Файл: Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый вопрос курсового проекта «Обработка и обобщение материалов в
области средств компьютерных технологий».
Выполняется в форме реферата следующей примерной структуры:
1) вариант задания;
2) введение, в котором обучающийся кратко обосновывает важность и актуальность рассмотрения предложенных технических средств (1-2 страницы);
3) основная часть, где с требуемой степенью глубины излагается сущность материала по теме работы (4-6 страниц);
4) заключение, в котором обучающийся подводит итоги работы, оценивает возможные перспективы предметной области, делает заключение о полноте и завершенности реферата (1 страница);
5) список использованной литературы.
Второй вопрос курсового «Разработка фрагмента базы данных». Рекомендуется
следующая структура изложения материала в отчете:
1) вариант задания;
2) перечень и содержание запросов к базе данных;
3) формы выходных документов;
4) информационно-логическая модель предметной области в графическом виде;
5) перечень объектов, их атрибутов и связей, сведения о которых предполагается хранить в базе данных;
6) обоснование выбора и основные характеристики выбранной системы управления базами данных (возможно использовать СУБД Microsoft Access, LibreOffice
Base, OpenOffice.org Base и др.);
7) структура базы данных в виде таблиц и связей между ними;
8) характеристики полей таблиц (типы и размеры хранимых данных с указанием ключевых полей);
9) содержимое таблиц;
10) запросы, хранимые в базе данных и результаты их выполнения;
11) заполненные формы отчетов.
12) таблица и график в Excel по запросу (возможно использовать табличный процессор Microsoft Excel, LibreOffice Calc, OpenOffice.org Calc и др.).
Позиции 4-12 должны представлять собой машинные документы (распечатки, скриншоты) результатов практической работы.
7.2 Оформление курсового проекта
Отчет о выполнении курсового проекта готовится с использованием средств автоматизации подготовки документов и представляется преподавателю в соответствии со следующими требованиями.
При оформлении отчета текст размещается на одной стороне листа бумаги формата
А4 (297

210 мм). Размеры полей: слева - 25 мм, справа - 10 мм, сверху - 15 мм, снизу - 20 мм. Абзацный отступ - 15 мм. Шрифт выбирается произвольно, близким к машинописному, размер 12-14 пт. Строки абзаца формируются через 1,5 интервала.
Отчет делится на разделы. Каждый раздел начинается с новой страницы. Разделы, обозначаются арабскими цифрами с точкой. Точка в конце заголовка раздела не ставится, подчеркивание не допускается.
Графические материалы необходимо сохранять в форматах: bmp, dib, tif, gif. Рисунки, подготовленные при помощи средств Word
(автофигуры) должны быть сгруппированы.
Курсовой проект имеет титульной лист.
Образец оформления титульного листа курсового проекта приведен ниже в приложении.


На первой странице отражается содержание работы. Вопросы «содержания» необходимо выделить и в тексте.
После завершения работа редактируется, оформляется, брошюруется. Готовая работа сдается на кафедру.
7.3 Пример выполнения и оформления отчета по курсовому проекту
В представленном примере показана последовательность выполнения курсового проекта. Пример иллюстрирован экранными образцами объектов базы данных.
Образец оформления титульного листа
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра прикладной математики и информационных технологий
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине «Информационные технологии» специальность 20.05.01 Пожарная безопасность
Вариант №_99_
ФИО обучающегося__________ курс, группа _________________
Дата сдачи курсового проекта _____________
Санкт-Петербург
2021

