Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы спортивного питания
1.1 Понятие, цели и задачи здоровьесберегающих образовательных технологий, спорта
1.2 Особенности питания при занятии физической активностью, спортивное питание
2. Современные исследования спортивного питания
-Социально-психологическая форма. Предусматривает обеспечение эмоционального комфорта в процессе общения со сверстниками в коллективе, а также со взрослыми в рамках занятий физической культурой и спортом. Информационно-просветительская форма включает в себя работу с семьей и персоналом образовательного учреждения. Основная задача осуществлять необходимо информирование взрослых, окружающих ребенка, об особенностях его развития, правилах воспитания в детях потребности в ЗОЖ. На сегодняшний день существует несколько форм реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в рамках воспитательно-образовательного процесса. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, какая из форм будет наиболее оптимальна и эффективна для повышения качества образования детей. Однако необходимо отметить, что применение данных форм будет максимально эффективным при их использовании в комплексе.
-Культура физического здоровья является неотъемлемой частью общей культуры жизни человека. Вспомним, что древние греки считали, что гармоничного человека можно воспитать лишь тогда, когда у него будут здоровы и развиты и душа, и тело.
Под физической культурой понимают ту сферу социальной деятельности, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, на развитие во время осознанных двигательных усилий психофизических способностей человека [14].
Психология спорта изучает психологические механизмы и данные о психике спортсменов в обстоятельствах максимальной активности. Данная отрасль науки занимает важное место в процессах подготовки спортсменов. Психологические знания дают спортсменам навыки формирования и развития личности при занятиях спортом. Практические задачи данной психологии предполагают изучение теории, связанной с особенностями психической деятельности спортсменов, а также эффективное использование данных знаний для спортивных достижений. Основными целями спортивной психологии для развития личности спортсмена и спортивных команд является разработка действенных методов подготовки спортсменов к соревнованиям.
Главными задачами психологии спорта являются: изучение воздействие спорта на психические параметры личности; разработка и внедрение благоприятных условий для максимальной эффективности спортсменов во время тренировки; раскрытие механизмов и закономерностей повышения спортивного профессионализма; формирование необходимых знаний и навыков.
Для благополучного выступление спортсмена во время соревнований недостаточно только физической и стратегической подготовки. В последнее время становятся значимыми интеллектуальные навыки и способности взаимодействовать в коллективе. Основной задачей спортивной психологии является: разработка методик и стратегий для предсоревновательной подготовки; исследование социально-психологических процессов происходящих среди спортсменов. Спортивная психология занимается исследованием особенностей функционирования спортивных команд.
Психология спорта занимает почетное место в познании человеческой личности. Она связана с общественными и гуманитарными науками и выявляет возможности психики человека в экстремальных условиях спортивных соревнований. Создание действенных методик для спортивных тренировок возможно при учете закономерностей спортивной деятельности и особенностей личности спортсменов. Спортивная психология дает анализ различных сторон жизни спортсменов и помогает решению задач, связанных с этой деятельностью. В наше время диапазон решаемых вопросов значительно расширился. Учитывается психологический подход к каждому виду спорта.
Специальные тренировочные техники разрабатываются с помощью технологий, направленных на укрепление физического тела и психики спортсменов, а также воли, концентрации и коллективной подготовки. Связь психологии спорта с педагогикой. В процессе учебы возникает взаимодействие между тренером и учеником, при этом формируются профессиональные качества спортсмена, его духовный уровень и психологическая устойчивость. Взаимосвязь психологии спорта с биомеханикой. Данный раздел науки называется психобиомеханика. Она занимается факторами, определяющими качественный переход физических действий и их энергий в осознание этих физических воздействий. А также изменения в силовом поле, пространстве, ритмах движения под влиянием образа. В процессе обучения личность познает характерные свойства движений, открывая в себе новое восприятие действий [27].
