Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 373 ББК 74.102 А79

Аромштам М. С.

А79 Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте де­тей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - 184 с. -(Детский сад).

I8ВN 5-93196-527-0

В пособии представлен цикл занятий по обучению грамоте детей 5-6 лет. В увлекательной сказочной форме малыши смогут познакомиться с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями. Материал может быть использован на занятиях в группах детских садов, при подго­товке к школе, в индивидуальной работе с дошкольником.

Для педагогов старших групп детского сада, учителей начальных клас­сов, гувернеров и родителей, занимающихся обучением своих детей.

УДК 373 ББК 74.102

Учебное издание

Марина Аромштам Азбучные сказки

Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет

Редакторы: Е. Л. Кабанина, А. Б. Таранин; художественный редактор Н. И. Комиссарова

Технический редактор О. А. Сигутова', компьютерная верстка М. А. Толокновой,

С. П. Моргун; корректоры В. В. Смирнова, Т. И. Орехова

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.П.000413.03.04 от 12.03.2004 г.

Подписано в печать 06.12.2004. Формат 60х90'/ Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. 11,5л. Уч.-изд. л. 11,6. Тираж 5 000 экз. (1-й завод 1-3 000 экз.). Изд. № 290. Заказ-№ 10062.

ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС».

115201, г. Москва, Каширское ш., д. 22, корп. 3. Тел./факс: (095) 113-53-90, 234-71-82.
Е-птй: а<1ге5@епа5.га Ькр://\у\уш.епа5.ги

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ». 140010, г Люберцы, Московская обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 554-21-86.

КНИГА-ПОЧТОЙ

Вы можете получить любую книгу нашего издательства по почте,

заказав по адресу:

127030, Москва, а/я 1 Абсолют-Пост, или по телефону (095) 933-41 -53, либо Е-тш1: Кшд1@Ро5{.ш

Закажите и получите бесплатный каталог книг, аудио - и видеопродукции

© Аромштам М. С., 2005

I8ВN 5-93196-527-0

©ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС» 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...................................................................................... 5

Гл а в а 1. Уроки фонетики для взрослых ............................ 22

Урок 1. Фонетика .................................................................................. 22


Урок 2. Гласные и согласные ............................................................... 22

Урок 3. Звонкие и глухие согласные ................................................... 23

Урок 4. Пары по твердости-мягкости............................................... 23

Урок 5. Позиционные чередования..................................................... 24

Урок 6. Фонемы .................................................................................... 24

Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита? .......................... 25

Урок 8. Особенности русского алфавита............................................ 25

Урок 9. Немного истории ..................................................................... 26

Гл а в а 2. Вводные занятия ....................................................... 28

Занятие 1. Сказка про то, как придумали буквы ................................ 28

Занятие 2. Встреча с буквой Ж............................................................ 30

Занятие 3. Встреча с буквой Ч............................................................. 32

Гл а в а 3. Знакомство с гласными буквами

(А, О, У, Ы, Э) .................................................................................... 34

Занятие 4. Подготовка к сказочному путешествию........................... 34

Занятия 5-6. Встреча с буквой О......................................................... 35

Занятие 7. Встреча с буквой А............................................................. 39

Занятие 8. Закрепление знаний о буквах О и А ................................. 41

Занятие 9. Встреча с буквой Э............................................................. 42

Занятие 10. Закрепление знаний о буквах О, А, Э............................. 44

Занятие 11. Встреча с буквой У........................................................... 45

Занятие 12. Закрепление знаний о буквах О, А, Э, У ........................ 46

Занятие 13. Встреча с буквой Ы .......................................................... 48

Занятие 14. Закрепление знаний о буквах А, О, Э, У, Ы ................... 49

Занятие 15. Игры со звуками и буквами ............................................. 51

Гл а в а 4. Знакомство с И и йотированными буквами

(Я, Е, Ё, Ю), с буквой И................................................................. 53

Занятия 16-17. Встреча с буквой И..................................................... 53

Занятия 18-19. Встреча с буквами Ё, Я, Е, Ю.................................... 56

Занятие 20. Закрепление знаний о букве Я ........................................ 59

Занятия 21-24. Закрепление знаний о буквах Ё, Я, Е, Ю ................. 60

Занятие 25. Встреча с буквой И........................................................... 62

Гл а в а 5. Буквы для согласных звуков................................ 65



Занятие 26. Согласные звуки. Слог..................................................... 65

Занятие 27. Звонкие и глухие согласные ............................................ 67

Занятие 28. Мягкие и твердые согласные........................................... 68

Занятия 29-31. Встреча с буквой 3 ..................................................... 69

Занятие 32. Обозначение звука [з'] на письме ................................... 72

Занятие 33. Прописная буква 3............................................................ 73

Занятия 34—36. Встреча с буквой Г ..................................................... 74

Занятия 37-39. Встреча с буквой С..................................................... 77

Занятие 40. Обозначение на письме звука [с']................................... 78

Занятие 41. Буква Ь............................................................................... 79

Занятия 42-44. Встреча с буквой К..................................................... 80

Занятия 45-48. Встреча с буквой Т..................................................... 83

Занятия 49-51. Встреча с буквой Д..................................................... 85