I. Обработка и обобщение материалов в области средств компьютерных технологий

Тема: «Системные и локальные шины»
Образец представления материала по первой части контрольной работы
1. СИСТЕМНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ ШИНЫ
В вычислительной системе, состоящей из множества подсистем, необходим механизм для их взаимодействия. Эти подсистемы должны быстро и эффективно обмениваться данными. Например, процессор, с одной стороны, должен быть связан с памятью, с другой стороны, необходима связь процессора с устройствами ввода/вывода.
Одним из простейших механизмов, позволяющих организовать взаимодействие различных подсистем, является единственная центральная шина, к которой подсоединяются все подсистемы. Доступ к такой шине разделяется между всеми подсистемами. Подобная организация имеет два основных преимущества: низкая стоимость и универсальность. Поскольку такая шина является единственным местом подсоединения для разных устройств, новые устройства могут быть легко добавлены, и одни и те же периферийные устройства можно даже применять в разных вычислительных системах, использующих однотипную шину. Стоимость такой организации получается достаточно низкой, поскольку для реализации множества путей передачи информации используется единственный набор линий шины, разделяемый множеством устройств. Главным недостатком организации с единственной шиной является то, что шина создает узкое горло, ограничивая, возможно, максимальную пропускную способность ввода/вывода. Если весь поток ввода/вывода должен проходить через центральную шину, такое ограничение пропускной способности весьма реально. В коммерческих системах, где ввод/вывод осуществляется очень часто, а также в суперкомпьютерах, где необходимые скорости ввода/вывода очень высоки из- за высокой производительности процессора, одним из главных вопросов разработки является создание системы нескольких шин, способной удовлетворить все запросы. Одна из причин больших трудностей, возникающих при разработке шин, заключается в том, что максимальная скорость шины главным образом лимитируется физическими факторами: длиной шины и количеством подсоединяемых устройств (и, следовательно, нагрузкой на шину). Эти физические ограничения не позволяют произвольно ускорять шины. Требования быстродействия (малой задержки) системы ввода/вывода и высокой пропускной способности являются противоречивыми.
……..
II. Разработка фрагмента базы данных
Тема: Учет спортивных достижений учебной группы.
В начальной (постановочной) части работы обучающийся должен продумать содержание предметной области своего варианта задания и определить возможный перечень и содержание запросов для получения информации заинтересованными должностными лицами. Далее следует вариант подхода к выполнению этой части работы.
В интересах повышения информированности должностных лиц курса создается
автоматизированная информационная система на основе персонального компьютера


(компьютерной сети), реализуемая по технологии баз данных. Предполагается, что в
базе данных будут содержаться сведения о личном составе подразделения.
Должностные лица (начальник факультета, начальник курса) будут выступать
пользователями этой базы данных.
Объектами учета в базе данных являются обучающиеся учебной группы.
Должностными лицами может быть востребована следующая информация относительно указанных объектов учета, выражаемая в форме запросов.
Начальник факультета:
Фамилия
Имя
Домашний адрес
Начальник курса:
Фамилия
Дата рождения
Вид спорта
Спортивный разряд
Перечень запросов может быть гораздо шире. В рамках учебного примера целесообразно ограничиться только приведенными запросами.
Информационно-логическая модель предметной области
Приведенные запросы служат основой построения информационно-логической модели (в графическом виде). Пример построения такой модели показан ниже. обучающийся
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Домашний адрес
Спорт
Вид спорта
Спортивный разряд
Рис.1. Информационно-логическая модель предметной области
Множественность ветви "Спорт" свидетельствует о том, что любой обучающийся может иметь квалификацию (разряд) по нескольким видам спорта. Если обучающийся не имеет спортивного разряда, то это не меняет сущности информационно-логической модели. В этом случае позиции "Вид спорта" и "Спортивный разряд" для него будут пустыми. В дальнейшем, по мере совершенствования спортивного мастерства данного обучающегося они могут заполняться и даже неоднократно. Дополнительно можно заметить, что в информационно-логической модели предусмотрена позиция "Отчество", хотя в исходных запросах она отсутствует. Учитывая тот факт, что в ходе ведения базы данных могут появляться новые пользователи и/или запросы, в которых весьма вероятно будет встречаться и этот атрибут, введение рассматриваемой позиции в модель оправдано.
Таким образом, в качестве объектов учета в базе данных выступают обучающиеся учебной группы. Их характеристики (атрибуты) показаны в виде "листьев" дерева информационно-логической модели.
Далее необходимо описать сами атрибуты. Это описание целесообразно представить в виде следующей таблицы.


