность разделения понятий «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность», авторы придерживаются позиции к.филос.н. Александра Петровича Садохина, который разграничивает их.
Структура модулей
Цель курса: научиться осуществлять межэтническую коммуникацию с позиции толерантности.
Задачи курса:
-
научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО; -
научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности.
Структура модулей
Название модуля | Цель модуля | Задачи модуля | Учебные элементы модуля (УЭ) |
Модуль 1. Основные понятия курса и этническая картина мира | Научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО | 1. Научиться анализировать основные понятия курса и выделять связи между ними. 2. Научиться анализировать этническую картину мира, РФ и ХМАО при помощи основных понятий курса | 1.1. Межэтническая коммуникация: основные понятия, ключевые вопросы теории. 1.2. Этническая картина современной России. 1.3. Рубежный контроль |
Модуль 2. Межкультурные различия и проблемы межэтнической коммуникации в современном мире | Научиться анализировать проблемные ситуации межэтнического взаимодействия с позиции толерантности | 1. Научиться выделять и анализировать психологические особенности этносов по фольклору. 2. Научиться выделять и анализировать элементы традиционной культуры этносов на современном этапе. 3. Научиться выделять и анализировать проблемы, возникающие при МЭК, с позиции толерантности | 2.1. Психология этноса. 2.2. Традиционная культура в условиях современности. 2.3. Культурное многообразие и проблемы межэтнической коммуникации в современном мире. 2.4. Рубежный контроль |
Структура учебных элементов через задачи учебных элементов
Учебные элементы | Задачи У.Э. | Компоненты У.Э. |
У.Э. 1.1. | 1. Научиться выделять связи между основными понятиями курса ОМК. 2. Научиться оперировать понятиями «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность». 3. Научиться оперировать понятиями «этническая толерантность» и «этническая интолерантность». 4. Научиться оперировать понятиями «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | У.Э. 1.1.1. Основные понятия курса «Основы межэтнических коммуникаций. У.Э. 1.1.2. Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность». У.Э. 1.1.3. Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность». У.Э. 1.1.4. Понятия «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» |
У.Э. 1.2. | 1. Научиться определять специфику миграционных процессов в ХМАО в сравнении с общероссийскими. 2. Научиться выявлять перспективы изменения этнического состава РФ. 3. Научиться систематизировать информацию о народах России | У.Э. 1.2.1. Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО. У.Э. 1.2.2. Этнический состав населения России. У.Э. 1.2.3. Народы России: общая характеристика |
У.Э. 1.3. Рубежный контроль | | |
У.Э. 2.1. | 1. Научиться характеризовать роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации. 2. Научиться оценивать значение этноидентичности в современном мире. 3. Научиться выделять особенности национального характера народов мира. 4. Научиться реконструировать черты русского менталитета | У.Э. 2.1.1. Роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации. У.Э. 2.1.2. Этноидентичность и самоидентификация в современном мире. У.Э. 2.1.3. Национальный характер народов мира. У.Э. 2.1.4. Особенности русского менталитета |
У.Э. 2.2. | 1. Научиться характеризовать традиционную культуру как явление. 2. Научиться анализировать проявление элементов традиционной культуры в современной культуре. 3. Научиться определять и сравнивать ценности и нормы поведения народов России. 4. Научиться реконструировать элементы традиционной культуры этнических меньшинств ХМАО. 5. Научиться реконструировать элементы традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в ХМАО | У.Э. 2.2.1. Традиционная культура в современном мире. У.Э. 2.2.2. Элементы традиционной культуры в современной культуре. У.Э. 2.2.3. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре. У.Э. 2.2.4. Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО. У.Э. 2.2.5. Элементы традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в ХМАО в фольклоре. |
