ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что такое «образное преподавание»?
Образное преподавание, собственно, и сориентировано главным образом на эти формы.
Известны — а потому кажутся понятными - выражения: образная речь, образное восприятие, образное мышление. Образ обычно связывается в нашем представлении с художественным началом, с художественным творчеством и, соответственно, противопоставляется научному понятию. Понятие предстает осмысленным, точным, аргументированным, а образ - эмоционально-окрашенным, размытым, субъективным.
Согласно положениям отечественной психологии, мышление ребенка в своем развитии проходит несколько стадий: сначала ребенок мыслит «наглядно-действенно», затем осваивает наглядно-образное мышление и, наконец, уже в школьные годы, учится мыслить словесно-логически. При этом понятийное мышление принято рассматривать как вершину познавательного развития.
Школьные практики, как правило, тоже склонны рассматривать образное мышление как «низшую форму» умственной деятельности. И традиционное обучение в целом сориентировано на его преодоление.
Однако, вопреки распространенному в «педагогическом быту» представлению, стадии развития мышления не сменяют друг друга и не исчезают в связи с появлением новых форм. Они не только сохраняются, но продолжают развиваться. То есть должны продолжать развиваться, если не встречают на своем пути специально воздвигнутых педагогических баррикад.
10
В чем усматривают недостатки образного мышления? В том, что оно воспринимает явления действительности целостно, не расчленяя и не выделяя их отдельных свойств. Но стоит лишь изменить точку отсчета, и эти недостатки обернутся достоинствами. Ведь именно в силу целостности образы содержат гораздо больше информации о действительности, предметах и явлениях, чем понятия. Кроме того целостность является важным качеством научного мышления, а не только художественного. Современную науку сегодня все больше привлекает живое знание, и она все чаще пользуется для описания исследуемых процессов и явлений метафорами и образами.
Поэтому установка на преодоление образного мышления в про
цессе обучения, господствующая в современной школе, должна уступить место новому подходу - развитию образного мышления, одним из путей которого является образное преподавание. Ведь образ как ничто другое стимулирует воображение и будит творческую фантазию, будит предчувствие знания.
По отношению же к маленьким детям - старшим дошкольникам и младшим школьникам - образное преподавание, образное преподнесение материала вообще является единственно приемлемым для них способом обучения, так как соответствует возрастным особенностям их мышления.
В силу своей многомерности, многослойности образ обладает потенциалом «опережающего развития». Смыслы свернуты в нем, упакованы на разном уровне глубины. И то, что ребенок в данный момент не может воспринять с ясной осознанностью, не является для него непонятным и потому травмирующим. Оно скорее незаметно. К образу можно возвращаться вновь и вновь - на новых возрастных ступенях, обнаруживая новые подробности и смысловые оттенки.
Образное преподавание - не открытие сегодняшнего дня. Оно лишь требует более серьезного осмысления и сознательного использования педагогами. Формы же его наработаны столетиями.
Образное движение
С образным движением в качестве дидактического приема мы впервые встречаемся в фольклоре - прежде всего в материнском фольклоре и в детских народных играх. Достаточно вспомнить по-тешку «Идет коза рогатая»: она сопровождается движениями, имитирующими бодливую козу. Движение здесь служит средством стимулирования двигательной и эмоциональной активности ребенка и средством развития имитационных навыков.
11
В начале XX века Айседора Дункан создала школу свободного движения, куда, в отличие от традиционных балетных школ, мог поступить любой ребенок независимо от своей комплекции и хореографических способностей. Свободное образное движение, считала Дункан, доступно всем. Оно раскрепощает человека (ребенка) и рождает ощущение творческих сил. Образное движение с целью
развития у детей музыкального чувства использовал в своей педагогической деятельности С.Т. Шацкий. Это были музыкальные игры, в которых требовалось движениями передавать характер музыки.
В семидесятых годах прошлого столетия образное движение в нашей стране нашло свое применение в качестве игрового приема для обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку. Впоследствии оно стало применяться более широко в детском саду и в первых классах начальной школы -для развития мелкой моторики руки, для организации так называемых «физкульминуток», на занятиях по обучению грамоте, счету, развитию речи. Возникла так называемая «логоритмика».
Одна из существенных задач образного движения — формирование двигательного воображения, а оно является основой осмысленной творческой моторики.