Занятия 52-54. Встреча с буквой Б ..................................................... 88

Занятие 55. Встреча с буквой П........................................................... 90

Занятия 56-58. Встреча с буквой Л..................................................... 91

Занятие 59. Встреча с буквой М.......................................................... 94

Занятие 60. Игры с буквами и словами............................................... 96

Занятия 61-62. Встреча с буквой Ш ................................................... 97

Занятие 63. Встреча с буквой Щ ......................................................... 99

Занятие 64. Правописание слогов ча, ща, чу, щу............................... 100

Занятие 65. Встреча с буквой X........................................................... 102

Занятие 66. Встреча с буквой Р ........................................................... 102

Занятие 67. Встреча с буквой Ц........................................................... 104

Занятие 68. Встреча с буквой Н........................................................... 105

Занятие 69. Встреча с буквой В........................................................... 106

Занятие 70. Встреча с буквой Ф .......................................................... 107

ПО 110

119

124

169

172

Занятие 71. Алфавит............................................................................. 108

Приложения.......................................................................................

Приложение 1. Карточки к занятиям со сказочными картинками....

Приложение 2. Карточки к занятиям со стихотворным материалом............................................................................................

Приложение 3. Карточки-задания к занятиям с пропущенными буквами, ребусы, карточки слогов, букв и др.....................................

Приложение
4. «Размытые» буквы ....................................................

Приложение5. «Зашумованные» буквы ...........................................

Предисловие

Уважаемые коллеги!

Эта книга - результат многолетней педагогической работы ав­тора. В ней представлена методика обучения грамоте детей пяти-шести лет, основанная на образном преподавании. Основу книги составляют сказки - но не обычные, а «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и на­учиться соотносить буквы со звуками. Таким образом методика объединяет художественный принцип преподавания с фонетиче­скими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания ска­зочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.

Пособие не претендует на статус законченного курса обучения грамоте. Это лишь «введение в предмет», рассчитанное на детей 5-6 лет. Тем не менее использование на занятиях материалов книги даст ребенку мощный толчок для овладения сложным умением чи­тать и подготовит его к обучению письму, а педагога - побудит к соб­ственным творческим поискам.

К методике образного обучения грамоте

Из истории обучения грамоте

В разных культурах ребенок вступал в школьный возраст в раз­ное время.

Египетские мальчики, готовящиеся к карьере писцов, начинали по­сещать школу с пяти лет. В Древней Индии систематическое обучение ребенка мужского пола из касты брахманов (жрецов) начиналось в во­семь лет, из касты кшатриев (воинов) - в одиннадцать, из касты вайшья (крестьян, ремесленников, торговцев) - в двенадцать. В этом возрасте мальчик покидал свою семью и переходил жить в семью учителя.

В Древнем Китае школьное обучение начиналось с семи-восьми лет; в Древней Греции - с семилетнего возраста.

Однако поступление в школу было привязано к возрасту дос­таточно условно. Родители, по крайней мере в Средние века, са­мостоятельно определяли, когда ребенка нужно отдавать учить­ся. На их решение влияло и финансовое положение семьи, и то и дело


5

вспыхивавшие эпидемии, и готовность ребенка жить без родных (практически все школяры в средневековой Европе учились да­леко от дома).

Вот почему в колледжах ХУ1-ХУП вв. в начальном классе мож­но было встретить детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет, при том что наиболее распространенным возрастом для поступле­ния в школу был десятилетний возраст.

Практически во всех культурах одной из главных задач школы было обучение грамоте. Начиналось оно обычно со знакомства с письмен­ными знаками (буквами, иероглифами), которые ученики по образцу выцарапывали на глиняных или восковых табличках.

Обучение письму и чтению на протяжении всей истории циви­лизации стоило детям многих усилий. Учиться было трудно, и это считалось закономерным. Учителя полагали, что корни учения долж­ны быть горькими: лишь в этом случае можно оценить сладость его плодов. За неуспехи и нарушение дисциплины учеников били. Фи­зическое наказание также было необходимым элементом обучения. Как гласила надпись на одном из древнеегипетских папирусов, «дитя несет ухо на своей спине, и нужно бить его, чтобы он услышал».

Казалось бы, это события давно прошедших веков. Но многие родители и по сей день считают, что маленький ребенок должен учиться до изнеможения. Иначе, какая же это учеба?

В древнегреческой школе учились читать по складам: «бета-аль­фа - ба; гамма-альфа - га; гамма-ламда-альфа — гла» и т. д., переби­рая всевозможные сочетания, пока дети не начинали узнавать скла­ды с первого взгляда. Этим же методом пользовались и в России. Так, например, обучал читать воспитанников яснополянской шко­лы Лев Толстой. И, как считал он сам и его ученики, - довольно ус­пешно. Толстой неодобрительно относился к внедрению в школь­ную практику новых звуковых методов обучения чтению и считал, что по складам дети обучаются читать легче. Похожие слова мы услышали от нашего современника - педагога Зайцева. Он вернул в педагогический язык уже подзабытое слово «склады».

Известные педагоги Борис и Елена Никитины отстаивали целесо­образность другого старинного метода обучения чтению - метода це­лых слов. У каждого из детей их большой семьи в возрасте года появ­