У.Э. 2.3. | 1. Научиться характеризовать коммуникативное поведение народов мира. 2. Научиться соотносить проблемы МЭК, причины их возникновения и пути решения в деловой сфере. 3. Научиться характеризовать особенности культур в современном мире. 4. Научиться систематизировать информацию об этнических символах народов мира. 5. Научиться реконструировать этнические образы народов мира. 6. Научиться выделять трудности в МЭК, связанные с особенностями повседневного этикета народов мира | У.Э. 2.3.1. Коммуникативное поведение народов мира. У.Э. 2.3.2. Проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере. У.Э. 2.3.3. Культурное многообразие в условиях глобализации. У.Э. 2.3.4. Этнические символы народов мира. У.Э. 2.3.5. Этнические образы народов мира. У.Э. 2.3.6. Национальные особенности повседневного этикета народов мира |
У.Э. 2.4. Рубежный контроль | | |
Модуль 1
Основные понятия курса и основные этнические процессы современности
Учебный элемент | Цель учебного элемента | Учебные задачи | Результаты обучения (учебный результат) |
У.Э. 1.1.1. Основные понятия курса ОМК | Научиться выделять связи между основными понятиями курса ОМК | | |
У.Э. 1.1.2. Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | Научиться оперировать понятиями «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | 1. Научиться выделять признаки понятий «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность». 2. Научиться соотносить понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность». 3. Научиться конкретизировать компоненты межкультурной компетенции. 4. Научиться использовать понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» при анализе конкретных межкультурных ситуаций | 1. Давать характеристику понятий «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность». 2. Соотносить понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность». 3. Конкретизировать компоненты межкультурной компетенции в виде таблицы. 4. Применять понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» для конкретных межкультурных ситуаций |
У.Э. 1.1.3. Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» | Научиться оперировать понятиями «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» | 1. Научиться определять понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность». 2. Научиться выделять признаки толерантного и интолерантного этнического поведения. 3. Научиться разрабатывать ситуации, демонстрирующие признаки толерантного и интолерантного этнического поведения | 1. Определять понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность». 2. Составлять сравнительную таблицу признаков толерантного и интолерантного этнического поведения. 3. Разрабатывать ситуации, демонстрирующие признаки толерантного и интолерантного этнического поведения |
У.Э. 1.1.4. Понятия «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | Научиться оперировать понятиями «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | 1. Научиться выделять признаки понятий «этнический стереотип», «межэтнический конфликт». 2. Научиться выявлять этнические стереотипы из фольклора. 3. Научиться разрабатывать конфликтные ситуации межэтнического взаимодействия, связанные с этническими стереотипами. 4. Научиться определять стратегии поведения в конкретных этнических конфликтах | 1. Давать характеристику понятий «этнический стереотип», «межэтнический конфликт». 2. Составлять подборку этнических стереотипов, отраженных в фольклоре. 3. Разрабатывать конфликтные ситуации межэтнического взаимодействия, связанные с этническими стереотипами. 4. Соотносить конкретные межэтнические конфликты и возможные стратегии поведения в них |
1.2.1. Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО | Научиться определять специфику миграционных процессов в ХМАО в сравнении с общероссийскими | 1. Научиться систематизировать типологии миграций. 2. Научиться характеризовать миграционные процессы в РФ по данным статистики. 3. Научиться характеризовать миграционные процессы в ХМАО по данным статистики. 4.Научиться сравнивать современные миграционные процессы в РФ и ХМАО | 1. Структурировать типологии миграционных процессов в виде схемы. 2. Характеризовать миграционные процессы в РФ на основании анализа статистических данных. 3. Характеризовать миграционные процессы в ХМАО на основании анализа статистических данных. 4. Составлять сравнительную характеристику современных миграционных процессов в РФ и ХМАО |
1.2.2. Этнический состав населения России | Научиться выявлять перспективы изменения этнического состава РФ | 1. Научиться анализировать динамику этнического состава РФ. 2. Научиться выделять и анализировать причины изменения этнического состава РФ. 3. Научиться выявлять основные тенденции в динамике этнического состава РФ | 1. Характеризовать изменения в этническом составе РФ по данным переписей. 2. Структурировать причины изменения численности конкретного народа в виде таблицы. 3. Характеризовать тенденции динамики этнического состава РФ |
