Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 579

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) это непосредственная правотворческая деятельность субъектов правотворчества.

Стадии правотворчества.

  1. Определение вида органов, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида правового акта.

  2. Принятие решения о подготовке правового акта.

  3. Разработка концепции, идеи, анализа будущего акта.

  4. Подготовка проекта правового акта - разработчиком, рабочей группой, органом.

  5. Предварительное рассмотрение проекта акта.

  6. Общественное обсуждение проекта.

  7. Официальное рассмотрение проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур.

  8. Принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу.


Принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

1. Принцип научности - подготовка и принятие проекта правового акта осуществляется с участием представителей разных наук (в том числе и учённых-юристов).

2. Принцип законности - означает строгий учёт иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов правотворчества и соблюдение процедурных правил.

3. Принцип демократизма - позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Необходимо изучать социальные интересы и возможность их выражения в сфере правотворчества, учёт общественной поддержки проектов правовых актов.

4. Принцип системности - означает строгий учёт системы права, законодательства, построения отрасли и т.д.

5. Оперативность правотворчества - необходимое условие эффективности правового регулирования. Он предполагает своевременность издания нормативных актов, недопущения положения, когда необходимые законы не принимаются или отстают от общественной жизни.

6. Связь с практикой - выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать всё лучшее, что предлагается правоприменительными органами.
Виды правотворчества.

  1. Непосредственное правотворчество народа (референдум).

  2. Законотворчество.

  3. Подзаконное правотворчество.

  4. Судебное правотворчество.

  5. Правотворчество органов местного самоуправления.

  6. Локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении).

  7. Санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов (правовой обычай).



Непосредственное (прямое) правотворчество народа.

  1. Оно проводится по инициативе групп граждан, населения (определённой численности).

  2. В референдуме участвуют избиратели, чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источником конституции, закона или иного решения.

  3. Итоги референдума (народного голосования) являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой.

  4. Подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии (в России) или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены главной цели - обеспечить полное и свободное народное волеизъявление.


Нормативный акт создаётся в ходе правотворческого процесса, складывающегося из нескольких стадий. Наиболее отработаны стадии законодательного процесса. Они таковы:

1. Проявление законодательной инициативы. Законодательная инициатива - право внесения законопроекта в законодательный орган. Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации; 3) члены Совета Федерации; 4) депутаты Государственной Думы; 5) Правительство РФ; 6) представительные органы субъектов РФ; 7) Конституционный Суд РФ; 8) Верховный Суд РФ; 9) Высший Арбитражный Суд РФ (судебные органы осуществляют право законодательной инициативы только по вопросам их ведения).

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

2. Обсуждение законопроекта. Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Государственной Думы. Оно включает в себя внесение предложений, поправок, дополнений или исключение ненужных положений. Как правило, на обсуждение законопроекта уходит три чтения.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов (как минимум 226 голосов - всего 450 депутатов) и в течении пяти дней передаются на рассмотрение и одобрение Совета Федерации. При этом обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции РФ.



Федеральный Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Подписание закона. Закон подписывает Президент РФ в течении 14 дней после его поступления из Государственной Думы. В этот же срок Президент РФ может отклонить закон. После чего закон возвращается в Федеральное Собрание. Если каждая из палат Федерального Собрания повторно большинством не менее 2/3 голосов одобрит прежнюю редакцию закона, Президент РФ обязан его подписать.

5. Опубликование (обнародование) закона. Законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается публикация его полного текста в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ». Обнародование - это заключительная стадия правотворческого процесса, на которой население информируют о содержании принятого закона, о действии его во времени, пространстве и по кругу лиц.
Другие авторы выделяют (не 8 как у меня), 4 стадии правотворчества.

  1. Внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы.

  2. Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.

  3. Обсуждение законопроекта.

  4. Принятие законопроекта правотворческим органом.




  1. Сущность и функции права, закономерности его развития.


Сущность права - это главное, основополагающее в нём. Главное же в праве - права и свободы человека. Поэтому как результат согласия, компромисса между людьми объективное право (как, впрочем, и позитивное) по своей сущности есть воля людей, утверждающая свободу, справедливость, естественные права человека, его честь и достоинство как высшую социальную ценность.