Спортивная психология связана с физической культурой, спортивной социологией, теориями и методиками различных видов спорта, а также многообразием теорий тренировок. Данная психология применяет методики прочих наук для диагностики психики спортсменов, для составления прогнозов развития личности и поиска мотивирующих источников.
В понятие физическая культура включаются ценности и знания, которые создаются и используются обществом для развития физических и умственных способностей человека, как для улучшения его двигательной активности, так и для воспитания здорового образа жизни, социализации через физическое воспитание, физической подготовки, физического развития. Основными средствами физической культуры признаются игры и постепенно увеличивающие нагрузку физические упражнения: от легкой утренней зарядки до участия в серьезных соревнованиях разных уровней и установления как личных, так и мировых рекордов.
Повышение результатов добиваются естественным путем – тренировками, режимом питания, правильной сменой отдыха и нагрузок.
Показателями уровня физической культуры в обществе являются: уровень физического развития и здоровья нации; активность применения физкультуры в воспитании, образовании, в быту, на производстве.
Принято выделять базовую физическую культуру и спорт в качестве видов физической культуры. Соответственно базовая физическая культура закладывает основы нормального физического развития человека и дальнейшего их совершенствования. В свою очередь, в базовую физическую культуру входит дошкольная и школьная физкультура. Занятия спортом направлены уже на достижение высоких результатов. В спорте выделяются такие направления, как детско-юношеский спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт, инвалидный спорт.
Спортивные направления Детско-юношеский спорт учитывает гендерные, возрастные, физиологические особенности. В этом аспекте спорта главной является массовость, потому что здесь происходит естественный отбор тех, кто попадет в спорт высших достижений.
Два аспекта, профессиональный и спорт высших достижений, направлены на установление мировых рекордов. Спортсменам-профессионалам выплачивают заработную плату и штрафуют за плохую подготовку и проигрыш на соревнованиях. Правила профессионального спорта отличаются от любительского. Название «массовый спорт» говорит само за себя, здесь главным является участие, а не какие-либо достижения. Инвалидный спорт охватывает людей с врожденными и приобретенными заболеваниями. Для спортсменов с ограниченными возможностями организуются соревнованиями с определенными нормативами. Состязаются такие спортсмены каждый в своей группе по степени заболевания.
Спортивные занятия и соревнования для людей с ограниченными возможностями дают им возможность успешно социализироваться, а не только укрепить здоровье. Можно еще выделить оздоровительную физическую культуру, направленную на укрепление всех функций организма. В нее включена лечебная и гигиеническая физкультура. Лечебная призвана помочь в профилактике болезней и в восстановлении организма после них. К гигиенической относится утренняя зарядка наряду с гигиеной тела, обуви, соблюдением режима и т.д. Еще нельзя не отметить прикладную физическую культуру, состоящую из профессионально-прикладной и военно-прикладной. Первая связана с повышением профессионализма, с восстановлением уставших от работы мышц (например,
производственная гимнастика, физкультминутка), вторая – с преподаванием физкультуры в военных и полувоенных заведениях (МЧС, пожарные, мореходки) [30].
Мощным средством социализации личности, совершенствования индивидуальных и профессиональных качеств является физическая культура. Она выступает важнейшим средством гармоничного всестороннего развития личности. Люди по-разному относятся к физической культуре и спорту: некоторые полагают, что спорт играет огромную роль в их жизни, а другие считают его бесполезной тратой времени.
В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой общественное явление. Физическая культура является составной частью спорта, методом физического воспитания. Она пронизывает все уровни развития современного общества, оказывая влияние на основные сферы жизнедеятельности. Спорт оказывает влияние на образ жизни людей, деловую жизнь, этические ценности и т.д. В спорте ярко проявляются такие потребности, как желание достижения успеха, стремление быть первым, победить соперника и т.д. Основной проблемой физической культуры является формирование ценностного отношения личности и общества к физической подготовке и спортивному образу жизни. Социализация посредством занятия спортивной деятельностью зависит от того, насколько совпадают ценности спорта с ценностями личности или общества в целом.