1.2.3. Народы России: общая характеристика | Научиться систематизировать информацию о народах России | 1. Научиться выделять информацию о народах России из различных источников. 2. Научиться представлять информацию в виде презентации PowerPoint | 1. Характеризовать конкретные народы России. 2. Составлять презентацию PowerPoint, содержащую информацию о конкретных народах России |
Модуль 2
Межкультурные различия и проблемы МЭК в современном мире
Учебный элемент | Цель учебного элемента | Учебные задачи | Результаты обучения (учебный результат) |
У.Э. 2.1.1. Роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации | Научиться характеризовать роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации | | |
У.Э. 2.1.2. Этноидентичность и самоидентификация в современном мире | Научиться оценивать значение этноидентичности в современном мире | 1. Научиться классифицировать и ранжировать идентичности. 2. Научиться разрабатывать ситуации, характеризующие различные типы этноидентичности. 3. Научиться определять значение этнической идентичности в современном мире | 1. Классифицировать и ранжировать идентичности в виде таблицы. 2. Разрабатывать ситуации, характеризующие различные типы этноидентичности. 3. Определять значение этноидентичности в современном мире |
У.Э. 2.1.3. Национальный характер народов мира | Научиться выделять особенности национального характера народов мира | 1. Научиться характеризовать понятие «национальный характер». 2. Научиться выделять из пословиц и поговорок особенности национального характера народов мира. 3. Научиться сравнивать черты национального характера народов мира | 1. Выделять признаки понятия «национальный характер». 2. Характеризовать национальный характер по фольклору. 3. Составлять сравнительную таблицу черт национального характера народов мира |
У.Э. 2.1.4. Особенности русского менталитета | Научиться реконструировать черты русского менталитета | 1. Научиться характеризовать понятие «менталитет». 2. Научиться конкретизировать черты русского менталитета в фольклоре. 3. Научиться иллюстрировать черты русского менталитета | 1. Выделять признаки понятия «менталитет». 2. Конкретизировать в виде таблице черты русского менталитета. 3. Иллюстрировать конкретные черты русского менталитета |
У.Э. 2.2.1. Традиционная культура в современном мире | Научиться характеризовать традиционную культуру как явление | | |
У.Э. 2.2.2. Элементы традиционной культуры в современной культуре | Научиться анализировать проявление элементов традиционной культуры в современной культуре | 1. Научиться выделять элементы традиционной культуры в современной культуре. 2. Научиться демонстрировать элементы традиционной культуры в современной культуре | 1. Характеризовать элементы традиционной культуры в современной культуре. 2. Составлять коллаж, демонстрирующий элементы традиционной культуры в современной культуре |
У.Э. 2.2.3. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре | Научиться определять и сравнивать ценности и нормы поведения народов России | 1. Научиться определять понятия «общекультурные ценности» и «нормы поведения». 2. Научиться выделять из фольклора ценности и нормы поведения народов России. 3. Научиться сравнивать ценности и нормы поведения народов России | 1. Выделять признаки понятий «общекультурные ценности» и «нормы поведения». 2. Характеризовать ценности и нормы поведения народов России по фольклору. 3. Составлять сравнительную таблицу ценностей и норм поведения народов России |
У.Э. 2.2.4. Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО | Научиться реконструировать элементы традиционной культуры этнических меньшинств ХМАО | 1. Научиться определять понятие «этническое меньшинство». 2. Научиться собирать информацию об элементах традиционной культуры этнических меньшинств ХМАО. 3. Научиться демонстрировать характерные черты традиционной культуры этнических меньшинств ХМАО | 1. Выделять признаки понятия «этническое меньшинство». 2. Характеризовать элементы традиционной культуры конкретных этнических меньшинств ХМАО. 3. Представлять характерные черты традиционной культуры конкретных этнических меньшинств ХМАО |
У.Э. 2.2.5. Элементы традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в ХМАО в фольклоре | Научиться реконструировать элементы традиционной культуры КМНС ХМАО | 1. Научиться выделять элементы традиционной культуры КМНС ХМАО из сказок. 2. Научиться демонстрировать элементы традиционной культуры КМНС ХМАО | 1. Выделять элементы традиционной культуры КМНС ХМАО из сказок. 2. Представлять элементы традиционной культуры КМНС ХМАО в творческой форме |