Атрибут
Тип
атрибута
Размер
атрибута
Обязательност
ь
атрибута
Повторяемост
ь атрибута
Фамилия
Текст
15 символов
Обязателен
Не повторяется
Имя
Текст
12 символов
Обязателен
Не повторяется
Отчество
Текст
14 символов
Обязателен
Не повторяется
Дата рождения
Дата
10 символов
Обязателен
Не повторяется
Домашний адрес
Текст
14 символов
Обязателен
Не повторяется
Вид спорта
Текст
10 символов
Не обязателен
Повторяется
Разряд
Число
1 разряд
Не обязателен
Повторяется
Обоснование выбора и характеристики системы управления базами данных
В этой части необходимо привести аргументы в пользу выбора той или иной системы управления базами данных из известных обучающихся. Также следует указать, на каком компьютере предполагается использовать эту систему управления и строить саму базу данных. При перечислении характеристик системы управления базами данных особое внимание надо обратить на тип поддерживаемой модели данных.
Структура базы данных
Выбор системы управления базами данных определяет логическую структуру самой базы. В случае реляционной системы управления данные в базе будут храниться в виде одной или нескольких таблиц. В последнем случае необходимо обеспечить связи между таблицами.
Очевидно, что если непосредственно преобразовать граф информационно- логической модели в табличную форму, то эта таблица будет выглядеть следующим образом.
Фам илия
Имя Отчес тво
Дата рождени я
Домашни й адрес
Вид спорт а
Спор т. разря д
….
Вид спорт а
Спорт.
Разряд
Этот подход имеет явный недостаток: размер таблицы по вертикали не определен.
Возможен другой вариант, с фиксированным числом столбцов:
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Домашни й адрес
Вид спорта
Спорт. разряд
Но в этом случае некоторые записи (строки таблицы) придется частично дублировать, например:
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Домашний адрес
Вид спорта
Спорт. разряд

Иванов
Иван
Иванович
01.01.1985 г. Москва
Футбол
2
Иванов
Иван
Иванович
01.01.1985 г. Москва
Бокс
3
Такое положение является весьма нежелательным, и подобной ситуации на практике стараются избегать. Причина заключается в том, что при корректировках каких-либо атрибутов могут возникать технические ошибки, связанные с работой оператора базы данных. Например, изменился домашний адрес сержанта Иванова. В этом случае требуется внести изменения во все строки, связанные с сержантом Ивановым. Если же будет пропущена хотя бы одна строка и адрес в ней останется прежним, то содержание базы данных не будет соответствовать реальному положению дел. Кроме того, такое дублирование ведет к неоправданному возрастанию объема базы данных.
Выход из сложившейся ситуации состоит в разбиении исходной таблицы на несколько меньших по размеру.
Фамилия_-_Вид_спорта'>Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Домашний адрес
Иванов
Иван
Иванович
01.01.1985 г. Москва
Фамилия
Вид спорта
Спорт. разряд
Иванов
Футбол
2
Иванов
Бокс
3
В этом случае необходимо организовать связь между таблицами. Связующим звеном выступает поле "Фамилия":
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Домашний адрес
Иванов
Иван
Иванович
01.01.1985 г. Москва
Фамилия
Вид спорта
Спорт. разряд
Иванов
Футбол
2
Иванов
Бокс
3
Назовем верхнюю таблицу главной (ее имя Обучающийся), а нижнюю - подчиненной (ее имя - Спортивные успехи). В главной таблице не должно быть повторяющихся фамилий, а в подчиненной - повторяющихся сочетаний Фамилия - Вид
спорта. Первое условие введено искусственно для упрощения примера (в случае однофамильцев пришлось бы вводить дополнительный столбец, например с номерами обучающихся для их однозначной идентификации). Второе условие вполне естественно: у человека не может одновременно быть двух разных разрядов по одному и тому же виду спорта. Таким образом, обнаруживается, что в главной таблице ключевым является