Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 464
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет, имеющих различные нарушения в развитии речи на родном языке:
• фонетические нарушения (простая и сложная дислалия, а также недостатки произношения, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата – дизартрия, ринолалия);
• фонематическое недоразвитие;
• фонетико-фонематическое недоразвитие.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
1.2. Планируемые результаты
Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры в рамках реализации рабочей программы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Цели, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цели программы:
• Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
• Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
В зависимости от речевого нарушения ребенка (ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР, решаются следующие задачи:
-формирование полноценных произносительных навыков;
-развитие фонематического слуха, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
-совершенствование лексико-грамматических средств языка;
-развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как:
• развитие мотивации к обучению;
• развитие самоконтроля за своей речью;
• развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
• Работа по формированию звукопроизношения.
-Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
-Знакомство с артикуляцией звука.
-Постановка отсутствующих у ребенка звуков.
-Автоматизация поставленных звуков в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, поговорках, стихах, скороговорках). -Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
• Работа над слоговой структурой слова:
-Усвоение слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости.
• Работа по развитию фонематического слуха, фонематических представлений, доступных форм звукового анализа и синтеза.
-Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.
-Выделение слогов
и слов с заданным звуком.
-Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.
-Определение ритмической структуры слова.
-Формирование фонематического анализа: определение места звука в слове (начало, середина, конец); называние звука, стоящего перед данным звуком и после него.
-Развитие синтетической деятельности: составление из названных звуков слогов и слов.
-Развитие фонематических представлений: подбор слов на заданный звук, слог; подбор картинок на определенный звук; преобразование слов (добавить начальный или конечный звук).
Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
-Формирование системы словоизменения.
Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путём подстановки притяжательных местоимений мой, моя, моё (мужской, женский и средний род).
Падежные конструкции
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе.
Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-, от-, под-, на -, с-, за -, пере-, вы- (летает, ходит).
Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).
Согласование прилагательных и числительных с существительными.
Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов: у, в, на, над, под, по, около, между.
-Формирование системы словообразования.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-; -ок,-ек,-ик; -чек,-чик; -ечк,-ичк,-очк; -ц;-ушк-,-ишк-, -ышк-,-юшк.
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – оньк-, - еньк-.
Образование имен существительных при помощи суффикса – ниц - со значением вместилища (для супа – супница, для селёдки – селёдочница).
Образование слов с противоположным значением (антонимы из числа существительных, прилагательных, наречий, глаголов).
Образование форм единственного и множественного числа существительных с суффиксами, обозначающими названия детёнышей –онок,- енок, - ата, - ята.
Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
Образование притяжательных прилагательных от существительных.
• Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
- Формирование синтаксического строя речи: учить составлять предложения. - Составлять предложения по опорным словам, данным в начальной форме.
- Разговорно-описательная и повествовательная речь: объединять простые предложения в короткий рассказ; составлять рассказы по сериям сюжетных картинок; составлять рассказ по сюжетной картине.
В соответствии с ФГОС основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.
2.2. Направления работы в соответствии с речевыми нарушениями детей.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ГБОУ Гимназии № 2072 включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Направления коррекционно-развивающей работы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи
- коррекция звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - коррекция звукопроизношения.
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слов.
НВОНР, ОНР - коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слов;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
III. Организационный раздел программы
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой.
3.1. Логопедическая диагностика речевого развития ребёнка.
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных и образовательных достижений.
Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка.
Вид диагностики Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка
Форма обследования Иллюстрированные тестовые задания с учётом возраста и речевого диагноза ребёнка.
Источник «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова.
Способы и параметры фиксации Протоколы обследования речи детей, индивидуальные речевые карты с фиксацией симптомов речевых нарушений.
3.2 Форма организации коррекционно-развивающей работы.
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных занятиях.
3.3. Планирование индивидуальной работы.
План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю. В течение занятий происходит смена видов деятельность.