У.Э. 2.3.1. Коммуникативное поведение народов мира | Научиться характеризовать коммуникативное поведение народов мира | | |
У.Э. 2.3.2. Проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере | Научиться соотносить проблемы МЭК в деловой сфере, причины их возникновения и пути решения | 1. Научиться характеризовать понятия «этикет» и «деловой этикет». 2. Научиться выделять особенности поведения людей в деловых культурах различного типа. 3. Научиться выделять проблемы МЭК в деловой сфере. 4. Научиться определять пути решения проблем МЭК в деловой сфере | 1. Составлять характеристику понятий «этикет» и «деловой этикет». 2. Соотносить особенности поведения представителей различных этносов с теми или иными концепциями деловых культур. 3. Разрабатывать ситуации, демонстрирующие проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере. 4. Составлять схему соответствия проблем МЭК в деловой сфере, их причин и путей решения |
У.Э. 2.3.3. Культурное многообразие в условиях глобализации | Научиться характеризовать особенности культур в современном мире | | |
У.Э. 2.3.4. Этнические символы народов мира | Научиться систематизировать информацию об этнических символах народов мира | 1. Научиться характеризовать этнические символы народов мира. 2. Научиться представлять информацию об этнических символах в виде презентации PowerPoint | 1. Характеризовать этнические символы народов мира. 2. Составлять презентацию PowerPoint, демонстрирующую этнические символы народов мира |
У.Э. 2.3.5. Этнические образы народов мира | Научиться реконструировать этнические образы народов мира | 1. Научиться характеризовать составляющие этнического образа. 2. Научиться составлять коллаж, реконструирующий этнический образ | 1. Характеризовать составляющие этнического образа. 2. Составлять коллаж, реконструирующий этнический образ |
У.Э. 2.3.6. Национальные особенности повседневного этикета народов мира | Научиться взаимодействовать с учетом особенностей повседневного этикета народов мира. | 1. Научиться характеризовать понятия «гостевой этикет» и «повседневный этикет». 2. Научиться характеризовать элементы повседневного этикета народов мира. 3. Научиться разрабатывать ситуации, демонстрирующие проблемы межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии. 4. Научиться анализировать проблемные ситуации межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии | 1. Составлять характеристику понятий «гостевой этикет» и «повседневный этикет». 2. Характеризовать элементы повседневного этикета разных народов. 3. Разрабатывать ситуации, демонстрирующие проблемы межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии. 4.Анализировать проблемные ситуации межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии |
Соотнесение компетенций и учебных результатов
Компетенции | Учебный результат (типы задач и заданий) | Тема учебного элемента |
способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3) | Определять понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» | У.Э. 1.1.3. Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» |
Составлять сравнительную таблицу признаков толерантного и интолерантного этнического поведения | У.Э. 1.1.3. Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» | |
Разрабатывать ситуации, демонстрирующие признаки толерантного и интолерантного этнического поведения | У.Э. 1.1.3. Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» | |
Разрабатывать конфликтные ситуации межэтнического взаимодействия, связанные с этническими стереотипами | У.Э. 1.1.4. Понятия «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | |
Соотносить конкретные межэтнические конфликты и возможные стратегии поведения в них | У.Э. 1.1.4. Понятия «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | |
| У.Э. 2.1.1. Роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации | |
Классифицировать и ранжировать идентичности в виде таблицы | У.Э. 2.1.2. Этноидентичность и самоидентификация в современном мире | |
Разрабатывать ситуации, характеризующие различные типы этноидентичности | У.Э. 2.1.2. Этноидентичность и самоидентификация в современном мире | |
Определять значение этноидентичности в современном мире | У.Э. 2.1.2. Этноидентичность и самоидентификация в современном мире | |
Составлять характеристику понятий «этикет» и «деловой этикет» | У.Э. 2.3.2. Проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере | |
Соотносить особенности поведения представителей различных этносов с теми или иными концепциями деловых культур | У.Э. 2.3.2. Проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере | |
Разрабатывать ситуации, демонстрирующие проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере | У.Э. 2.3.2. Проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере | |
Составлять схему соответствия проблем МЭК в деловой сфере, их причин и путей решения | У.Э. 2.3.2. Проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере | |
Разрабатывать ситуации, демонстрирующие проблемы межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии | У.Э. 2.3.6. Национальные особенности повседневного этикета народов мира | |
Анализировать проблемные ситуации межэтнической коммуникации в повседневном взаимодействии | У.Э. 2.3.6. Национальные особенности повседневного этикета народов мира | |
способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5) | | У.Э. 1.1.1. Основные понятия курса ОМК |
Давать характеристику понятий «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | У.Э. 1.1.2. Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | |
Соотносить понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | У.Э. 1.1.2. Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | |
Конкретизировать компоненты межкультурной компетенции в виде таблицы | У.Э. 1.1.2. Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | |
Применять понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» для конкретных межкультурных ситуаций | У.Э. 1.1.2. Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | |
Давать характеристику понятий «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | У.Э. 1.1.4. Понятия «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | |
Составлять подборку этнических стереотипов, отраженных в фольклоре | У.Э. 1.1.4. Понятия «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | |
Структурировать типологии миграционных процессов в виде схемы | 1.2.1. Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО | |
Характеризовать миграционные процессы в РФ на основании анализа статистических данных | 1.2.1. Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО | |
Характеризовать миграционные процессы в ХМАО на основании анализа статистических данных | 1.2.1. Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО | |
Составлять сравнительную характеристику современных миграционных процессов в РФ и ХМАО | 1.2.1. Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО | |
Характеризовать изменения в этническом составе РФ по данным переписей | 1.2.2. Этнический состав населения России | |
Структурировать причины изменения численности конкретного народа в виде таблицы | 1.2.2. Этнический состав населения России | |
Характеризовать тенденции динамики этнического состава РФ | 1.2.2. Этнический состав населения России | |
Характеризовать конкретные народы России | 1.2.3. Народы России: общая характеристика | |
Составлять презентацию PowerPoint, содержащую информацию о конкретных народах России | 1.2.3. Народы России: общая характеристика | |
Выделять признаки понятия «национальный характер» | У.Э. 2.1.3. Национальный характер народов мира | |
Характеризовать национальный характер по фольклору | У.Э. 2.1.3. Национальный характер народов мира | |
Составлять сравнительную таблицу черт национального характера народов мира | У.Э. 2.1.3. Национальный характер народов мира | |
Выделять признаки понятия «менталитет» | У.Э. 2.1.4. Особенности русского менталитета | |
Конкретизировать в виде таблице черты русского менталитета | У.Э. 2.1.4. Особенности русского менталитета | |
Иллюстрировать конкретные черты русского менталитета | У.Э. 2.1.4. Особенности русского менталитета | |
| У.Э. 2.2.1. Традиционная культура в современном мире | |
Характеризовать элементы традиционной культуры в современной культуре | У.Э. 2.2.2. Элементы традиционной культуры в современной культуре | |
Составлять коллаж, демонстрирующий элементы традиционной культуры в современной культуре | У.Э. 2.2.2. Элементы традиционной культуры в современной культуре | |
Выделять признаки понятий «общекультурные ценности» и «нормы поведения» | У.Э. 2.2.3. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре | |
Характеризовать ценности и нормы поведения народов России по фольклору | У.Э. 2.2.3. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре | |
Составлять сравнительную таблицу ценностей и норм поведения народов России | У.Э. 2.2.3. Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре | |
Выделять признаки понятия «этническое меньшинство» | У.Э. 2.2.4. Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО | |
Характеризовать элементы традиционной культуры конкретных этнических меньшинств ХМАО | У.Э. 2.2.4. Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО | |
