ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ответить на вопросы: «Сколько букв в этом слове?», «Сколько звуков?», «В какой сказке есть слова: «Царь с Царицею простился...?»
3. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой ц (... апля (цапля),... ыпленок (цыпленок), ...веток (цветок)).
Педагог просит детей ответить на вопросы: «С какого звука начинаются слова под картинками?», «Какой буквой можно изобразить этот звук? Вставьте его вместо пропусков», «Какое слово (картинку) можно исключить из ряда?» (Цветок).
104
Занятие 68 Встреча с буквой Н
Текст для чтения или рассказывания
КакбукваН отправиласьгулять
Однажды ночью букве н приснился странный сон, что она отправилась в неведомые страны за новыми впечатлениями.
- Странно! - сказала буква н, проснувшись рано утром. - Почему эта мысль раньше не приходила мне в голову?
И она тут же уложила в чемодан чистые носки, купила билет на самолет и отправилась в Южную Африку - туда, где водятся носороги. Ведь больше всего на свете ей хотелось увидеть настоящего носорога и, может быть, даже подружиться с ним!
Но о своих намерениях буква н никого не предупредила! И тут такая путаница началась! Особенно, если дело касалось чьего-нибудь носа. Потому что написать слово «нос» без буквы н совершенно невозможно. У одного почтенного гражданина, например, как раз в это время случился сильный насморк. Пошел он в аптеку купить себе капли, а на этикетке написано: «Капать только в ос!»
«Где это я буду искать ос?» - возмутился почтенный гражданин и крупными буквами написал жалобу в жалобную книгу. А другой - модный юноша ходил в школу этикета и там его учили, как себя вести в присутствии дам. В тот день ему как раз нужно было выучить правила пользования носовым платком. И вот он прочитал: «В присутствии дам вытирайте ос платком! Это приведет вас к успеху!» Юноша тут же встретился с красивой дамой и говорит:
- Дорогая! Нужно срочно отыскать ос!
Дама удивилась, но возражать не стала. Представляете, что случилось, когда ее кавалер попробовал вытирать ос платком?
Короче, получился страшный переполох! Стали искать букву н, где только можно, и наконец нашли ее в Африке. Она гуляла с носорогом, удобно устроившись между его рогами.
Задания для детей
1. Педагог показывает детям карточку с буквой н и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы н и поставить под ними точки:
Этот важный носорог На носу имеет рог. У другого носорога На носу два острых рога.
105
2. Задание по зашумованным картинкам (прил. 5, рис. 2, 8, 13) с буквами о, к, н. Педагог задает вопросы: «Какое слово можно из них сложить, если к ним добавить мягкий знак?» (конь), «Сколько букв в этом слове?», «Сколько звуков?», «Почему?».
3. Перед детьми - «размытые» буквы, которые надо восстановить по фрагментам (см. прил. 4): н, о, с. Педагог дает задание составить из этих букв слово и прочитать (нос - сон).
4. Педагог задает детям вопросы по картинке, на которой нарисован старик с неводом: «К какой сказке нарисована эта картинка?», «Что забрасывал старик в море?», «С какого звука начинается слово «невод»?» (Используется любая иллюстрация А. С. Пушкина «Сказка о Золотой рыбке».)
Занятие 69 Встреча с буквой В
Текст для чтения или рассказывания
Буква В и двугорбыеверблюды
- Вы слышали? Вы видели? В городе появились верблюды!
- Не может быть! Что они тут делают?
- Они пришли в гости.
- Невероятно! Но кто же их пригласил?
- Кто-кто! Буква в, вот кто. Она давно увлекается Востоком. Начиталась волшебных сказок и решила, что верблюдам нужно непременно побывать в нашем городе.
- Но как они узнали, что их пригласили?
-Кто?
- Верблюды, конечно.
- Буква в сама им сказала. Правда, для этого ей пришлось отправиться за тридевять земель, в далекую восточную страну. Зато обратно она прибыла вместе с караваном.
Услышав такую новость, все высыпали на улицу. Видят - по бульвару шествует караван верблюдов. Верблюды лохматые, двугорбые, идут, будто плывут. А на самом первом верблюде, словно восточная принцесса, возлежит буква в и обмахивается веером.
- Зачем вам веер, принцесса? - спрашивают ее зеваки. - Ведь на улице довольно прохладно.
- Он навевает приятные воспоминания, - отвечает буква в. - Кроме того, не будь у меня веера, разве стали бы вы называть меня принцессой?
