Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»
Юридический факультет

Кафедра иностранных языков, педагогики и психологии


Допустить к защите:

заведующий кафедрой

иностранных языков, педагогики и психологии

канд. филол. наук, доц.




Клименко Е.О.

(подпись)

(расшифровка подписи)

«____» ___________20___г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»


Студент:

Тимошенко Виталий Викторович













(фамилия, имя, отчество)




(подпись)




Направление подготовки:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы:

Психолого-педагогическое сопровождение образования и педагогическая деятельность в дошкольном образовании

Квалификация:

бакалавр

Руководитель:

канд. пед. наук, доц.

Мильковская Инна Юрьевна










(ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)




(подпись)






Волжский, 2023 г

Содержание


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 1

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты развития у старшеклассников субъективной активности в инновационной среде посредством психолого-педагогических условий. 7

1.1Основные подходы к изучению понятия субъективной активности старшеклассников в психолого-педагогических источниках 7

1.Сноски не соответствуют тексту! 7

2.Текст заимствован и не переработан 7

1.2Особенность инновационной образовательной среды и ее влияние на развитие субъективной активности старшеклассников посредством психолого-педагогических условий 23

1.Параграф не раскрыт 23

Выводы по первой главе 33

Глава 2 Практические аспекты исследования психолого-педагогических условий развития субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде 35

2.1Психолого-педагогическая диагностика уровня развития субъективной активности у старшеклассников 35

2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде 46

Выводы по второй главе 57

Заключение 59

Список использованных источников 64

Оформить согласно требованиям 64

Приложение А 70

Приложение Б 71

Приложение В 84

Приложение Г 95

Приложение Д 97

Приложение Е 104



Введение

Актуальность исследования. Система образования в нашей стране на настоящий момент не является однородной. Появились и продолжают пополнять список новые образовательные программы, основанные на философских воззрениях классиков, современных авторов и их методиках. И прежде, чем вносить изменения в образование, необходимо выявить возможности психологической оценки образовательной среды учебных заведений с позиции личностных новообразований учащихся на выходе из школы.

В этом ключе мы, в первую очередь, должны говорить об особенностях старшеклассников и тех важных приобретениях личности, которые возникают на данном возрастном этапе. Центральное психологическое новообразование старшеклассников – готовность к самоопределению, построению жизненных планов. Познание других и себя приводит молодых людей к постановке задач самосовершенствования, к ответственному поведению и осознанному построению жизненной перспективы. Это

приводит к индивидуализации интересов, что отражается на процессе психического развития, в том числе и на развитии познавательных процессов.

Попытки найти четкие зависимости между особенностями личности и образовательной средой осуществлялись многими исследователями (А. Ю. Агафонов, М. В. Балабанова, Т. Н. Гущина, М. С. Мышкина, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.). Однако, некоторые авторы утверждают, что роль образовательных систем в становлении личностного потенциала старшеклассников изучена мало, поскольку в основном исследования посвящены учащимся младшего и среднего звена (В. И. Моросанова, Е. А. Аронова).

В отечественной психологии существуют различные подходы к вопросу о влиянии образовательной среды на личность учащегося (В. П. Лебедева, В. А. Орлов, А. В. Петровский, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.).

Одним из определяющих факторов развития личности выступает субъективная активность учащегося. Она – исходная точка направленности и динамики личностного развития, уровня ее зрелости. Субъективная активность определяет способы и последовательность психологической переработки субъектом социальных ситуаций, главные и устойчивые отношения человека к жизни, к людям, к самому себе.

Изучаемая субъективная активность по сути является результатом встречи образовательной среды и старшеклассника со всеми его психологическими особенностями. Поскольку образовательная среда влияет на развитие самосознания, то этот формирующий эффект может быть выявлен и в структуре, и в содержании субъективной активности старшеклассника. Субъективная активность понимается как системное личностное образование, определяющее авторские действия старшеклассника в будущем, надежды, цели его пути, которые действуют уже в настоящее время, и задают ориентиры поведения и развития личности. Субъективная активность отображает значимые для данного возраста достижения, т.е. готовность к самоопределению, самоизменению.