Представлять характерные черты традиционной культуры конкретных этнических меньшинств ХМАО | У.Э. 2.2.4. Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО | |
Выделять элементы традиционной культуры КМНС ХМАО из сказок | У.Э. 2.2.5. Элементы традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в ХМАО в фольклоре | |
Представлять элементы традиционной культуры КМНС ХМАО в творческой форме | У.Э. 2.2.5. Элементы традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в ХМАО в фольклоре | |
| У.Э. 2.3.1. Коммуникативное поведение народов мира | |
| У.Э. 2.3.3. Культурное многообразие в условиях глобализации | |
Характеризовать этнические символы народов мира | У.Э. 2.3.4. Этнические символы народов мира | |
Составлять презентацию PowerPoint, демонстрирующую этнические символы народов мира | У.Э. 2.3.4. Этнические символы народов мира | |
Характеризовать составляющие этнического образа | У.Э. 2.3.5. Этнические образы народов мира | |
Составлять коллаж, реконструирующий этнический образ | У.Э. 2.3.5. Этнические образы народов мира | |
Составлять характеристику понятий «гостевой этикет» и «повседневный этикет» | У.Э. 2.3.6. Национальные особенности повседневного этикета народов мира | |
Характеризовать элементы повседневного этикета разных народов | У.Э. 2.3.6. Национальные особенности повседневного этикета народов мира |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Трудоемкость | Всего часов | Самостоятельная работа | |||
Аудиторные занятия – из них | |||||||
Всего | Лекционные занятия | Семинарские, практические занятия | Контроль текущей успеваемости и промежуточной аттестации | ||||
1. | Модуль 1. Основные понятия курса и этническая картина мира | 34 | 14 | 2 | 10 | 2 | 20 |
1.1. | Межэтническая коммуникация: основные понятия, ключевые вопросы теории | 16 | 8 | 2 | 6 | | 8 |
1.1.1. | Основные понятия курса «Основы межэтнических коммуникаций» | 4 | 2 | 2 | | | 2 |
1.1.2. | Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
1.1.3. | Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность» | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
1.1.4. | Понятия «этнический стереотип», «межэтнический конфликт» | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
1.2. | Этническая картина современной России | 12 | 4 | | 4 | | 8 |
1.2.1. | Миграционные процессы в современном мире, РФ, ХМАО | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
1.2.2. | Этнический состав населения России | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
1.2.3. | Народы России: общая характеристика | 4 | | | | | 4 |
1.3. | Рубежный контроль | 6 | 2 | | | 2 | 4 |
2. | Модуль 2. Межкультурные различия и проблемы межэтнической коммуникации в современном мире | 74 | 30 | 8 | 18 | 4 | 44 |
2.1. | Психология этноса | 16 | 8 | 2 | 6 | | 8 |
2.1.1. | Роль этнопсихологии в межэтнической коммуникации | 4 | 2 | 2 | | | 2 |
2.1.2. | Этноидентичность и самоидентификация в современном мире | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
2.1.3. | Национальный характер народов мира | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
2.1.4. | Особенности русского менталитета | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
2.2. | Традиционная культура в условиях современности | 24 | 10 | 2 | 6 | 2 | 14 |
2.2.1. | Традиционная культура в современном мире | 4 | 2 | 2 | | | 2 |
2.2.2. | Элементы традиционной культуры в современной культуре | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
2.2.3. | Общекультурные ценности и нормы народов России в фольклоре | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
2.2.4. | Традиционная культура этнических меньшинств ХМАО | 6 | 2 | | | 2 | 4 |
2.2.5. | Элементы традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в ХМАО в фольклоре | 6 | 2 | | 2 | | 4 |
2.3. | Культурное многообразие и проблемы межэтнической коммуникации в современном мире | 28 | 10 | 4 | 6 | | 18 |
2.3.1. | Коммуникативное поведение народов мира | 4 | 2 | 2 | | | 2 |
2.3.2. | Проблемы межэтнической коммуникации в деловой сфере | 4 | 2 | | 2 | | 2 |
2.3.3. | Культурное многообразие в условиях глобализации | 4 | 2 | 2 | | | 2 |
2.3.4. | Этнические символы народов мира | 4 | | | | | 4 |
2.3.5. | Этнические образы народов мира | 4 | | | | | 4 |
2.3.6. | Национальные особенности повседневного этикета народов мира | 8 | 4 | | 4 | | 4 |
2.4. | Рубежный контроль | 6 | 2 | | | 2 | 4 |
| Всего | 108 | 44 | 10 | 28 | 6 | 64 |
МОДУЛЬ 1
Основные понятия курса и этническая картина мира
Цель модуля: научиться применять основные понятия курса для анализа этнических процессов в современном мире, РФ, ХМАО.