И это прозвучало так убедительно, что никто больше не задавал букве в неуместных вопросов.
106
Задания для детей
1. Педагог показывает детям карточку с буквой в и дает задание отыскать в рифмованном тексте все буквы в и поставить под ними точки:
Вот что поведаю я вам, друзья:
Ворон вороне совсем не родня!
2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенными буквами (...шня(вишня), ...лка (вилка), ...ер (веер), ...рон (ворон)).
Педагог дает задание: «В словах под картинками пропущены две первые буквы. Сможете ли вы определить, что это за буквы? Какое слово (картинку) можно исключить из ряда?» (ворон - в этом слове буква «в» обозначает твердый звук).
Занятие 70 Встреча с буквой Ф
Текст для чтения или рассказывания
Лесная буква по имениФилимон
Буква ф никогда не была обыкновенной буквой. Она была птицей, настоящей птицей, которую звали «филин Филимон». Филимон жил в лесу и по ночам кричал: «Уф-уф-уф!» - пугая маленьких птичек и мышей. А днем кричал: «Фу-фу-фу!» - на мальчишек, которые жгли в лесу костры и разбрасывали по кустам пластиковые бутылки. Мальчишки, в отличие от мышей, не очень-то боялись Филимона. Но филин относился к этому по-философски.
Время от времени Филимона просили немного побыть буквой, и тогда он тяжело срывался с ветки и летел по своим буквенным делам, которые выполнял с усердием и добросовестностью настоящего лесного жителя.
Задания для детей
1. Педагог показывает детям карточку с буквой ф и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы ф и поставить под ними точки:
Фламинго фиолетовых
На свете не бывает.
Зато фламинго розовые
Где-то обитают.
В далекой африканской
Фантастической стране,
Куда сегодня вечером
Отправлюсь я во сне.
107
2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -
слова с пропущенными буквами (...кусник (фокусник), ...льм (фильм), ...ники (финики), ...пин (филин)).
Педагог задает детям вопросы: «С какого звука начинаются слова под картинками?», «Что это за буквы, которые вставили вместо пропусков?», «Какое слово можно исключить из ряда?» (фокусник -буква «ф» обозначает твердый звук).
Занятие 71 Алфавит
Беседа с детьми
Занятие начинается с игр по выбору педагога и детей. Затем дети рассматривают рисунки с изображением букв для согласных звуков.
Текст для чтения или рассказывания
Придумать буквы для чтения и письма было непростым делом. Чтобы случайно, в суете, не потерять какую-нибудь букву, придумали алфавит.
Алфавит - это хранилище букв, где они располагаются в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место, каждая на виду. Само слово «алфавит» досталось нам в наследство от древних греков. Две первые буквы греческого языка назывались альфа и бета. Порядок расположения букв в старославянском языке — родном брате русского, как и в греческом, приобрел имя от названия двух своих первых букв «аз» и «буки». Получилось слово «азбука». Но сегодня мы пользуемся греческим словом «алфавит». Алфавит букв русского языка выглядит вот так:
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Её Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя. (Педагог показывает детям картинку с изображением букв русского алфавита).
Задания для детей
1. Перед каждым ребенком - лист с буквами, расположенными в алфавитном порядке. Педагог дает задание: «Возьмите палочку-рисовалочку красного цвета и обведите в кружочек все буквы для гласных звуков. Сосчитайте их. Сколько букв получилось? Как они называются?»
2. Затем просит: «Возьмите палочку-рисовалочку другого цвета, любого, который вам нравится, и обведите в кружочек все буквы для согласных звуков, которые мы извлекли из сказочных картинок. Как называются эти буквы?»
108
3. Дает следующее задание: «Среди знакомых букв есть одна, которая не является ни гласной, ни согласной. У нее вообще нет сво
его голоса. И шуметь она не умеет. Но она очень важна, так как помогает другим буквам справляться со своими обязанностями. Что это за буква? (ь, мягкий знак). Найдите ее и обведите своим, особым цветом».
4. Педагог дает задание, объясняя новый материал: «В алфавите есть еще одна безголосая буква. Она располагается недалеко от буквы ь. Называется она твердым знаком. Обведите ее тем же цветом, что и букву ь. Буква ъ, как и ь, является буквой-помощницей. Нарисуйте буквы ь, ъ».
5. Домашнее задание для желающих: нарисовать все известные буквы алфавита: красным - буквы для гласных; зеленым - буквы-помощники, не умеющие звучать; другим цветом - буквы для согласных звуков.
