Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет
Кафедра иностранных языков, педагогики и психологии
Допустить к защите: | |
заведующий кафедрой иностранных языков, педагогики и психологии | |
канд. филол. наук, доц. | |
| Клименко Е.О. |
(подпись) | (расшифровка подписи) |
«____» ___________20___г. |
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Студент: | Тимошенко Виталий Викторович | | | | ||||||
| (фамилия, имя, отчество) | | (подпись) | | ||||||
Направление подготовки: | 44.03.02 Психолого-педагогическое образование | |||||||||
Направленность (профиль) образовательной программы: | Психолого-педагогическое сопровождение образования и педагогическая деятельность в дошкольном образовании | |||||||||
Квалификация: | бакалавр | |||||||||
Руководитель: | канд. пед. наук, доц. Мильковская Инна Юрьевна | | | |||||||
| (ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество) | | (подпись) | |
Волжский, 2023 г
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 1
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития у старшеклассников субъективной активности в инновационной среде посредством психолого-педагогических условий. 7
1.1Основные подходы к изучению понятия субъективной активности старшеклассников в психолого-педагогических источниках 7
1.Сноски не соответствуют тексту! 7
2.Текст заимствован и не переработан 7
1.2Особенность инновационной образовательной среды и ее влияние на развитие субъективной активности старшеклассников посредством психолого-педагогических условий 23
1.Параграф не раскрыт 23
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Практические аспекты исследования психолого-педагогических условий развития субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде 35
2.1Психолого-педагогическая диагностика уровня развития субъективной активности у старшеклассников 35
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде 46
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список использованных источников 64
Оформить согласно требованиям 64
Приложение А 70
Приложение Б 71
Приложение В 84
Приложение Г 95
Приложение Д 97
Приложение Е 104
Введение
Актуальность исследования. Система образования в нашей стране на настоящий момент не является однородной. Появились и продолжают пополнять список новые образовательные программы, основанные на философских воззрениях классиков, современных авторов и их методиках. И прежде, чем вносить изменения в образование, необходимо выявить возможности психологической оценки образовательной среды учебных заведений с позиции личностных новообразований учащихся на выходе из школы.
В этом ключе мы, в первую очередь, должны говорить об особенностях старшеклассников и тех важных приобретениях личности, которые возникают на данном возрастном этапе. Центральное психологическое новообразование старшеклассников – готовность к самоопределению, построению жизненных планов. Познание других и себя приводит молодых людей к постановке задач самосовершенствования, к ответственному поведению и осознанному построению жизненной перспективы. Это
приводит к индивидуализации интересов, что отражается на процессе психического развития, в том числе и на развитии познавательных процессов.
Попытки найти четкие зависимости между особенностями личности и образовательной средой осуществлялись многими исследователями (А. Ю. Агафонов, М. В. Балабанова, Т. Н. Гущина, М. С. Мышкина, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.). Однако, некоторые авторы утверждают, что роль образовательных систем в становлении личностного потенциала старшеклассников изучена мало, поскольку в основном исследования посвящены учащимся младшего и среднего звена (В. И. Моросанова, Е. А. Аронова).
В отечественной психологии существуют различные подходы к вопросу о влиянии образовательной среды на личность учащегося (В. П. Лебедева, В. А. Орлов, А. В. Петровский, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.).
Одним из определяющих факторов развития личности выступает субъективная активность учащегося. Она – исходная точка направленности и динамики личностного развития, уровня ее зрелости. Субъективная активность определяет способы и последовательность психологической переработки субъектом социальных ситуаций, главные и устойчивые отношения человека к жизни, к людям, к самому себе.
Изучаемая субъективная активность по сути является результатом встречи образовательной среды и старшеклассника со всеми его психологическими особенностями. Поскольку образовательная среда влияет на развитие самосознания, то этот формирующий эффект может быть выявлен и в структуре, и в содержании субъективной активности старшеклассника. Субъективная активность понимается как системное личностное образование, определяющее авторские действия старшеклассника в будущем, надежды, цели его пути, которые действуют уже в настоящее время, и задают ориентиры поведения и развития личности. Субъективная активность отображает значимые для данного возраста достижения, т.е. готовность к самоопределению, самоизменению.
