Файл: Н. Смирнов, Ю. М. Чинючин, С. П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 1 -
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТГРАЖДАНСКОЙАВИАЦИИ
Н.Н. Смирнов, Ю.М. Чинючин, С.П. Тарасов
СОХРАНЕНИЕЛЕТНОЙГОДНОСТИВОЗДУШНЫХСУДОВ
Москва – 2005 г.

- 2 -
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВОВОЗДУШНОГОТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТГРАЖДАНСКОЙАВИАЦИИ
Кафедратехническойэксплуатациилетательныхаппаратов иавиадвигателей
Н.Н. Смирнов, Ю.М. Чинючин, С.П. Тарасов
СОХРАНЕНИЕЛЕТНОЙГОДНОСТИВОЗДУШНЫХСУДОВ
Рекомендовано УМО для межвузовского использова- ния в качестве учебного по- собия для студентов специ- альностей 130300, 330500 и направления 552000
Москва – 2005г

- 3 -
Рецензент д-р техн. наук, проф. Шапкин В.С.
Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М., Тарасов С.П.
«Сохранение летной годности воздушных судов» Учебное пособие -
М.: МГТУ ГА, 2005. - __ с.
Данное учебное пособие издается в соответствии с учебным планом для студентов специальности 130300, 330500 и направлению 552000 всех форм обучения.
Рассмотрено и одобрено на заседаниях кафедры __.__.2005г. и методи- ческого совета __.__.2005г.
Редактор
Подписано в печать __.__.05г.
Печать офсетная
Формат 60х84/16 1,0 уч.-изд. л.
____ усл. печ. л.
Заказ №
Тираж 300 экз.
Московский государственный технический университет ГА
125993 Москва, Кронштадтскийбульвар, д. 20
Редакционно-издательский отдел
125493 Москва, ул. Пулковская, д. 6а
© Московский государственный технический университет ГА, 2005

- 4 -
Введение
С точки зрения обеспечения безопасности полетов воздушное судно принято характеризовать комплексным, интегральным свойством его конст- рукции и летных качеств; характеристик систем, агрегатов и оборудования, определяемым термином лётная годность.
Летнаягодность - это комплексная характеристика воздушного судна, определяемая реализованными в его конструкции принципами и решениями, позволяющая совершать безопасные полеты в ожидаемых условиях и при ус- тановленных методах эксплуатации.
Летная годность обеспечивается на этапах создания ВС в соответствии с действующими авиационными правилами (нормами летной годности). За- тем в течение всего периода эксплуатации ВС его летная годность должна сохраняться (поддерживаться) путем соблюдения установленных правил летной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
Подсохранениемлетнойгодности понимаются все мероприятия, ко- торые гарантируют, что в любой момент всего срока службы ВС соответст- вуют действующим требованиям летной годности (сертификационного бази- са), и их состояние обеспечивает безопасную эксплуатацию.
Проблема сохранения летной годности ВС является одной из актуаль- ных в сфере технической эксплуатации авиационной техники. Ее особая ак- туальность в современных условиях работы отрасли обуславливается рядом важных обстоятельств. К числу их относятся: образование множества само- стоятельных авиакомпаний и рассредоточение между ними действующего парка ВС; изменение принципов, правил и форм государственного регулиро- вания в авиационной отрасли; эксплуатация парка стареющих ВС; необходи- мость обеспечения конкурентоспособности отечественных ВС новых типов и повышения эффективности процессов их создания и эксплуатации.
В настоящее время исключительно актуальным стал вопрос о дальней- шем развитии отечественной правовой, нормативно-технической и методи- ческой базы в гражданской авиации России в части сохранения летной год- ности ВС как эксплуатируемых, так и вновь создаваемых. При решении дан- ной проблемы требуются новые подходы, привлечение к работе подготов- ленных специалистов ряда организаций и предприятий. При этом необходи- мо более глубокое изучение с целью возможного использования основных положений, принципов и правил обеспечения и сохранения летной годности
ВС, содержащихся в документах ИКАО, а также в документах Федеральной авиационной администрации США и объединенной европейской админист- рации Европейских государств (EASA).
Проблема сохранения летной годности ВС, играющая огромную роль в обеспечении безопасности полетов, имеет комплексный, разносторонний ха- рактер. Она требует объединения усилий авиационных властей, промышлен- ности, науки, эксплуатантов и служб обеспечения эксплуатации ВС.
Специалистам, занятым этой проблемой необходимо знать основные сведения о нормировании летной годности ВС; общие требования к летной


