Файл: 11. Специфика русской философии. Формирование философских традиций (1018 в.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14. Философские взгляды П.Я. Чаадаева.

Одним из виднейших представителей русской философии первой половины XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). В центре философии П.Я. Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии истории; его учение – это богословие культуры именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.

В «Философических письмах» Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбе России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Главные пороки русской жизни Чаадаев видел в самодержавии и крепостничестве – главных свидетельствах ее отсталости. Различием католичества и православия он объяснял неодинаковость западной и русской цивилизации. Россия, приняв византийское православие, замкнулась в своем религиозном обособлении в стороне от европейских принципов жизни. П.Я. Чаадаев отдавал предпочтение католицизму, считая, что в нем заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало политический уклад, философию, науку, улучшило нравы.

Подобно Шеллингу, Чаадаев видел одну из главных задач философии в решении проблемы единства мира и отстаивал идеалистический взгляд, принимавший за основу мира активное идеальное начало.

П.Я. Чаадаев был одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли – вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

В учении о человеке он также подчеркивал значение разума и нравственности.

Из двух выделяемых им видов познания – опыта и непосредственного озарения – безусловное предпочтение отдавал последнему.

Необходимо отметить, что «Философические письма» П.Я. Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии. К проблемам, поднятым П.Я. Чаадаевым, впоследствии не раз обращались российские философы.


15. Западники и славянофилы. Общая характеристика. Развитие идей об организационных началах жизни. О роли личности как деятеля в истории западничества и славянофильства.

4 мая 1844 года в московском доме дворян Аксаковых состоялся торжественный прием, на котором представители западничества и славянофильства достигли примирения. Оба идейных течения по-разному смотрели на пути развития России, но имели одинаковую веру в ее великое будущее и категорически отрицательно относились к крепостному праву.

Принято считать, что дискуссия на тему «особого пути» России, ее «места в мире» и сравнений с «передовым» Западом была начата благодаря публикации первого «Философического письма» П. Чаадаева в 1836 году. В сочинении говорилось, что Россия не сумела найти места в составе какой-либо великой мировой цивилизации и вместо того, чтобы соединить в себе все лучшее от Запада и Востока, Россия оказалась одинокой в мире, которому вдобавок ничего не смогла дать в общеисторическом смысле. Эксцентрическое, провокационное «Письмо» было воспринято властью и образованной частью общества сугубо серьезно. Чаадаева объявили сумасшедшим, запретив ему печататься и даже писать. А интеллигенция в процессе салонных споров на тему «Письма» раскололась на так называемых славянофилов и западников. Палитру тем для дискуссий дополняло то, что чаадаевское письмо было опубликовано во время распространения в стране новой консервативной государственной идеологии – Теории «официальной народности».

Западники

Западники настаивали на том, что Россия должна идти путем западных стран и конкретно в том, что касается вопросов культуры, общественного устройства, гражданской жизни. При этом русскую самобытность западники называли отсталостью. В фигуре Петра I они видели главного реформатора, который оказался способен отсталую во всех отношениях страну поставить на верный путь развития и подтолкнуть к преображению. Среди известных приверженцев западничества были революционно настроенные А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский, литературный критик В. Г. Белинский, литераторы И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие. В середине 1840-х годов западники раскололись на два крыла: либеральное и революционно-демократическое. Причиной послужили два принципиальных вопроса: отношение к религии и методы реформ, а также пореформенное развитие России. Представители либерального крыла отстаивали церковные догматы и придерживались идеи мирного реформирования страны. Демократы исходили из принципов атеизма и материализма, предлагали революционную борьбу для построения социализма.



Н.А. Некрасов и И.И. Панаев у больного В.Г. Белинского

Славянофилы

Важными источниками славянофильства послужили немецкая классическая философия и православное богословие. Славянофилы говорили, что у России «особый путь», отличный от пути «западной цивилизации». По их мнению, Петр I искусственно изменил самобытный путь исторического развития России и на него нужно вернуться; западные ценности не способны прижиться на российской почве, в лучшем случае они могут быть адаптированы, но желательнее обратиться к собственным историческим идеалам и традициям. Основоположником славянофильства принято считать литератора А. С. Хомякова, а среди видных славянофилов (или близких по взглядам к ним) были философ И. В. Киреевский, братья Константин и Иван Аксаковы, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль и другие; среди почвенников (умеренных славянофилов) – поэт А. А. Григорьев, писатель Ф. М. Достоевский и другие. Строго говоря, славянофильство и западничество не были уникальным русским явлением, оставаясь вариантом общеевропейского течения консервативного романтизма, когда неудовлетворенность действительностью порождает мечты о желанном будущем.

16. «Философия деяния» А.И. Герцена. Антропологический принцип Н.Г. Чернышевского.

Из онтологичесских воззрений Герцена интересна его философия деяния. Переосмыслив учения сен-симонистов, Герцен увлёкся Гегелем. Отчасти этому способствовали споры с Бакуниным и Белинским, которые выступали сторонниками «примирения с действительностью», ссылаясь при этом на немецкого классика.