Вопрос – каким образом будет сказываться влияние особенностей инновационной образовательной среды на субъективную активность личности –малоизучен. В связи с этим, мы решили проанализировать как инновационная образовательная среда влияет на условия развития субъективной активности старшеклассников.
Объект исследования – процесс развития субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия, способствующие развитию субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде.
Цель исследования – определить психолого-педагогические условия, сопутствующие развитию субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде.
Гипотеза исследования – развитие субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде будет успешным, при создании следующих психолого-педагогических условий:
-
учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития старшеклассников; -
создание ситуации успеха с опорой на актуализацию процессов рефлексии и осознанности (осмысления субъектом своих значимых в контексте проблемы качеств, субъективного опыта), а также возможностей инновационной образовательной среды для развития субъектной активности старшеклассника, обеспечение психологического комфорта; -
согласованность и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для развития самореализации старшеклассников.
Задачи исследования:
-
Определить основные подходы к изучению понятия субъективной активности старшеклассников в психолого-педагогических источниках. -
Изучить особенности инновационной образовательной среды и ее влияние на развитие субъективной активности старшеклассников. -
Выявить уровень субъективной активности старшеклассников. -
Определить и реализовать психолого-педагогические условия по развитию субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде.
Методы исследования:
-
Теоретические: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.
Методологическую базу исследования составили:
-
Зарубежные и отечественные подходы к пониманию субъективной активности старшеклассников; -
Исследования особенностей инновационной образовательной среды и ее влияние на субъективную активность старшеклассников.
Теоретическая значимость исследования – сформулировано понятие «субъективная активность», систематизированы научные представления о субъективной активности обучающихся как качества старшеклассника; обоснована необходимость обеспечения в образовательном процессе психолого-педагогических условий для развития у старшеклассников мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов субъективной активности; конкретизированы концептуальные основания и этапы психолого-педагогического сопровождения
обучающихся в развитии субъективной активности; представлена программа развития субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде.
Практическая значимость – охарактеризованные психолого-педагогические условия развития у старшеклассников субъективной активности в инновационной образовательной среде могут использоваться в практике работы общеобразовательных учреждений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Материалы исследования могут оказать помощь преподавателям в ходе преподавания педагогических дисциплин.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15 имени Героя Советского Союза М. М. Расковой» города Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 10 «А» класса, в количестве 14 человек, мальчики –6 человек, девочки – 8 человек.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав, каждая из которых включает два подпункта; выводов по главам; заключения, списка использованных источников в количестве 60, 6 таблиц, 13 рисунков, 6 приложений.
Глава 1 Теоретические аспекты развития у старшеклассников субъективной активности в инновационной среде посредством психолого-педагогических условий.
-
Основные подходы к изучению понятия субъективной активности старшеклассников в психолого-педагогических источниках
-
Сноски не соответствуют тексту! -
Текст заимствован и не переработан
В современной отечественной и зарубежной психологии все большее внимание уделяют активности человека в различных сферах жизнедеятельности. Основной характеристикой человека в рамках направлений исследований признается способность активно выстраивать свою жизнь и быть ее субъектом. Одной из фундаментальных задач, которая создает главные предпосылки субъектного и личностного становления индивида, является исследование субъективной активности человека, ее видов, закономерностей, а также условий развития и внедрение в образовательный процесс. Тем не менее, проблема субъективной активности, несмотря на возрастающий интерес, остаётся всё так же мало исследованной. В осмыслении нуждается сама сущность субъективной активности, а также необходимо исследование ее связи с другими психологическими феноменами. Решение данных вопросов играет наиважнейшую роль для дальнейшего изучения всей фундаментальной проблемы субъекта. Для этого необходимо соотнести понятия «субъект», «субъективность» и «активность».