ПРИЛОЖЕНИЯ
П риложение 1 Карточки к занятиям со сказочными картинками
по
3. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой ц (... апля (цапля),... ыпленок (цыпленок), ...веток (цветок)).
Педагог просит детей ответить на вопросы: «С какого звука начинаются слова под картинками?», «Какой буквой можно изобразить этот звук? Вставьте его вместо пропусков», «Какое слово (картинку) можно исключить из ряда?» (Цветок).
104
Занятие 68 Встреча с буквой Н
Текст для чтения или рассказывания
КакбукваН отправиласьгулять
Однажды ночью букве н приснился странный сон, что она отправилась в неведомые страны за новыми впечатлениями.
- Странно! - сказала буква н, проснувшись рано утром. - Почему эта мысль раньше не приходила мне в голову?
И она тут же уложила в чемодан чистые носки, купила билет на самолет и отправилась в Южную Африку - туда, где водятся носороги. Ведь больше всего на свете ей хотелось увидеть настоящего носорога и, может быть, даже подружиться с ним!
Но о своих намерениях буква н никого не предупредила! И тут такая путаница началась! Особенно, если дело касалось чьего-нибудь носа. Потому что написать слово «нос» без буквы н совершенно невозможно. У одного почтенного гражданина, например, как раз в это время случился сильный насморк. Пошел он в аптеку купить себе капли, а на этикетке написано: «Капать только в ос!»
«Где это я буду искать ос?» - возмутился почтенный гражданин и крупными буквами написал жалобу в жалобную книгу. А другой - модный юноша ходил в школу этикета и там его учили, как себя вести в присутствии дам. В тот день ему как раз нужно было выучить правила пользования носовым платком. И вот он прочитал: «В присутствии дам вытирайте ос платком! Это приведет вас к успеху!» Юноша тут же встретился с красивой дамой и говорит:
- Дорогая! Нужно срочно отыскать ос!
Дама удивилась, но возражать не стала. Представляете, что случилось, когда ее кавалер попробовал вытирать ос платком?
Короче, получился страшный переполох! Стали искать букву н, где только можно, и наконец нашли ее в Африке. Она гуляла с носорогом, удобно устроившись между его рогами.
Задания для детей
1. Педагог показывает детям карточку с буквой н и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы н и поставить под ними точки:
Этот важный носорог На носу имеет рог. У другого носорога На носу два острых рога.
105
2. Задание по зашумованным картинкам (прил. 5, рис. 2, 8, 13) с буквами о, к, н. Педагог задает вопросы: «Какое слово можно из них сложить, если к ним добавить мягкий знак?» (конь), «Сколько букв в этом слове?», «Сколько звуков?», «Почему?».
3. Перед детьми - «размытые» буквы, которые надо восстановить по фрагментам (см. прил. 4): н, о, с. Педагог дает задание составить из этих букв слово и прочитать (нос - сон).
4. Педагог задает детям вопросы по картинке, на которой нарисован старик с неводом: «К какой сказке нарисована эта картинка?», «Что забрасывал старик в море?», «С какого звука начинается слово «невод»?» (Используется любая иллюстрация А. С. Пушкина «Сказка о Золотой рыбке».)
Занятие 69 Встреча с буквой В
Текст для чтения или рассказывания
Буква В и двугорбыеверблюды
- Вы слышали? Вы видели? В городе появились верблюды!
- Не может быть! Что они тут делают?
- Они пришли в гости.
- Невероятно! Но кто же их пригласил?
- Кто-кто! Буква в, вот кто. Она давно увлекается Востоком. Начиталась волшебных сказок и решила, что верблюдам нужно непременно побывать в нашем городе.
- Но как они узнали, что их пригласили?
-Кто?
- Верблюды, конечно.
- Буква в сама им сказала. Правда, для этого ей пришлось отправиться за тридевять земель, в далекую восточную страну. Зато обратно она прибыла вместе с караваном.
Услышав такую новость, все высыпали на улицу. Видят - по бульвару шествует караван верблюдов. Верблюды лохматые, двугорбые, идут, будто плывут. А на самом первом верблюде, словно восточная принцесса, возлежит буква в и обмахивается веером.
- Зачем вам веер, принцесса? - спрашивают ее зеваки. - Ведь на улице довольно прохладно.
- Он навевает приятные воспоминания, - отвечает буква в. - Кроме того, не будь у меня веера, разве стали бы вы называть меня принцессой?
И это прозвучало так убедительно, что никто больше не задавал букве в неуместных вопросов.
