Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В новой Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три компонента правовой государственности: 1) гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); 2) нормативно-правовой (конституционно-правовая концепция правового закона); 3) институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, по Конституции (ч. 1 ст. 3), является её многонациональный народ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию, а сама российская Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4).

Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют прежде всего положения Конституции РФ о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2), о разделении властей (ст. 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права (ст. 15).

Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в РФ равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. (ст. 8, 9).

Основные федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в конституционных положениях о равноправии субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ, о едином гражданстве РФ, её государственной целостности и единстве системы государственной власти, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

Идеологические и политические характеристики конституционного строя включают в себя признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перед законом (ст. 13).

Новая Конституция РФ в своей регламентации основных положений постсоветского строя опирается на естественноправовые идеи о прирождённых неотчуждаемых правах и свободах человека, что и определяет в конечном счёте правовой характер основного закона.

Существенное значение для утверждения в стране демократического государственно-правового строя имеет конституционное положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются, по Конституции (ст. 15), составной частью её правовой системы. Если при этом международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.


В качестве одной из основ нового конституционного строя Конституция (ст. 2) провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». При этом Конституция исходит из прирождённого и неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека. В духе этих естественноправовых идей в Конституции (ч. 2 ст. 17) утверждается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

В Конституции (гл. 2) закреплён широкий круг личных, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина, соответствующий современным международным стандартам и высокому уровню конституционных требований в этой сфере в развитых демократических странах.

В Конституции (ч. 1 ст. 17) закреплено: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Поскольку конституционный перечень не является исчерпывающим, в Конституции РФ (ч. 1 ст. 55) отмечается: «Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Конституция (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

При этом в Конституции (ст. 56) подчёркивается, что и в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные в ряде статей Конституции. Речь, в частности, идёт о таких правах, как право каждого на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и свободу вероисповедания, на жилище, на судебную защиту его прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, и о некоторых других правах и свободах.

Помимо общесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституции указаны и другие институты и должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение этих прав и свобод (Президент, Правительство, Конституционный Суд, Уполномоченный по правам человека).



Важное значение в этом плане имеют и международные формы защиты прав и свобод человека. Так, Конституция (ч. 3 ст. 46) признаёт право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (Европейский Суд по правам человека).

В Конституции содержится также и ряд специальных норм, конкретизирующих общеправовое значение прав и свобод человека и гражданина для других компонентов правового государства. Существенное положение об этом содержится в ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Если данная статья в позитивной форме содержит требование правового закона, правового характера (соответствия праву) деятельности всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, то в другой статье Конституции (ч. 2 ст. 55) содержится прямой запрет антиправового (правонарушающего) закона: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Важная в этом плане норма содержится и в ч. 3 ст. 15 Конституции: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Так, Конституция (ч. 2 ст. 46) закрепляет такую важную форму судебно-правового контроля общих судов, как обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений и должностных лиц. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 120), суд при рассмотрении конкретных дел проверяет соответствие подзаконных актов закону и, если при этом будет установлено несоответствие между ними, решение должно быть принято в соответствии с законом. Кроме того, суды, по Конституции (ч. 4 ст. 125), вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности применённого или подлежащего применению в конкретном деле закона, нарушающего конституционные права и свободы граждан.

Присущая новой российской Конституции концепция правопонимания включает в себя в целом и правовое понимание государства, и соответственно правовую организацию государственной власти. В организационно-властном плане это нашло своё выражение в конституционном закреплении определённой системы разделения властей в рамках общей концепции российской правовой государственности.


Сам принцип разделения властей сформулирован в Конституции (ст. 10) следующим образом: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но в полной мере оно правовым ещё не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах.

В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики (среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур.

В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества, однако, в настоящее время, общество распалось на очень богатых и бедных.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д.

В правовой сфере формирование правовой системы далеко не закончено. Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры.

Отказавшись от тотального контроля за различными сферами жизни общества с помощью принуждения, российское государство должно сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения. Трудности на этом пути обусловлены в значительной мере тем, что в России ценности свободы, индивидуализма не были преобладающими в общественном сознании, у населения до сих пор ещё сильны надежды на помощь со стороны государства.


Современное российское государство по своему типу является переходным (от тоталитаризма к правовому государству). Оно несёт на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т.д.).

Однако появились и укрепляются демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей и т.д.
8. Соотношение государства и права.
Воздействие государства на право.
Право обладает свойствами всеобщей обязанности и нормативности. Этими свойствами право обязано государству, которое обеспечивает реальное осуществление этих качеств права.

1. Правообразование и правотворчество.

а) исследует жизнь, выявляет отношения, затем формулирует и закрепляет в нормативных актах эти отношения.

б) придаёт юридический характер обычаям.

в) государство признаёт общеобязательную юридическую силу за договорами, делая их нормативными.

г) признание государством юридической силы за обычными нормами, отдельными судебными или административными решениями (прецедентами).

2. Правоисполнительная деятельность.

На государстве лежит обязанность не только формулировать, закреплять принципы и нормы права, но и обеспечивать их исполнение.

Приняв законы, государство должно следить чтобы эти законы исполнялись.

3. Правоохранительная деятельность.

Право нуждается в охране со стороны государства. В тех случаях, когда не выполняются принципы и нормы государство обязано принудить лиц, организации, органы власти к их выполнению (применение санкций или угроза применения этих санкций, когда нарушения нет, но есть основания предполагать, что будут нарушения).
На государстве лежит обязанность развивать систему права (совершенствовать законодательство и т.д.), а также заниматься правовым воспитанием, формированием правосознания и правовой культуры населения (система обучения праву).
Воздействие права на государство.
Государство нуждается в праве. Это вызвано тем, что внутренняя организация государства основана на правовом закреплении и регулировании функционирования государственного механизма. Деятельность государства осуществляется преимущественно в правовой форме.