Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.


Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.


В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Приложение 2
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Примерное комплексно-тематическое планирование

во второй группе раннего возраста


Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

Детский сад (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября)

Адаптировать детей к условиям детского сада. Позна­комить с детским садом как ближайшим социальным окружением (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познако­мить с детьми, воспитателем. Способствовать форми­рованию положительных эмоций по отношению к де­тскому саду, воспитателю, детям.




Осень

(2-я-4-я недели сентября)

Формировать элементарные представления об осе­ни (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представ­ления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Собирать с детьми на прогулках раз­ноцветные листья, рассматривать их, сравнивать по форме и величине. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями по­ведения лесных зверей и птиц осенью.

Праздник «Осень». Выставка детского творчества. Сбор осенних листьев и создание коллектив­ной работы — плаката с самыми красивыми из собранных листьев.

Я в мире человек (1-я-2-я недели октября)

Формировать представления о себе как о челове­ке; об основных частях тела человека, их назначе­нии. Закреплять знание своего имени, имен чле­нов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоро­вом образе жизни.

Совместное с родите­лями чаепитие. Создание коллектив­ного плаката с фото­графиями детей. Игра «Кто у нас хороший?».

Мой дом (3-я неделя октября — 2-я неделя ноября)

Знакомить детей с родным городом (поселком): его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» про­фессиями (врач, продавец, милиционер).

Тематическое развле­чение «Мои любимые игрушки». Выставка детского творчества.

Новогодний праздник (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря)

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познава­тельно-исследовательской, продуктивной, музы­кально-художественной, чтения) вокруг темы Ново­го года и новогоднего праздника.


Новогодний утренник.





Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

Зима

(1-я-4-я недели января)

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о до­машних животных и птицах. Знакомить с некоторы­ми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Праздник «Зима». Выставка детского творчества.

Мамин день (1-я неделя февраля — 1-я неделя марта)

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познава­тельно-исследовательской, продуктивной, музы­кально-художественной, чтения) вокруг темы се­мьи, любви к маме, бабушке.

Мамин праздник.

Народная игрушка (2-я-4-я недели марта)

Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек.

Знакомить с устным народным творчеством (пе­сенки, потешки и др.).

Использовать фольклор при организации всех ви­дов детской деятельности.

Игры-забавы. Праздник народной игрушки.

Весна

(1-я-4-я недели апреля)

Формировать элементарные представления о вес­не (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведе­ния лесных зверей и птиц весной.

Праздник «Весна». Выставка детского творчества.

Лето

(1-я-4-я недели мая)

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах.

Знакомить с некоторыми особенностями поведе­ния лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран.

Праздник «Лето».


В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа).




Примерное комплексно-тематическое планирование

во второй младшей группе

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты итоговых мероприятий


До свидания, лето,

здравствуй, детский сад!

Вызвать у детей радость от возвра­щения в детский сад.

Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (вос­питатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверст­никами.

Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские,

1-2 недели сентября

Развлечение для де­тей, организованный сотрудниками дет­ского сада с участием родителей.

Дети в подготовке не участвуют, но прини­мают активное учас­тие в развлечении (в подвижных играх, викторинах).

Осень

Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в при­роде, одежде людей, на участке де­тского сада), о времени сбора уро­жая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с сель­скохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюде­ния за погодой.

Расширять знания о домашних жи­вотных и птицах. Знакомить с неко­торыми особенностями

поведения лесных зверей и птиц осенью.

3-4 недели сентября

Праздник

«Осень».

Выставка

детского творчества.


Я и моя семья

Формировать начальные представ­ления о здоровье и здоровом образе жизни.

Формировать образ Я.

Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендер­ные представления.

Формировать умение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье.

1-2 недели октября

Открытый день здоровья. Спортивное развлечение.


Мой дом, мой город

Знакомить с домом, с предметами до­машнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.

Знакомить с родным городом (посел­ком), его названием, основными до­стопримечательностями .

Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарны­ми правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» професси­ями (милиционер, продавец, парик­махер, шофер, водитель автобуса).

3-4 недели октября

Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения.


Мониторинг




1-2 недели ноября

Заполнение персональных карт развития детей.

Новогодний

праздник

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуника­тивной, трудовой, познавательно­исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чте­ния) вокруг темы Нового года и но­вогоднего праздника.

3-4 недели ноября — 1-4 недели

декабря

Новогодний

утренник.

Зима

Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спор­та. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экс­периментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.

Расширять представления о сезон­ных изменениях в природе (измене­ния в погоде, растения зимой, пове­дение зверей и птиц).

Формировать первичные представ­ления о местах, где всегда зима.

1-4 недели января

Праздник

«Зима».

Выставка

детского творчества.


День

защитника

Отечества

Осуществлять патриотическое вос­питание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспиты­вать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитни­ками Родины).

1 -3 недели февраля

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

8 марта

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуника­тивной, трудовой, познавательно­исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чте­ния) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уваже­ние к воспитателям.

4 неделя февраля - 1 неделя марта

Праздник «8 Марта». Выставка

детского творчества.


Знакомство с народной культурой и традициями

Расширять представления о народ­ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народ­ными промыслами. Продолжать зна­комить сустным народным творчест­вом.

Использовать фольклор при органи­зации всех видов детской деятель­ности.

2-4 недели марта

Фольклорный

праздник.

Выставка

детского творчества.

Весна

Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы.

Расширять представления о сезон­ных изменениях (изменения в пого­де, растения весной, поведение зве­рей и птиц).

Расширять представления о про­стейших связях в природе (потепле­ло — появилась травка и т. д.).

1-3 недели апреля

Праздник

«Весна».

Выставка

детского творчества.

Мониторинг




4 неделя

апреля

Заполнение

персональных

карт развития детей.

Лето

Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (се­зонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Формировать элементарные пред­ставления о садовых и огородных растениях. Формировать исследова­тельский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отно­шение к природе, умение замечать красоту летней природы.

1-4 недели мая

Праздник

«Лето».

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

1 июня — 20 августа