Задачи модуля:
-
Научиться анализировать основные понятия курса и выделять связи между ними. -
Научиться анализировать этническую картину мира, РФ и ХМАО при помощи основных понятий курса.
Усвоив модуль, Вы сможете:
-
оперировать основными понятиями курса ОМК; -
выделять связи между понятиями; -
ориентироваться в современной этнической и миграционной ситуации в мире, РФ, ХМАО.
Требования к знаниям и умениям по модулю:
-
знать основные понятия курса; -
знать виды этнических процессов; -
знать этническую ситуацию в России и регионе: этнический состав населения, законы, проблемы и тенденции этнических процессов; -
уметь анализировать современную этническую ситуацию в России; -
уметь выделять причинно-следственные связи в развитии этнических процессов; -
владеть навыками анализа статистической информации по этническому составу населения страны, региона.
Структура модуля (см. таблицу): Модуль 1 состоит из 3 учебных элементов (У.Э.), каждый из которых обозначен двумя цифрами. Первая цифра – номер модуля, вторая цифра – номер элемента. В учебных элементах У.Э. 1.1; У.Э. 1.2 раскрываются отдельные темы. Завершает модуль итоговый контроль У.Э. 1.3.
Содержательный результат модуля: применение основных понятий курса, для анализа этнических процессов современности.
Текущий контроль модуля: в рамах модуля предполагаются практические занятия и самостоятельная работа в форме составления презентации, посвященной характеристике народов России.
Рубежный контроль модуля: итоговый контроль по модулю организуется в форме письменной контрольной работы, вопросы и задания которой направлены на проверку всего объема теоретического материала.
График контроля:
5 практических занятий, в рамках которых выполняются коллективные задания;
1 домашнее задание;
итоговая контрольная работа.
У.Э. 1.1. Межэтническая коммуникация:
основные понятия, ключевые вопросы теории
Цель У.Э. 1.1: научиться анализировать основные понятия курса и выделять связи между ними.
Учебные задачи У.Э. 1.1:
-
Научиться выделять связи между основными понятиями курса ОМК. -
Научиться оперировать понятиями «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность». -
Научиться оперировать понятиями «этническая толерантность» и «этническая интолерантность». -
Научиться оперировать понятиями «этнический стереотип», «межэтнический конфликт».
Усвоив У.Э. 1.1, Вы сможете:
-
оперировать ключевыми понятиями курса ОМК; -
выделять связи между понятиями; -
анализировать межэтнические конфликты и пути их решения.
Требования к знаниям и умениям по У.Э. 1.1:
-
знать признаки ключевых понятий курса; -
знать область применения ключевых понятий курса; -
уметь характеризовать ключевые понятия курса; -
уметь выделять связи между ключевыми понятиями курса; -
уметь анализировать межэтнические конфликты и пути их решения.
Содержательный результат У.Э. 1.1: применение ключевых понятий курса при анализе основных вопросов теории межэтнической коммуникации.
Структура У.Э. 1.1:
У.Э. 1.1.1. Основные понятия курса «Основы межэтнических коммуникаций».
У.Э. 1.1.2. Понятия «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность».
У.Э. 1.1.3. Понятия «этническая толерантность» и «этническая интолерантность».
У.Э. 1.1.4. Понятия «этнические стереотипы», «межэтнические конфликты».
У.Э. 1.1.1. Основные понятия курса «Основы межэтнических коммуникаций»
(лекция – 2 часа)
План:
-
Место межэтнических коммуникаций в современном мире. -
Основные понятия курса. -
Этнические процессы в современном мире, РФ, ХМАО.
Литература:
Основная:
-
Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие по дисциплине «Культурология». – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2017. – 253, [1] c. -
Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта [и др.], 2017. – 190, [2] с. -
Этнология (этнография): учеб. для акад. бакалавриата, Студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям и специальностям / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. В. А. Козьмина, В.С. Бузина. – М.: Юрайт, 2015. – 436, [3] с.