Спорт – это своеобразная школа вырабатывания характера, воли. Множество социальных ситуаций проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет личности нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать систему установок и определенных ценностей. В результате многосторонних связей с другими явлениями возникают общекультурные связи. Важным результатом вовлечения молодежи в регулярные занятия спортом является гармоничное всестороннее развитие личности. Именно спорт выступает средством охраны и укрепления здоровья человека. В процессе жизнедеятельности применение методов физической культуры способствует профилактике различных заболеваний. Следует отметить, что особым значением обладает поддержание здорового образа жизни. Спорт служит хорошую службу не только молодежи, но и взрослому населению. Он служит средством оздоровления, профилактики, защиты от последствий НТР и т.д. [22].
Как массовое социальное движение спорт приобрел значение в качестве одного из факторов сближения людей в группы, клубы, союзы, организации на основе общих интересов. В международном общении спорт уже давно занимает одно из ведущих мест. В нашу эпоху спортивные связи приобрели форму спортивного движения, например, Олимпийское движение стало широким течением современности. В настоящее время ни одна сфера человеческой деятельности не существует без спорта, поскольку физическая культура является общепризнанной материальной и духовной ценностью общества в целом. Каждый год все чаще говорится о спорте как о социальном феномене. Феномен спорта пока изучен не полностью, но все же он уникален.
По словам В.К. Бальсевича, он является мостиком, позволяющим соединить биологическое и социальное развитие человека, а также является первым видом культуры, который формируется в человеке. Спорт складывался исторически под влиянием практических потребностей человека в полноценной физической подготовке, которая постепенно, по мере развития систем образования, стала первостепенным фактором формирования двигательных умений и навыков.
Ценностный потенциал спорта современного социума складывается из двух уровней ценностей и представляет собой механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние отдельной личности: Общественные ценности включают накопленные человечеством знания, спортивную технику, методики оздоровления, спортивные достижения – то, что создано обществом для физического совершенствования и оздоровления. Основными показателями, характеризующими уровень значимости ценностей спорта в социуме являются правовая основа, финансирование, а также сформированности положительного общественного мнения.
Личностные ценности определяются знаниями человека в области физического совершенствования, способностью к самоорганизации, социально-психологическими установками. Для личности имеет особое значение освоение мобилизационных ценностей спорта, которые помогают ему выжить в экстремальных ситуациях. Следует отметить значение накопленного в спорте опыта познания способностей человека. Спорт, осваивая новые рубежи, раскрывая границы человеческих возможностей, несет в себе одну из важнейших социальных ценностей. Характеризуя социальную ценность спорта, следует иметь в виду его экономическое значение. В настоящее время разворачивается борьба за право организации олимпийских игр, кубков мира, чемпионатов. В развитие спорта общества вкладывает материальные средства, которые окупаются, начиная со здоровья населения и заканчивая доходами от коммерческой стороны спорта.
Воспитание физического здоровья должно начинаться с самого детства и продолжаться всю жизнь. Ежедневная гимнастика должна стать привычкой, как, например, умывание. Необходимо стараться проводить время в движении [24].
Разумеется, большинство людей – отнюдь не спортсмены. Однако необходимо заметить, что спорт позволяет легко справиться не только с физическими нагрузками, но и с умственными и моральными. Например, если человек привык ходить пешком, то он взбежит по лестнице, не задумавшись, а если он всегда ездит на лифте, то подъем по лестнице вызовет у него отдышку. В нашей жизни физическая культура тренирует мышцы, стимулирует систему кровообращения, выносливость и силу организма. Например, жизнеспособность и работоспособность сердца напрямую зависит от силы и развитости мышечной структуры организма, поэтому их необходимо тренировать. Физическая культура особенно полезна людям умственного труда. Люди, занятые умственной деятельностью, ведут сидячий образ жизни, что приводит к деформации скелета и позвоночника. Именно спорт позволит таким людям быть в тонусе.