Вопрос – каким образом будет сказываться влияние особенностей инновационной образовательной среды на субъективную активность личности –малоизучен. В связи с этим, мы решили проанализировать как инновационная образовательная среда влияет на условия развития субъективной активности старшеклассников.

Объект исследования – процесс развития субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде.


Предмет исследования – психолого-педагогические условия, способствующие развитию субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде.

Цель исследования – определить психолого-педагогические условия, сопутствующие развитию субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде.

Гипотеза исследования – развитие субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде будет успешным, при создании следующих психолого-педагогических условий:

  • учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития старшеклассников;

  • создание ситуации успеха с опорой на актуализацию процессов рефлексии и осознанности (осмысления субъектом своих значимых в контексте проблемы качеств, субъективного опыта), а также возможностей инновационной образовательной среды для развития субъектной активности старшеклассника, обеспечение психологического комфорта;

  • согласованность и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для развития самореализации старшеклассников.

Задачи исследования:

  1. Определить основные подходы к изучению понятия субъективной активности старшеклассников в психолого-педагогических источниках.

  2. Изучить особенности инновационной образовательной среды и ее влияние на развитие субъективной активности старшеклассников.

  3. Выявить уровень субъективной активности старшеклассников.

  4. Определить и реализовать психолого-педагогические условия по развитию субъективной активности старшеклассников в инновационной образовательной среде.

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, классификация.

Методологическую базу исследования составили:

  • Зарубежные и отечественные подходы к пониманию субъективной активности старшеклассников;

  • Исследования особенностей инновационной образовательной среды и ее влияние на субъективную активность старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования – сформулировано понятие «субъективная активность», систематизированы научные представления о субъективной активности обучающихся как качества старшеклассника; обоснована необходимость обеспечения в образовательном процессе психолого-педагогических условий для развития у старшеклассников мотивационного, когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов субъективной активности; конкретизированы концептуальные основания и этапы психолого-педагогического сопровождения
обучающихся в развитии субъективной активности; представлена программа развития субъективной активности у старшеклассников в инновационной образовательной среде.

Практическая значимость – охарактеризованные психолого-педагогические условия развития у старшеклассников субъективной активности в инновационной образовательной среде могут использоваться в практике работы общеобразовательных учреждений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Материалы исследования могут оказать помощь преподавателям в ходе преподавания педагогических дисциплин.

База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15 имени Героя Советского Союза М. М. Расковой» города Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 10 «А» класса, в количестве 14 человек, мальчики –6 человек, девочки – 8 человек.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения; двух глав, каждая из которых включает два подпункта; выводов по главам; заключения, списка использованных источников в количестве 60, 6 таблиц, 13 рисунков, 6 приложений.

Глава 1 Теоретические аспекты развития у старшеклассников субъективной активности в инновационной среде посредством психолого-педагогических условий.

    1. Основные подходы к изучению понятия субъективной активности старшеклассников в психолого-педагогических источниках

  1. Сноски не соответствуют тексту!

  2. Текст заимствован и не переработан

В современной отечественной и зарубежной психологии все большее внимание уделяют активности человека в различных сферах жизнедеятельности. Основной характеристикой человека в рамках направлений исследований признается способность активно выстраивать свою жизнь и быть ее субъектом. Одной из фундаментальных задач, которая создает главные предпосылки субъектного и личностного становления индивида, является исследование субъективной активности человека, ее видов, закономерностей, а также условий развития и внедрение в образовательный процесс. Тем не менее, проблема субъективной активности, несмотря на возрастающий интерес, остаётся всё так же мало исследованной. В осмыслении нуждается сама сущность субъективной активности, а также необходимо исследование ее связи с другими психологическими феноменами. Решение данных вопросов играет наиважнейшую роль для дальнейшего изучения всей фундаментальной проблемы субъекта. Для этого необходимо соотнести понятия «субъект», «субъективность» и «активность».