Файл: Лекция 3 Милосердие и гуманность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1143

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Прокомментируйте слова нашего знаменитого историка Ключевского: ««Целительная сила милостыни полагалась не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием»

Данные слова говорят о том, что нужно пережить ситуацию вместе с человеком и перенять эти чувства, а не просто предложить помощь, не понимая в чем проблема.

  1. Как вы оцениваете роль Петра I в деле создания системы общественного призрения?

Петр I в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Общественное призрение - в русском языке в отношении социальной помощи возник специальный термин - призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Это одна из наиболее цивилизованных форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью, обществом и частными лицами и выражающаяся, прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Это организованная система помощи, сложившаяся в России в XIX веке со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо - значит дать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки, содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей.


  1. Что вы знаете о проблеме о борьбе беспризорностью в СССР в 20-30 гг. XX века? Можем ли мы говорить только об утилитарном подходе власти к этой проблеме? В чем проявлялось милосердное отношение к, тем несовершеннолетним, кто волею судьбы остался на улице без средств существования?

Проблема беспризорности в нашей стране остро встала в годы Гражданской войны. Полностью справиться с ней не удалось даже к середине 30-х. Беспризорники часто промышляли на вокзалах, железнодорожных станциях. Они брали все, что плохо лежит, грабили пассажиров в поездах… В постановлении от 31 мая 1935 года отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность. Кроме того, усиливались меры ответственности за детей их родителей и опекунов и ставилась задача по ужесточению законодательства в отношении малолетних правонарушителей. Как пишет бывший сотрудник НКВД А. Орлов в книге «Тайная история сталинских преступлений», еще в 1932 году вышел негласный приказ Сталина – беспризорники, пойманные за разграблением продовольственных складов или железнодорожных вагонов, а также те, у которых будут обнаружены венерические заболевания, подлежат расстрелу. Поскольку горевать о расстрелянных малолетних бродяжках было некому, а информация эта огласке не предавалась, о ней знали лишь немногие. Таким образом, к лету 1934 года в Советском Союзе были уничтожены сотни тысяч беспризорников.


7 апреля 1935 года было издано постановление № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», подписанное председателем ЦИК СССР М. Калининым, председателем СНК СССР В. Молотовым и секретарем ЦИК СССР И. Акуловым. В нем говорилось: «Несовершеннолетних начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания». Также советским прокурорам всех уровней был разослан секретный циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР от 20 апреля 1935 года «О порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним», согласно которому к числу мер уголовного наказания, предусмотренных для несовершеннолетних, относился и расстрел. Статьи Уголовного Кодекса, по которым он не мог быть применен к лицам моложе 18-летнего возраста, объявлялись утратившими силу.

Эти законы очень даже пригодились в последующие годы. В военное время многие дети остались без крова, потеряли родных и вынуждены были скитаться, чтобы добыть себе пропитание. В связи с этим 7 августа 1942 года было принято постановление ЦК ВЛКСМ «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью», а 15 июня 1943 года - постановление СНК СССР «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 года при отделениях НКВД были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. К концу войны в СССР действовало более тысячи так называемых «детских комнат привода», куда доставляли детей, задержанных на улице за бродяжничество и правонарушения. По состоянию на 1945 год в Центральном военно- справочном детском столе в Бугуруслане было поставлено на учет 2,5 миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Детские приемники-распределители были переполнены, мест в детских домах не хватало. Детей часто выпускали под подписку о не выезде, и они снова шли бродяжничать. Многие с улицы попадали в колонии для несовершеннолетних – обычно за кражи. В тюрьмах дети и подростки часто оказывались вместе со взрослыми уголовниками, которые учили их уму-разуму. После этого из них часто выходили законченные криминальные элементы. Несладко приходилось и тем детям, которые попадали в детдома. Не хватало одежды, обуви. Сотрудники Центрального детского приемника-распределителя, расположенного в Москве в здании Даниловского монастыря, вынуждены были, отправив ребенка в детдом, отбирать у него выданную в приемнике нательную и верхнюю одежду, чтобы было что надеть следующей партии. Таким образом даже зимой дети порой оставались в нижнем белье или лохмотьях. Неудивительно, что многие вскоре сбегали из детдомов, где не было самого необходимого: им казалось, что на улице легче выжить.



  1. «В нашей традиции определяющей характеристикой милосердного отношения к человеку является бескорыстие», - говорит лектор. Приведите примеры из жизни такого милосердного отношения к человеку (из социальной, личной жизни)

Пример из личной жизни: человек помог мне в реализации мечты, которую я самостоятельно не могла осуществить. Делал он это без корыстных целей, а просто потому, что захотел помочь.

  1. Каковы основные механизмы передачи ценностных установок в обществе? Приведите примеры.

Передача ценностных установок происходит от родителей к детям, от родственников к другим. То есть из поколения в поколение передаются те ценности, которые были характерны для их рода. Например, мне привили ценность к доброте и понимаю, уважению и не корыстности.

  1. Как формируется система ценностей человека? От каких факторов зависит степень и уровень ее развития?

На начальном этапе становления личности систему ценности формирует Мировоззренческая система ценностей тех, кто его воспитывал любил или окружал. В последствии человек может все переоценить, но лишь в приделах приобретенного личностного опыта. А многие лишь только расширяют то что в них вложили в детстве. . И в контексте этого и видят мир, многое зависит от духовных личностных врожденных потенций человека.

  1. Поясните высказывание лектора: «источником ценностей является культурная традиция в ее историческом развертывании. Проявляются же ценности во многих социальных феноменах»

Настоящая ценность культуры в ее традициях, но ценности могут появляться и в социальных феноменах, которые все равно будут соответствовать традициям культуры, так как они лишь видоизменяются, но суть остается та же.

  1. «Переживая опыт культуры, человек сонастраивает себя ему, овладевает его нормами и сам становится его частью, тем самым обретая связь со всеми поколениями, жившими до него, и открывая через себя дверь в культуру для будущих поколений». Прокомментируйте высказывание


Когда человек переживает опыт культур он может полностью погрузится в эту историю и начинает обретать некую связь с культурой, так как становится ее частью.