Основной гегелевской мыслью является положение «Всё действительное разумно, все разумное действительно». Необходимо в этой связи прояснить смысл размышлений самого Гегеля: окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно - порядок и гармония во всём существующем. А значит, Разумное (Абсолютная идея) - не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, т.е. оно действительно. Чувственный, или физический, мир, по мысли Гегеля, не просто создан некоей духовной реальностью, но является её проявлением в иной, материальной форме. Эта пантеистическая по сути мысль раскрывает смысл всего существующего как саморазвитие Абсолютной идеи. Именно в ней сконцентрировано всё (Бытие), пребывающее в разных формах или проходящее в своём саморазвитии три основных этапа (логика, природа, сознание). В учении Гегеля о трёх стадиях саморазвития Абсолютной идеи явлена триада: пребывание (тезис), отпадение (антитезис) и возвращение (синтез).


Именно в панлогизме Гегеля нашёл будущий создатель «Колокола» «алгебру революции». Она привела Герцена к мысли о необходимости переустройства общества на основании теоретических конструкций, в качестве которых мыслились справедливые социальные идеи. И Герцен, в отличие от своих современников, верно заметил, что у Гегеля не всё существующее действительно, а лишь то, что соответствует Разуму, те. то, в чём идея получила адекватное воплощение. В своей первой крупной философской работе «Дилетантизм в науке» (1843) проявляется стремление Герцена найти в учении Гегеля обоснование активной деятельности личности. Герцен пытался также осветить не только историю развития науки, но и её связи с философией. Эта работа вместе с «Письмами об изучении природы» стала важнейшим произведением русской философской мысли 40-х годов XIX века, а статьи, составившие эту работу, печатались в журнале «Отечественные записки».

Любопытен один философский термин, который постоянно встречается в работах Герцена, - «одействотворение», который является вероятным переводом с немецкого слова verwirklichen, как указал В. В. Зеньковский. Термин означает переход к воплощению в жизнь идей, движение мысли от теории к практике, от идеи к её воплощению. Штудируя Гегеля, русский мыслитель обратил внимание на процесс «оформления» идеи, те. придания материи как инобытию духа определённой формы. Термином «одействотворение» он характеризует процесс превращения потенции, заложенной в духе, в действительность.

В работе «Дилетантизм в науке» Герцен говорит об одействотво-рении своего призвания каждой личностью, которая оставляет благодаря этому печать своей индивидуальности на событиях. Целью философии, следовательно, нельзя считать только познание. Ведь оно - лишь момент в целостной человеческой деятельности, которая должна завершаться каким-либо поступком, то есть превращением знания в действие.

Одействотворение познанной истины - задача не только грядущего, но и настоящего, так как это каждодневный процесс в жизни личности и развитии человеческой истории. Личность, таким образом, постоянно воплощает своё призвание, свои знания, реально воздействуя творчеством на историю.

17. Философские взгляды И.В. Киреевского. Богословские взгляды А.С. Хомякова.

И. В. Киреевский (1806-1856).

Письма Чаадаева были созданы для того, чтобы другие люди смогли подготовиться к ответу на это письмо. Славянофилы смогли. Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) принадлежал к старинному дворянскому роду и, подобно Чаадаеву, первоначальное образование получил у домашних учителей. Его отец умер рано, и воспитанию детей посвятила себя мать Киреевского, состоявшая в близком родстве с поэтом Жуковским. Ее вторым мужем стал некто Елагин - поклонник философии Канта и Шеллинга. Работы последнего он переводил на русский язык.


Может быть, именно под его влиянием в юности Иван Киреевский очень заинтересовался философией и всей культурой Западной Европы. В Московском университете он прослушал курс философии у известного в то время профессора Павлова, благодаря которому в России стала популярной классическая немецкая философия. "Германская философия, - отмечает Герцен, - была привита Московскому университету М.Г. Павловым. Павлов преподавал введение к философии вместо физики и сельского хозяйства. Физике было мудрено научиться на его лекциях, сельскому хозяйству - невозможно, но его курсы были чрезвычайно полезны". Польза от этих лекций была огромной, поскольку поступавшая в университет молодежь не имела никаких философских знаний. Понятие о философии в это время имели только семинаристы, но это понятие, по замечанию Герцена, было совершенно превратным.

Но вернемся к Киреевскому. Поступив на службу в архив Министерства иностранных дел, он сближается с "архивными юношами" и позже становится членом "общества любомудрия", прекратившего свое существование, как было сказано, после восстания декабристов. Надо сказать, что Киреевский от декабристов отмежевался, хотя еще некоторое время и оставался "западником". В 1831 году он предпринимает поездку в Германию, где лично знакомится с Гегелем, слушает лекции Шлейермахера и специально посещает Шеллинга в Мюнхене. Но в Москве начинается эпидемия холеры, и Киреевский срочно возвращается, обеспокоенный здоровьем своих близких.

По возвращении Киреевский начинает издавать журнал с характерным названием "Европеец". Главную задачу этого журнала он видит в сближении русской и западной культуры. Его волнует тема универсального синтеза эстетического, этического и религиозного начал, которую он заимствует в немецком романтизме. Здесь нельзя не вспомнить о том влиянии, которое оказали на творчество раннего Киреевского его мать и поэт Жуковский, увлекавшиеся немецкими романтиками. Его брат Петр Киреевский, подобно немецким романтикам братьям Гримм, был известным "собирателем" народного творчества.

Именно в журнале "Европеец" Киреевский помещает свое первое известное произведение - статью "XIX-ый век", которая вызвала неудовольствие властей откровенно прозападной позицией.. В этой статье Киреевский воспринимает Россию как благодатную почву, жаждущую европейского просвещения. В результате, журнал был закрыт, а Ивана Киреевского официально объявили неблагонадежным. От более строгих мер его спасло заступничество Жуковского.