Есть и еще одна функция у образных движений: они позволяют превратить невидимое в видимое. Слово звучит. Но скрытое в нем значение можно сделать явным. Как в детской игре про дедушку Мазая: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!».
«Видимые» понятия
Материализация, опредмечивание слов и понятий - еще одна форма образного преподавания. Великий греческий математик Евклид написал книгу, по которой античные школяры постигали основы математики. Называлась она «Начала геометрии». Большинство присутствующих в ней понятий классической геометрии «отсылали» ученика к зримым, вполне материальным образам окружающего мира. Об этом свидетельствует происхождение терминов. Так, понятие «линия» восходит к слову Нпшп (льняная нить), понятие «трапеция» - к слову {гарегюп, что означает «столик». За столиком такой формы греки вкушали «трапезу».
Этот же принцип «видимых» понятий мы по прошествии столетий обнаружим в разработках М. Монтессори. Числа здесь изображаются бусинками, нанизанными на проволоку. Проволока с десятью бусинками - десяток. Плашка из десяти таких скрепленных между собой проволок - сотня. Кубик из десяти плашек - тысяча. Чтобы «выложить» число 3452, ребенок возьмет три кубика, четыре
12
плашки, пять цепочек и проволоку с двумя шариками. Примерно так же работают пособия, рассчитанные на формирование представлений о плоских и объемных геометрических фигурах, о точке, отрез
ке ломаной. Это образы внешние - те, что педагогика традиционно' связывает с «наглядностью».
Но есть образы внутренние, не требующие (по крайней мере, в момент своего предъявления) зрительного ряда, но все же вос-требуемые ребенком. Это образы сказок.
Сказки
Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век), потом - мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. И тут оказалось, что действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение - «питать душу».
Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной деятельности ребенка - рисования, лепки, игры, театрализованного представления. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечива-нию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказкой (то есть переводу невидимых реалий в видимые). Игры по известным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр.
Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми младшего школьного возраста и подробно описал Джанни Родари. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей. Но такая работа практически всегда несет в себе элементы пародийности на «материнскую» сказку. А это, в свою очередь, предполагает, что участники процесса уже «напитались» сказками, умеют пользоваться их языком и обладают достаточно развитой фантазией. Необходимым условием пародийной работы со сказкой является преодоление ребенком тождества со сказочной действительно
стью. Оно приходится на возраст 9-10 лет, характеризующийся становлением понятийного мышления. В этом возрасте ребенок оказывается в состоянии понять структуру сказки и «расчленять тело сказки» без ущерба для развития своего внутреннего мира.
13
Что же касается малышей 5-6 лет, они еще в силу психических особенностей могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них -это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
«Шляпа волшебника»
Обучение грамоте в рамках образного преподавания должно было бы учитывать все перечисленные формы. Но образное обучение очень сложно поддается описанию. Хотя помнить о нем и использовать его на занятиях с детьми необходимо. Зато принцип построения обучения на основе сказочных образов и видимых понятий усматривается в книге «Азбучные сказки» достаточно легко.
А «волшебная» сила сказки такова, что должна суметь передать читателю игровой дух методики.
Методика образного преподавания предполагает, что педагог, решившийся по ней работать, умеет играть. Не «организовать игровую деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее настроением, ее азартом, ее интригой. Для этого недостаточно иметь перед собой тексты на сказочной подкладке. Нужно именно уметь почувствовать, как восковой мелок на ладони превращается в волшебную палочку. Нужно уметь видеть, как звуки порхают, заставляя воздух вокруг дрожать от взмахов своих крылышек. И как они застывают в образе букв, исполненных внутренней тайны.
Гласные звуки предоставляют педагогу прекрасную возможность связать изучение грамоты с психогимнастикой и дыхательными упражнениями, которые будут использоваться на протяжении всего курса «Азбучных сказок». Что же касается упражнений на узнавание букв, они могут носить совершенно «материальный» характер. Одна учительница, например, как-то принесла в класс корешок растения и попросила детей отгадать, какую букву она отыскала в лесу. Это была буква к. Точно так же можно предложить детям отыскать букву в алюминиевой ложке. Буквы обнаружатся и в циркуле, и в треугольнике, и в колючках кактуса.