Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ответить на вопросы: «Сколько букв в этом слове?», «Сколько звуков?», «В какой сказке есть слова: «Царь с Царицею простил­ся...?»

3. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой ц (... апля (цапля),... ыпленок (цыпленок), ...веток (цветок)).

Педагог просит детей ответить на вопросы: «С какого звука на­чинаются слова под картинками?», «Какой буквой можно изобра­зить этот звук? Вставьте его вместо пропусков», «Какое слово (кар­тинку) можно исключить из ряда?» (Цветок).

104

Занятие 68 Встреча с буквой Н

Текст для чтения или рассказывания

КакбукваН отправиласьгулять

Однажды ночью букве н приснился странный сон, что она отправилась в неведомые страны за новыми впечатлениями.

- Странно! - сказала буква н, проснувшись рано утром. - Почему эта мысль раньше не приходила мне в голову?

И она тут же уложила в чемодан чистые носки, купила билет на само­лет и отправилась в Южную Африку - туда, где водятся носороги. Ведь больше всего на свете ей хотелось увидеть настоящего носорога и, мо­жет быть, даже подружиться с ним!

Но о своих намерениях буква н никого не предупредила! И тут такая путаница началась! Особенно, если дело касалось чьего-нибудь носа. Потому что написать слово «нос» без буквы н совершенно невозможно. У одного почтенного гражданина, например, как раз в это время случил­ся сильный насморк. Пошел он в аптеку купить себе капли, а на этикетке написано: «Капать только в ос!»

«Где это я буду искать ос?» - возмутился почтенный гражданин и круп­ными буквами написал жалобу в жалобную книгу. А другой - модный юноша ходил в школу этикета и там его учили, как себя вести в присутствии дам. В тот день ему как раз нужно было выучить правила пользования носовым платком. И вот он прочитал: «В присутствии дам вытирайте ос платком! Это приведет вас к успеху!» Юноша тут же встретился с красивой дамой и говорит:

- Дорогая! Нужно срочно отыскать ос!

Дама удивилась, но возражать не стала. Представляете, что случилось, когда ее кавалер попробовал вытирать ос платком?
Короче, получился страшный переполох! Стали искать букву н, где толь­ко можно, и наконец нашли ее в Африке. Она гуляла с носорогом, удобно устроившись между его рогами.

Задания для детей

1. Педагог показывает детям карточку с буквой н и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы н и поставить под ними точки:

Этот важный носорог На носу имеет рог. У другого носорога На носу два острых рога.

105

2. Задание по зашумованным картинкам (прил. 5, рис. 2, 8, 13) с буквами о, к, н. Педагог задает вопросы: «Какое слово можно из них сложить, если к ним добавить мягкий знак?» (конь), «Сколь­ко букв в этом слове?», «Сколько звуков?», «Почему?».

3. Перед детьми - «размытые» буквы, которые надо восстано­вить по фрагментам (см. прил. 4): н, о, с. Педагог дает задание соста­вить из этих букв слово и прочитать (нос - сон).

4. Педагог задает детям вопросы по картинке, на которой нари­сован старик с неводом: «К какой сказке нарисована эта картинка?», «Что забрасывал старик в море?», «С какого звука начинается слово «невод»?» (Используется любая иллюстрация А. С. Пушкина «Сказ­ка о Золотой рыбке».)

Занятие 69 Встреча с буквой В

Текст для чтения или рассказывания

Буква В и двугорбыеверблюды

- Вы слышали? Вы видели? В городе появились верблюды!

- Не может быть! Что они тут делают?

- Они пришли в гости.

- Невероятно! Но кто же их пригласил?

- Кто-кто! Буква в, вот кто. Она давно увлекается Востоком. Начита­лась волшебных сказок и решила, что верблюдам нужно непременно побывать в нашем городе.

- Но как они узнали, что их пригласили?

-Кто?

- Верблюды, конечно.

- Буква в сама им сказала. Правда, для этого ей пришлось отправиться за тридевять земель, в далекую восточную страну. Зато обратно она прибыла вместе с караваном.

Услышав такую новость, все высыпали на улицу. Видят - по бульвару шествует караван верблюдов. Верблюды лохматые, двугорбые, идут, будто плывут. А на самом первом верблюде, словно восточная прин­цесса, возлежит буква в и обмахивается веером.



- Зачем вам веер, принцесса? - спрашивают ее зеваки. - Ведь на улице довольно прохладно.

- Он навевает приятные воспоминания, - отвечает буква в. - Кроме того, не будь у меня веера, разве стали бы вы называть меня прин­цессой?

И это прозвучало так убедительно, что никто больше не задавал бук­ве в неуместных вопросов.