• фонетические нарушения (простая и сложная дислалия, а также недостатки произношения, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата – дизартрия, ринолалия);
• фонематическое недоразвитие;
• фонетико-фонематическое недоразвитие.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
1.2. Планируемые результаты
Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры в рамках реализации рабочей программы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью. Фонетическое оформление речи должно соответствовать нормам родного языка. Кроме того, у детей должны быть достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Цели, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цели программы:
• Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
• Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
В зависимости от речевого нарушения ребенка (ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР, решаются следующие задачи:
-формирование полноценных произносительных навыков;
-развитие фонематического слуха, фонематических представлений,
доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
-совершенствование лексико-грамматических средств языка;
-развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как:
• развитие мотивации к обучению;
• развитие самоконтроля за своей речью;
• развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Содержание коррекционно-развивающей работы:
• Работа по формированию звукопроизношения.
-Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
-Знакомство с артикуляцией звука.
-Постановка отсутствующих у ребенка звуков.
-Автоматизация поставленных звуков в речи (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, поговорках, стихах, скороговорках). -Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).
• Работа над слоговой структурой слова:
-Усвоение слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости.
• Работа по развитию фонематического слуха, фонематических представлений, доступных форм звукового анализа и синтеза.
-Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.
-Выделение слогов
и слов с заданным звуком.
-Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.
-Определение ритмической структуры слова.
-Формирование фонематического анализа: определение места звука в слове (начало, середина, конец); называние звука, стоящего перед данным звуком и после него.
-Развитие синтетической деятельности: составление из названных звуков слогов и слов.
-Развитие фонематических представлений: подбор слов на заданный звук, слог; подбор картинок на определенный звук; преобразование слов (добавить начальный или конечный звук).
Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
-Формирование системы словоизменения.
Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путём подстановки притяжательных местоимений мой, моя, моё (мужской, женский и средний род).
Падежные конструкции
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе.
Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-, от-, под-, на -, с-, за -, пере-, вы- (летает, ходит).
Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).
Согласование прилагательных и числительных с существительными.
Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов: у, в, на, над, под, по, около, между.
-Формирование системы словообразования.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-; -ок,-ек,-ик; -чек,-чик; -ечк,-ичк,-очк; -ц;-ушк-,-ишк-, -ышк-,-юшк.
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – оньк-, - еньк-.
Образование имен существительных при помощи суффикса – ниц - со значением вместилища (для супа – супница, для селёдки – селёдочница).
Образование слов с противоположным значением (антонимы из числа существительных, прилагательных, наречий, глаголов).
Образование форм единственного и множественного числа существительных с суффиксами, обозначающими названия детёнышей –онок,- енок, - ата, - ята.
Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
Образование притяжательных прилагательных от существительных.
• Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
- Формирование синтаксического строя речи: учить составлять предложения. - Составлять предложения по опорным словам, данным в начальной форме.
- Разговорно-описательная и повествовательная речь: объединять простые предложения в короткий рассказ; составлять рассказы по сериям сюжетных картинок; составлять рассказ по сюжетной картине.
В соответствии с ФГОС основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.
2.2. Направления работы в соответствии с речевыми нарушениями детей.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ГБОУ Гимназии № 2072 включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Направления коррекционно-развивающей работы по сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Нарушения устной речи
Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи
- коррекция звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - коррекция звукопроизношения.
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слов.
НВОНР, ОНР - коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры слов;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
III. Организационный раздел программы
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой.
3.1. Логопедическая диагностика речевого развития ребёнка.
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных и образовательных достижений.
Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка.
Вид диагностики Логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка
Форма обследования Иллюстрированные тестовые задания с учётом возраста и речевого диагноза ребёнка.
Источник «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова.
Способы и параметры фиксации Протоколы обследования речи детей, индивидуальные речевые карты с фиксацией симптомов речевых нарушений.
3.2 Форма организации коррекционно-развивающей работы.
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных занятиях.
3.3. Планирование индивидуальной работы.
План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю. В течение занятий происходит смена видов деятельность.