Файл: Лекция 3 Милосердие и гуманность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1142

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 3

Милосердие и гуманность:

сопряженность понятий


  • Вопросы для обсуждения




  1. Что такое милосердие? Какие 2 компонента этого феномена вы можете назвать?

Милосердие – это проявление доброты от сердца к другим людям. Феноменами милосердия можно назвать доброту сердца и благородие.

  1. Чем, на ваш взгляд, милосердное отношение к человеку отличается от доброго внимания к нему же?

Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим. А милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Эти понятия очень похожи, однако имеют и отличия. Милосердие в отличие от доброты может проявить и злой человек, в то время как доброта-черта лишь добрых людей.

  1. Почему нам так важно понимать разницу между православным и католическим отношением к спасению? В чем, кстати, эта разница состоит?

Православные своим основным богослужением считают Божественную Литургию. Католики же служат Мессу.

Отличием является и то, что православные в продолжение всей службы стоят, таким образом смиряя себя перед Богом. Также порой верующие опускаются на колени. Правда есть православные храмы, где принято сидеть.

Католики чаще всего во время богослужения сидят на специально предназначенных для этого скамьях. Однако некоторые богослужения выслушиваются в коленопреклоненной позе.

С точки зрения католической Церкви, Дева Мария была безгрешной, то есть была зачата непорочно и не имела первородного греха. Православные же исповедуют совсем другое учение. Согласно догмам РПЦ, богородица была обычной женщиной, которую по своей милости выбрал Бог, чтобы она выносила и родила Мессию.

Догматы католической и православной веры существенно разнятся, если речь заходит о Святом Духе. Православные верят, что источником Святого Духа является только Отец. Католики же по-своему понимают Священное Писание и утверждают, что Святой Дух исходит также от Сына.


Фактически в каждой религии есть свое учение о жизни после смерти. И учения эти существенно отличаются. Католики уверенны, что после смерти душа хорошего человека попадает в чистилище. Там она очищается от грехов, которые человек совершил при жизни.

Православные же верят, что после смерти душе необходимо пройти все ступени мытарства. На каждом из них душе задают вопросы и демоны-мытники взыскивают с нее за каждый грех, совершенный на земле. Это своего рода частный суд перед Богом.

В католицизме принято креститься слева направо пятью пальцами. Этот жест носит символическое значение: пять пальцев — пять ран на теле Христа. По две на руках и ногах, а пятая была нанесена острием копья.

Православные же крестятся справа налево, складывая три пальца вместе, а мизинец и безымянный прижимая к ладони. Три пальца символизируют Троицу, а остальные два — божественное и человеческое происхождение Христа. В Румынской Православной Церкви два пальца являются символом Адама и Евы.

Различие между православием, с одной стороны, и католицизмом, и протестантизмом, с другой, состоит в понимании того, что произошло с Адамом и что такое духовная смерть. Католическая церковь учит, что в результате грехопадения Адама от него отошла сверхъестественная благодать и он остался в состоянии чистой естественности, подобно тому, как с человека снимают одежду. То есть в результате грехопадения изменение произошло в отношении Бога к Адаму, а сам Адам остался таким же, каким был, но только без благодати первозданной праведности.

Но католики и протестанты предлагают разные средства изменить отношение Бога к человеку: католики - дела, а протестанты - веру. Католическая церковь учит, что христианин добрыми делами покупает себе вечную жизнь. Если они сводят свои отношения с Богом к торгу (к купле-продаже), то они не могут получить вечную жизнь, потому что никакие временные добрые дела не могут быть равны блаженной вечной жизни. А учение протестантов противоречит святости Божией. По их учению, Всеведующий Бог делает вид, что не видит греха человека и не вменяет его ему, а затем этот грешник, наполненный страстями, будет вечно жить в Боге и с Богом в Царстве Небесном. Кроме того, такое учение напрямую противоречит учению слова Божия о том, что Бог каждого будет судить не по вере, а по делам.

  1. Какую роль в китайской традиции играет понятие «жэнь» ()?