106
Задания для детей
1. Педагог показывает детям карточку с буквой в и дает задание отыскать в рифмованном тексте все буквы в и поставить под ними точки:
Вот что поведаю я вам, друзья:
Ворон вороне совсем не родня!
2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенными буквами (...шня(вишня), ...лка (вилка), ...ер (веер), ...рон (ворон)).
Педагог дает задание: «В словах под картинками пропущены две первые буквы. Сможете ли вы определить, что это за буквы? Какое слово (картинку) можно исключить из ряда?» (ворон - в этом слове буква «в» обозначает твердый звук).
Занятие 70 Встреча с буквой Ф
Текст для чтения или рассказывания
Лесная буква по имениФилимон
Буква ф никогда не была обыкновенной буквой. Она была птицей, настоящей птицей, которую звали «филин Филимон». Филимон жил в лесу и по ночам кричал: «Уф-уф-уф!» - пугая маленьких птичек и мышей. А днем кричал: «Фу-фу-фу!» - на мальчишек, которые жгли в лесу костры и разбрасывали по кустам пластиковые бутылки. Мальчишки, в отличие от мышей, не очень-то боялись Филимона. Но филин относился к этому по-философски.
Время от времени Филимона просили немного побыть буквой, и тогда он тяжело срывался с ветки и летел по своим буквенным делам, которые выполнял с усердием и добросовестностью настоящего лесного жителя.
Задания для детей
1. Педагог показывает детям карточку с буквой ф и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы ф и поставить под ними точки:
Фламинго фиолетовых
На свете не бывает.
Зато фламинго розовые
Где-то обитают.
В далекой африканской
Фантастической стране,
Куда сегодня вечером
Отправлюсь я во сне.
107
2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -
слова с пропущенными буквами (...кусник (фокусник), ...льм (фильм), ...ники (финики), ...пин (филин)).
Педагог задает детям вопросы: «С какого звука начинаются слова под картинками?», «Что это за буквы, которые вставили вместо пропусков?», «Какое слово можно исключить из ряда?» (фокусник -буква «ф» обозначает твердый звук).
Занятие 71 Алфавит
Беседа с детьми
Занятие начинается с игр по выбору педагога и детей. Затем дети рассматривают рисунки с изображением букв для согласных звуков.
Текст для чтения или рассказывания
Придумать буквы для чтения и письма было непростым делом. Чтобы случайно, в суете, не потерять какую-нибудь букву, придумали алфавит.
Алфавит - это хранилище букв, где они располагаются в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место, каждая на виду. Само слово «алфавит» досталось нам в наследство от древних греков. Две первые буквы греческого языка назывались альфа и бета. Порядок расположения букв в старославянском языке — родном брате русского, как и в греческом, приобрел имя от названия двух своих первых букв «аз» и «буки». Получилось слово «азбука». Но сегодня мы пользуемся греческим словом «алфавит». Алфавит букв русского языка выглядит вот так:
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Её Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя. (Педагог показывает детям картинку с изображением букв русского алфавита).
Задания для детей
1. Перед каждым ребенком - лист с буквами, расположенными в алфавитном порядке. Педагог дает задание: «Возьмите палочку-рисовалочку красного цвета и обведите в кружочек все буквы для гласных звуков. Сосчитайте их. Сколько букв получилось? Как они называются?»
2. Затем просит: «Возьмите палочку-рисовалочку другого цвета, любого, который вам нравится, и обведите в кружочек все буквы для согласных звуков, которые мы извлекли из сказочных картинок. Как называются эти буквы?»
108
3. Дает следующее задание: «Среди знакомых букв есть одна, которая не является ни гласной, ни согласной. У нее вообще нет сво
его голоса. И шуметь она не умеет. Но она очень важна, так как помогает другим буквам справляться со своими обязанностями. Что это за буква? (ь, мягкий знак). Найдите ее и обведите своим, особым цветом».
4. Педагог дает задание, объясняя новый материал: «В алфавите есть еще одна безголосая буква. Она располагается недалеко от буквы ь. Называется она твердым знаком. Обведите ее тем же цветом, что и букву ь. Буква ъ, как и ь, является буквой-помощницей. Нарисуйте буквы ь, ъ».
5. Домашнее задание для желающих: нарисовать все известные буквы алфавита: красным - буквы для гласных; зеленым - буквы-помощники, не умеющие звучать; другим цветом - буквы для согласных звуков.
ПРИЛОЖЕНИЯ
П риложение 1 Карточки к занятиям со сказочными картинками
по