Дополнительная:
-
Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. – СПб.: Издательство «СПбКО», 2009. – 416 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209858 (дата обращения 30.09.2018). -
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Изд. центр. «Академия», 2008. – 352 с. -
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с. -
Чулкина Н.Л. Основы межкультурной коммуникации: учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 143 с. [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90800 (дата обращения 30.09.2018).
Место межэтнических коммуникаций в современном мире
В условиях активно идущего процесса глобализации – объединения различных народов и культур, устранение межэтнических, культурных и политических различий, взаимодействие между странами и народами выходит на качественно новый уровень. Сейчас значительно усилилось влияние внешних сил в судьбе каждого народа, страны, а изолироваться от контактов с соседями стало просто невозможно. Хотя в настоящее время, помимо этнического и культурного факторов, действуют и другие (объединяющие или разделяющие людей) – профессиональные, возрастные, территориальные, имущественные, особенности коммуникативного поведения во многом продолжают базироваться на тех установках, которые сформированы у людей в этнокультурной среде.
Большое место в системе межэтнических коммуникаций (МЭК) в современном мире занимают межэтнические (межрасовые) браки. Они являются одним из явных и первостепенных показателей степени развития позитивных МЭК между теми или иными народами. Но в современном обществе в большинстве своем люди, выбирая партнера, руководствуются, прежде всего, личными интересами, а не этнической принадлежностью, т.е. и в этом плане индивидуальный выбор превосходит этнический фактор.
На расширение МЭК в современном мире большое влияние оказывает общая интернационализация образа жизни – образование, СМИ, свободное перемещение, владение несколькими языками и т.д. И в этих случаях этническая принадлежность партнеров по общению носит индивидуальный характер, также как и выбор самой этнической принадлежности (например, детей, рожденных в смешанных браках, или когда человек рождается не там где проживает его этнос – по происхождению принадлежит к одному этносу, а по духу, к другому – там, где вырос, получил образование и т.д.).
Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрируют свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этноконфессиональных и этнокультурных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания.
Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Причины таких затруднений лежат в различиях в мироощущении, а главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться. Особенно актуально это для многонациональных государств, к числу которых относится наша страна.
Основные понятия курса
Основными понятиями курса являются этнос, народ, нация, культура, коммуникация, межэтническая коммуникация (МЭК), межкультурная коммуникация (МКК). Эти понятия по большей части неоднозначны, поскольку входят в сферу исследований различных наук.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).
Титульный этнос – народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию.
Этничность – совокупность характерных, культурных черт, отличающих одну этническую группу от другой.
Народ – субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны.
Нация – граждане одного государства.
В советской этнологии выделялись исторические типы этносов:
-
племя (для первобытного строя); -
народность (для рабовладельческого и феодального обществ); -
нация (для капиталистического общества).
Народность – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов.
Нация – исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.
Национальность – термин для обозначения принадлежности человека или группы людей к определенной этнической общности.
Культура (исторический словарь) – это то, что создано людьми в дополнение к природе.
Культура (социологический словарь) – (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – англ. culture; нем. kultur. 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека. 2. Сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности. 4. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.
Культура (энциклопедический словарь) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также воссоздаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура (Э.А. Маркарян) – внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности, адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в мире.
Культура этноса – совокупность компонентов материальной, духовной и социально-нормативной культуры, которые сформировались в рамках данного этноса, являются для него специфическими и выделяют его среди других этносов.
Компоненты культуры:
-
знания; -
нормы; -
обряд; -
обычай; -
ритуал; -
традиции; -
ценности.
В настоящее время все чаще доминирует т.н. динамическое понимание культуры как образа жизни и системы поведения, норм, ценностей и т.д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определенной степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.
Межэтническая коммуникация – обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.
Можно выделить несколько уровней МЭК:
-
Этнический уровень – общение между локальными этносами. -
Региональный уровень – в результате длительного общения между народами в контексте их взаимодействия в пределах историко-географической целостности (региона). -
Национальный уровень – взаимодействие внутри этноса или между различными этносами через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическую регуляцию; -
Цивилизационный уровень – между разными типами цивилизаций.
Межкультурная коммуникация – общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже – опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.