 В конкретном смысле этот термин обозначает «человек», в широком значении «человеколюбие» - любовь к людям вообще. Специальное смысловое значение этого термина состоит в том, что он используется в качестве критерия, отличающего благородного правителя и человека от «низкого», ничтожного человека.

  1. Почему, на ваш взгляд, в античной философии «проблеме сочувствующего, сопереживающего человеческого бытия» не уделяется столько внимания, сколько в восточной традиции?

Потому что в отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание в основном на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями правителям, старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение в обществе. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а через общие принципы бытия и познания.

  1. Как понимал смысл сострадательного отношения Аристотель? Близка ли вам его позиция?

Сострадание предполагает в сострадающем средину между страдающим и счастливым состоянием и сочувственную оценку того, кому сострадают. Сострадание - также середина между мужественной страстью (гнев, смелость), стремящейся к овладению и победе, и высокомерием, не рассуждающим о том, что можно потерпеть, и не преодолевающим ничего противного, т.е. тут одновременно и преодоление страдания, и подчиненность ему, согласие на него.

Я согласна с Аристотелем, так как сострадание может преобразоваться в разные формы и только человеку решать, давать ли на ту или иную ситуацию согласие или нет.

  1. Поясните слова древнеримского Сенеки: ««Все что ты видишь, в чем заключено и божественное, и человеческое, - едино: мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными, она установила, что правильно и справедливо, и по ее установлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий, по ее велению должна быть протянута рука помощи»


Здесь говорится о том, что природа безвозмездно дает нам все, что мы хотим, единственное, что нам нужно делать – это так же безвозмездно помогать другим, кто нуждается в этой помощи.

  1. «Жалеть человека, чтобы сохранить его…». В чем смысл данного высказывания? Как иудеи понимают милосердие?

Смысл данного высказывания заключается в том, что каждый человек нуждается в поддержке и его это может спасти.

У древних евреев существовали нравственные нормы о необходимости сочувствия ближнему, оказания ему нравственной и материальной поддержки. По утверждению авторов Краткой еврейской энциклопедии, благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма. Ветхий Завет содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных. В них подчеркивается необходимость не забывать о нуждающихся в праздничные дни. не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи. Благотворительность приветствуется даже в отношении личных врагов: "Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним".

  1. Как повлияло распространение христианства на развитие нравственного сознания, на формирование идеала милосердного отношения к людям? Поясните свой ответ.

В период X – XIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.


Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический "слободской" характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополненным ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементарным религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время


  1. В представлении мусульман, «милостыня уничтожает грех, как вода гасит огонь». Прокомментируйте это выражение.

Человек, который готов помогать бескорыстно другим не будет грешным, он просто не сможет грешить благодаря качеству милосердия, так же как вода может погасить огонь.

  1. Попробуйте истолковать слова немецкого философа Иммануила Канта: «относись к человеку… всегда как к цели и никогда - как к средству».

Данное выражение означает, что к человеку нужно относится с поминание и сострадание, а не как к человеку, который потом может что-то дать взамен вашему состраданию и помощи.

  1. Чем отличается т.н. новый гуманизм, у истоков которого идеи И.Т. Фролова, от трансгуманизма?

Главным понятием в гуманистической этике является человечность или человеческая природа, моральные и нравственные ценности общие для каждого человека. Именно на основе человеческой природы при помощи методов научного познания строится гуманистическая этика. С точки зрения трансгуманизма - эволюция человека не закончилась и на смену homosapiens должен прийти некий новый вид человека, в котором будет совмещаться взятое от природы и привнесенное за счет вмешательства в геном, а также попытки совместить человеческий интеллект с искусственным. Трансгуманизм говорит о динамике взаимодействия между человечеством и ускорением технологического прогресса. В данной сфере, большая часть этих взглядов направлена на нынешние технологии, такие как биотехнологии и информационные технологии, и ожидаемые в будущем технологии, такие как молекулярные нанотехнологии и искусственный интеллект. Трансгуманизм стремится к этическому использованию этих и других предполагаемых технологий.