- 5 - годности в ожидаемых условиях эксплуатации; основные факторы сохране- ния летной годности ВС; принципы и основные положения системы сохра- нения летной годности, правила и процедуры государственного регулирова- ния и контроля за сохранением летной годности ВС.
Необходимо также овладеть умениями: применять современные мето- ды обоснования эксплуатационно-технических требований к новым образцам авиационной техники, анализировать и оценивать конструктивно- эксплуатационные свойства ВС; оценивать эффективность применяемых программ и режимов ТОиР; разрабатывать планы-графики отхода ВС на ТО- иР.
Основное назначение данного учебного пособия – изложить основные положения проблемы сохранения летной годности ВС. В учебном пособии последовательно рассматриваются: общие требования к летной годности гражданских ВС в ожидаемых условиях эксплуатации; основные факторы сохранения летной годности; главные компоненты системы сохранения лет- ной годности ВС; вопросы государственного регулирования и контроля за сохранением летной годности ВС.
По рассматриваемой проблеме действует ряд нормативно-технических документов. На них в необходимых случаях в учебном пособии сделаны ссылки.
Глава 1. Общиетребованияклетнойгодностивоздушных судоввожидаемыхусловияхэксплуатации
1.1. Терминыиопределения
В данной главе приводятся определения некоторых специфических терминов, используемых в учебном пособии. Эти определения имеются в до- кументах ИКАО, в частности, в части 1 Приложения 6, в Приложении 8, а также в Руководстве по летной годности [3, 4, 5].
Авиационныеправила – свод процедур, правил, норм и стандартов, вы- полнение которых признается в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации.
Безопасноепродолжениеполетаипосадка. Способность продолжить управляемый полет и выполнить посадку, в ходе которых возможно исполь- зование аварийных процедур, но не требуются исключительные профессио- нальные навыки или усилия пилота. С особой ситуацией из-за отказа может быть связано частичное повреждение ВС в полете или при посадке.
Государстворазработчика. Государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за типовую конструкцию.
Государстворегистрации. Государство, в реестр которого занесено
ВС.


- 6 -
Государствоэксплуатанта. Государство, в котором находится основ- ное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, постоянное место пребывания эксплуатанта.
Директиваполетнойгодности. Нормативный документ, определяю- щий авиационные изделия, состояние которых является небезопасным, или в которых такое состояние может иметь место, либо может развиваться в дру- гих изделиях той же типовой конструкции. Он предписывает корректирую- щие действия, которые должны предприниматься, либо условия или ограни- чения, при которых разрешается дальнейшая эксплуатация таких изделий.
Директива по летной годности представляет собой наиболее широко встречающуюся форму представления «обязательной информации о сохра- нении летной годности», упоминаемой в Приложении 8.
Критическиеместаконструкции - детали, элементы, зоны, локальные места конструкции, долговечность и эксплуатационная живучесть которых определяют уровень безопасности по условиям прочности конструкции в це- лом.
Модификация. Модификация авиационного изделия означает измене- ние его типовой конструкции, которое может существенно повлиять на огра- ничения массы и центровки, прочность конструкции, летные характеристики, работу силовой установки, эксплуатационные характеристики и другие каче- ства, влияющие на летную годность.
Минимальныйпереченьоборудования (MEL). Перечень, предусматри- вающий эксплуатацию ВС в определенных условиях с неработоспособным конкретным оборудованием, который составляется эксплуатантом в соответ- ствии с типовым минимальным перечнем оборудования (MMEL), установ- ленным для данного типа ВС, или более жесткими требованиями.
Нормылетнойгодности, (НЛГ) – часть авиационных правил, содер- жащая минимальные государственные требования к гражданским воздуш- ным судам, их двигателям и оборудованию направленные на обеспечение безопасности полетов.
Организация, ответственнаязатиповуюконструкцию – держатель сертификата типа ВС, существующий в течение всего срока эксплуатации данного типа ВС.
Образецавиационнойтехники – тип ВС, тип авиационного двигателя, тип воздушного винта, тип вспомогательного двигателя.
Основнаясиловаяконструкция - конструкция, воспринимающая полет- ные и наземные нагрузки и нагрузки от избыточного давления.
Основныесиловыеэлементы - элементы основной силовой конструк- ции, которые воспринимают значительную часть (долю) полетных и назем- ных нагрузок и нагрузок от избыточного давления и чья целостность сущест- венна для сохранения общей целостности конструкции ВС.
Особаяситуацияиз-заотказа. Воздействие на ВС и его пассажиров, как прямое, так и косвенное, вызванное или инициированное одним или большим числом отказов с учетом связанных с этим неблагоприятных усло-