В любом демократически устроенном государстве власть принадлежит большинству общества. Соответственно право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему. Народоправие неотделимо от народовластия, оба они - слагаемые суверенитета народа. Иными словами, источник права не государство, а гражданское общество.


Воля - сознательное саморегулирование (регулирование) поведения. Поэтому превращение воли в национальное право происходит двумя путями.

  1. во-первых, непосредственно самими гражданами, например, в порядке референдума Принятое голосованием самоуправленческое решение обладает юридической силой, имеет прямое действие, не нуждается в санкционировании каким-либо государственным органом;

  2. во-вторых, представителями граждан. Здесь воля людей проводится в жизнь посредством принимаемых их избранниками нормативно-правовых актов.

В обоих случаях должна быть выражена воля большинства. Так, референдум признаётся состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан России; закон считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Государственной Думы.

При этом следует подчеркнуть, что воля большинства, закрепляющая произвол, несвободу, несправедливость, ограничивающая права человека, является антиправовой. Сущность (право как воля) развивается в содержании права.

Содержание права - это общая мера свободы и справедливости поведения. Таким образом, по своему содержанию право: во-первых, мера свободы поведения; 2) мера справедливости поведения.

Мера свободы поведения включает в себя: 1) меру развитости, полноты (объёма) и равенства прав и свобод; 2) меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности; 3) меру допустимых ограничений.

1. Мера развитости, полноты (объёма) и равенства прав и свобод человека и гражданина.

Формирование прав и свобод личности заняло не одно тысячелетие. Пока сохранялась полная или частичная несвобода людей (рабство, крепостничество), не существовало равенства в правах. Наделение правами происходило в зависимости от имущественного, социального положения, принадлежности к определённому роду, сословию. Это было право привилегий. Ограничен, не развит был перечень прав.

Одним из первых равенство прав провозгласили Декларация независимости США (1776), французская Декларация прав человека и гражданина (1789). Ещё через полтора столетия свободными и равными были признаны все люди планеты Земля. Это произошло в 1948 году, когда Организацией Объединённых Наций была принята Всеобщая декларация прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своих правах... Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными настоящей декларацией без какого бы то ни было различия...».


Поэтому в наши дни каждый человек от рождения не только фактически, но и юридически обладает всей совокупностью основных прав и свобод и, следовательно, является свободной, равноправной и независимой личностью.

2. Мера возможности самостоятельного выбора и активной деятельности в различных сферах личной, общественной, государственной жизни.

Отличительная черта права в том, что оно не столько ограничивает и запрещает, сколько предоставляет права, возможности для инициативного, творческого поведения. Субъект права сам решает, с кем и в какие отношения ему вступать, по своему усмотрению выбирает вариант поведения. Более того, во многих случаях он даже может установить иной, чем предусмотренный в законе, порядок действий, объём прав и т.д.

3. Мера допустимых ограничений свободы для личности.

Ограничение свободы нужно в целях предупреждения коллизий между действиями свободных индивидов для того, чтобы произвол одного не вторгался в сферу свободы другого. Свобода может быть ограничена в силу политической обстановки, возраста, состояния психики, совершения правонарушения и т.п.

Принудительное сужение свободы, естественно, на законных основаниях возможно как в нормальных, так и в чрезвычайных ситуациях, при отсутствии правонарушений и их наличии, при дефекте сознания и воли.

Оно представляет собой вмешательство общества, государства, их органов, в самостоятельную жизнь человека, связано с ограничением, а порой лишением экономических, политических, личных прав и свобод граждан, возложением дополнительных (обременительных) обязанностей.

И всё же какие бы ни сложились обстоятельства, вызвавшие правовые ограничения, они не должны иметь своей целью превращение субъектов в объект правоотношения, унижение человеческого достоинства, служащего вместе с правами основой свободы личности. Ведь в конечном счёте правовые ограничения - это средства обеспечения и защиты индивидуальной и коллективной свободы.

Мера справедливости поведения - человек не изолированное существо, не единственный житель необитаемого острова. Его свобода, самостоятельность соседствует с аналогичной свободой, самостоятельностью других людей. Поэтому всегда существовала и существует проблема уравновесить, сделать нормальной, т.е. справедливой, свободу общения. Поэтому необходима: