Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Нищева Н. В. СПб.: 2006.
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образо-вании», соответствующими направлениями Концепции до-школьного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министер-ства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»1 и разработками оте-чественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп-пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем-ственность действий всех специалистов дошкольного обра-зовательного учреждения и родителей дошкольников. Ком-плексность педагогического воздействия направлена на вы-равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы
-
соответствии с профилем группы такой раздел работы, как «Речевое развитие», выдвинут в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие разделы, как «По-знавательное развитие», «Креативное развитие», «Физическое здоровье и развитие», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», связаны с основным разделом и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития и, следовательно, решают задачу все-стороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, автор включает задачи речевого развития не только в раздел «Речевое развитие», но
-
в другие разделы. Например, в раздел «Развитие временных, пространственных и элементарных математических представ-лений» включаются задачи формирования и развития матема-тического словаря.
-
связи с тем что в разных возрастных группах решаются раз-ные коррекционно-развивающие задачи, некоторые разделы из-меняют свои названия. Например, раздел «Обучение грамоте» в средней группе называется «Обучение элементам грамоты».
Таким образом, Программа имеет следующую структуру.
I. Речевое развитие
-
Развитие словаря. -
Формирование и совершенствование грамматического строя речи. -
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
-
развитие просодической стороны речи; -
коррекция произносительной стороны речи; -
работа над слоговой структурой слова; -
совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Обучение элементам грамоты.
Развитие связной речи и речевого общения.
-
Познавательное развитие
-
Сенсорное развитие. -
Развитие психических функций. -
Ознакомление с окружающей действительностью. -
Ознакомление с художественной литературой. -
Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.
III. Креативное развитие
-
Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность. -
Музыкальное развитие. -
Игровая и театрализованная деятельность.
IV. Физическое здоровье и развитие
-
Нравственное воспитание VI. Трудовое воспитание.
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», И. Каплунова, И, Новоскольцева
Пояснительная записка.
Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование ни получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются поколением старшим. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача педагогов-музыкантов - научить детей понимать музыку, любить ее. Любовь к музыке невозможно привить насилием (хотя в истории есть и такие факты - детские годы великого Бетховена). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога. Во-первых, детям не скучно выполнять упражнение. Во-вторых, дети начинают понимать и ощущать многообразие форм движения, пения. В-третьих, педагог, внимательно наблюдая за детьми, отмечает для себя, какой из вариантов выполнения более интересен для детей, лучше и эмоциональнее ими выполняется.
В-четвертых, дети начинают творчески подходить к заданиям, сами придумывают варианты выполнения.
Дошкольное детство - это самая благоприятная пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей. Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое направлено на развитие способностей детей чувствовать, понимать прекрасное, это развитие художественного вкуса, формирование эмоционального отношения к музыке. Музыка - это средство формирования и нравственных качеств ребенка, которое может быть очень сильным: песни и стихи о Родине, бравурные марши воспитывают и развивают чувство гордости и любви к Отечеству, к семье, к окружающему. Народные игры и пляски обогащают внутренний мир ребенка, прививают любовь и интерес к истории своего народа. Музыка является важным средством творческого, умственного и физического развития детей. Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной умственной деятельности. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить. Музыкальные занятия строятся на взаимосвязи музыки и движения, где формируется правильная осанка ребенка, совершенствуется координация движении. В разделе «Распевание, пение» развивается голосовой аппарат ребенка, расширяется певческий диапазон, совершенствуется четкая артикуляция звуков.
Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат мною прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о композиторах.
Программа «Ладушки» предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции;
- дидактический материал;
- малые скульптурные формы;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
-аудио- и видеоматериалы;
- «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы.
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Дети, слушая музыку, исполняя песни, отражают свои музыкальные впечатления в рисунках, в лепке, конструировании. Это осуществляется и в свободное время, и на комплексных занятиях. В рамках программы «Ладушки» представляет интерес сборник «Мы играем, рисуем, поем» - комплексные занятия в детском саду, в котором дается разработка системы таких занятий, направленные на личностное творческое развитие детей средствами разных видов художественной деятельности: музицированием, играми, изобразительным творчеством. Рецензент этой книги Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева, профессор, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства Российского государственного университета им. А. И. Герцена, заслуженный деятель искусств РФ, председатель Совета по детскому творчеству при Санкт-Петербургском отделении Союза художников.
Это важный и необходимый вид деятельности, так как он предусматривает тесную связь в работе музыкального руководителя и воспитателя. На подобных занятиях в занимательной игровой форме закрепляются полученные умения и навыки.
Основная задача программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача, неся в себе суть отношения педагога к ребенку, является девизом программы «Ладушки».
Задачи программы «Ладушки»
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ
Вторая группа раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.