106

Задания для детей

1. Педагог показывает детям карточку с буквой в и дает задание отыскать в рифмованном тексте все буквы в и поставить под ними точки:

Вот что поведаю я вам, друзья:

Ворон вороне совсем не родня!

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенными буквами (...шня(вишня), ...лка (вилка), ...ер (веер), ...рон (ворон)).

Педагог дает задание: «В словах под картинками пропущены две первые буквы. Сможете ли вы определить, что это за буквы? Какое слово (картинку) можно исключить из ряда?» (ворон - в этом слове буква «в» обозначает твердый звук).

Занятие 70 Встреча с буквой Ф

Текст для чтения или рассказывания

Лесная буква по имениФилимон

Буква ф никогда не была обыкновенной буквой. Она была птицей, настоящей птицей, которую звали «филин Филимон». Филимон жил в лесу и по ночам кричал: «Уф-уф-уф!» - пугая малень­ких птичек и мышей. А днем кричал: «Фу-фу-фу!» - на мальчишек, которые жгли в лесу костры и разбрасывали по кустам пластиковые бу­тылки. Мальчишки, в отличие от мышей, не очень-то боялись Филимона. Но филин относился к этому по-философски.

Время от времени Филимона просили немного побыть буквой, и тогда он тяжело срывался с ветки и летел по своим буквенным делам, кото­рые выполнял с усердием и добросовестностью настоящего лесного жителя.

Задания для детей

1. Педагог показывает детям карточку с буквой ф и дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы ф и поставить под ними точки:

Фламинго фиолетовых

На свете не бывает.

Зато фламинго розовые

Где-то обитают.

В далекой африканской

Фантастической стране,

Куда сегодня вечером

Отправлюсь я во сне.

107

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -
слова с пропущенными буквами (...кусник (фокусник), ...льм (фильм), ...ники (финики), ...пин (филин)).

Педагог задает детям вопросы: «С какого звука начинаются сло­ва под картинками?», «Что это за буквы, которые вставили вместо пропусков?», «Какое слово можно исключить из ряда?» (фокусник -буква «ф» обозначает твердый звук).

Занятие 71 Алфавит

Беседа с детьми

Занятие начинается с игр по выбору педагога и детей. Затем дети рассматривают рисунки с изображением букв для согласных звуков.

Текст для чтения или рассказывания

Придумать буквы для чтения и письма было непростым делом. Что­бы случайно, в суете, не потерять какую-нибудь букву, придумали алфавит.

Алфавит - это хранилище букв, где они располагаются в определенном порядке. Каждая буква имеет свое место, каждая на виду. Само слово «алфавит» досталось нам в наследство от древних греков. Две первые буквы греческого языка назывались альфа и бета. Порядок расположения букв в старославянском языке — родном брате русского, как и в греческом, приобрел имя от названия двух своих первых букв «аз» и «буки». Получилось слово «азбука». Но сегодня мы пользуемся греческим словом «алфавит». Алфавит букв русского языка выглядит вот так:

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Её Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя. (Педагог показыва­ет детям картинку с изображением букв русского алфавита).

Задания для детей

1. Перед каждым ребенком - лист с буквами, расположенными в алфавитном порядке. Педагог дает задание: «Возьмите палочку-рисовалочку красного цвета и обведите в кружочек все буквы для гласных звуков. Сосчитайте их. Сколько букв получилось? Как они называются?»

2. Затем просит: «Возьмите палочку-рисовалочку другого цвета, любого, который вам нравится, и обведите в кружочек все буквы для согласных звуков, которые мы извлекли из сказочных картинок. Как называются эти буквы?»

108

3. Дает следующее задание: «Среди знакомых букв есть одна, которая не является ни гласной, ни согласной. У нее вообще нет сво­
его голоса. И шуметь она не умеет. Но она очень важна, так как помогает другим буквам справляться со своими обязанностями. Что это за буква? (ь, мягкий знак). Найдите ее и обведите своим, особым цветом».

4. Педагог дает задание, объясняя новый материал: «В алфавите есть еще одна безголосая буква. Она располагается недалеко от бук­вы ь. Называется она твердым знаком. Обведите ее тем же цветом, что и букву ь. Буква ъ, как и ь, является буквой-помощницей. Нари­суйте буквы ь, ъ».

5. Домашнее задание для желающих: нарисовать все известные буквы алфавита: красным - буквы для гласных; зеленым - буквы-помощники, не умеющие звучать; другим цветом - буквы для со­гласных звуков.





ПРИЛОЖЕНИЯ

П риложение 1 Карточки к занятиям со сказочными картинками



по