- 7 - вий эксплуатации или окружающей среды. В зависимости от степени опасно- сти особые ситуации могут классифицироваться следующим образом: а) Усложнениеусловийполета. Особая ситуация, при которой безопас- ность полета ВС понижается незначительно, а предпринимаемые членами экипажа действия вполне соответствуют их возможностям. К усложнению условий полета можно отнести, например, незначительное уменьшение запа- сов по параметрам безопасности или функциональных возможностей, незна- чительное увеличение рабочей нагрузки экипажа, связанное с внесением обычных изменений в план полета, или появление некоторых неудобств для лиц, находящихся на борту. б) Сложнаяситуация. Особая ситуация, при которой возможность ВС или способность членов летного экипажа справиться с неблагоприятными эксплуатационными условиями снижается до такой степени, что будут иметь место, например, значительное уменьшение запасов по параметрам безопас- ности или функциональных возможностей, значительное увеличение рабочей нагрузки экипажа или создание условий, снижающих эффективность его ра- боты, или серьезные неудобства для лиц, находящихся на борту, включая возможное получение ими телесных повреждений. в) Аварийнаяситуация. Особая ситуация, при которой возможность ВС или способность членов летного экипажа справиться с неблагоприятными условиями снижается до такой степени, что будут иметь место весьма значи- тельное уменьшение запасов по параметрам безопасности или функциональ- ных возможностей, такая физическая напряженность или высокая рабочая нагрузка, при которых невозможно полагаться на точное или полное выпол- нение членами летного экипажа возложенных на них задач, либо тяжелые те- лесные повреждения или телесные повреждения со смертельным исходом относительно малого числа лиц, находящихся на борту. г) Катастрофическаяситуация. Особая ситуация, при которой исклю- чается безопасное продолжение полета и посадка.
Полномочныйорганполетнойгодности – организация, облеченная полномочиями по регулированию в области сертификации, утверждения и признания соответствия авиационных изделий нормам летной годности.
Регистрируемыеэксплуатационныеданные. Регистрируемые данные, по которым можно определить текущее состояние составных частей с огра- ниченным сроком эксплуатации. В этих данных указывается каждый случай установки или снятия с эксплуатации составной части, имеющей ограничен- ный срок эксплуатации, с четкой идентификацией этой части, указанием да- ты и места установки и снятия.
Ремонт. Восстановление летной годности авиационного изделия, оп- ределяемой соответствующими нормами летной годности, после его повреж- дения или износа.
Сертификационныйбазис – комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиацион- ной техники.


- 8 -
СертификационноетребованиекТОиР (CMR). Периодически выпол- няемая летным или наземным экипажем проверка, необходимость которой обусловлена требованиями к конструкции в целях подтверждения соответст- вия применимым сертификационным требованиям к типу ВС путем обнару- жения и, тем самым, ограничения периода времени для возможного проявле- ния значимого скрытого отказа.
Скрытыйотказ. Потеря функции системы ВС или ее составной части, не явная для экипажа в момент наступления этого события во время нор- мального полета.
Составнаячастьсограниченнымсрокомэксплуатации. Любая со- ставная часть, для которой предусмотрены: срок снятия с эксплуатации, ог- раничение срока службы, списание составной части, ограничение предельно- го срока службы или ограничение ресурса. Любая составная часть с ограни- ченным ресурсом или сроком службы должна сниматься с эксплуатации по достижении предела своего срока службы (в часах, циклах или по календар- ному сроку), либо до этого.
Текущеесостояниесоставныхчастейсограниченнымсрокомэкс-
плуатации. Текущее состояние данной составной части характеризуется учетными данными, отражающими ограничение срока эксплуатации, общее количество наработанных часов или циклов, а также количество часов или циклов, остающихся до достижения установленного срока снятия с эксплуа- тации. Указанные учетные данные должны также отражать любую модифи- кацию, выполненную в соответствии с директивами по летной годности, экс- плуатационными бюллетенями, либо доработки изделия разработчи- ком/изготовителем или эксплуатантом, которые влияют на ограничение сро- ка эксплуатации или изменяют его.
Типоваяконструкция – конструкция образца авиационной техники, со- ответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.
Типовойминимальныйпереченьоборудования (MMEL). Перечень, уста- новленный для конкретного типа ВС организацией, ответственной за типо- вую конструкцию, утверждаемый государством разработчика и содержащий изделия, неработоспособность одного или нескольких из которых не препят- ствует началу полета. MMEL может быть связан с особыми эксплуатацион- ными условиями, ограничениями или процедурами.
1.2. Требованиякконструкциипланера, силовымустановкам ифункциональнымсистемамВС
В Нормах летной годности [6], как правило, содержатся только те тре- бования и рекомендации, которые влияют на безопасность полета, выполне- ние которых является обязательным на всех этапах разработки и эксплуата- ции ВС.
При разработке общих требований к летной годности использован ве- роятностный подход к оценке уровня безопасности полетов, при котором