ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, можно выделить множество методик анализа финансового состояния предприятия. В данной курсовой работе представлены основные из них.
Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.
В настоящее время широкое распространение получили методики: Ковалева В.В., Сайфулина Р.С, Подольского В.И., Ефимовой О.В. и др. В целом, они представляют собой дальнейшее развитие предыдущих методик: имеют более формализованный, алгоритмизированный, структурированный характер.
При рассмотрении методики В.В. Ковалева, анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности может быть выполнен с различной степенью детализации, которая зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает проведение анализа финансового состояния предприятия в виде:
- экспресс-анализ финансового состояния;
- детализированный анализ финансового состояния.[6]
Рассмотрим методику проведения анализа финансового состояния предприятия, предложенную В.В. Ковалевым (таблица 1).
Таблица-1
Этапы проведения анализа финансового состояния по В.В. Ковалеву
Методика проведения анализа финансового состояния, предлагаемая Шереметом А.Д., Сайфулиным Р.С., Негашиным Е.В. предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и для внутреннего анализа. Основы методики могут быть адаптированы к требованиям конкретного внешнего пользователя и поэтому имеют универсальный характер, вытекающий из универсальности рыночных отношений, объединяющих различные формы собственности и различные виды экономической деятельности.[14]
Ниже предоставлены основные этапы методики проведения анализа финансового состояния предприятия, предложенной А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным (таблица 2).
Таблица-2
Этапы проведения анализа финансового состояния предприятия
Необходимо отметить, что основной целью проведения анализа финансового состояния предприятия на основе данной методики, является обеспечение эффективного управления финансовым состоянием предприятия и оценка финансовой устойчивости его деловых партнеров.
Особое внимание расчету. порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости уделяет Савицкая Г.В. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации порогом рентабельности оставляет запас финансовой прочности.[11]
Ниже приведены основные этапы анализа финансового состояния по методике Г.В. Савицкой (таблица 3).
Таблица-3
Этапы анализа по методике Савицкой
Методика А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина и Г.В. Савицкой представляют собой методики проведения внешнего анализа финансового состояния предприятия, т.е. анализа, использующего публичную информацию (в основном информацию бухгалтерской отчетности) и как следствие этого, анализа, результатами которого пользуются преимущественно внешние пользователи (акционеры, кредиторы, поставщики, покупатели, инвесторы, государственные органы, ассоциации предприятий).
Так как в данной курсовой работе изучается бухгалтерская отчетность, для оценки финансового состояния предприятия основной методикой, которая будет использована, будет методика Ковалева В.В., частично дополненная методикой А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина.
В целом, при изучении представленных методик анализа финансового состояния можно выделить основные этапы его проведения:
Наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре активов организации, их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Горизонтальный анализ — это оценка темпов роста (снижения) показателей за рассматриваемый период. Проведение горизонтального анализа возможно, когда имеются данные о деятельности предприятия за несколько периодов.
В рамках проводимой оценки имущества организации и источников его формирования можно выделить следующие модули анализа:
анализ внеоборотных и оборотных активов предприятия;
Уменьшение валюты баланса за отчетный период не всегда свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота. Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных средств, когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности.
ООО «Комус» - это крупномасштабная российская торгово-производительная компания, которая осуществляет оптовую и розничную продажу офисных товаров, бумаги и картона, пластиковой упаковки, оборудования и мебели для офиса, медицинских расходных материалов, рекламно-сувенирной продукции.
Организация носит правовой статус общества с ограниченной ответственностью. Главным органом управления которого является общее собрание участников.
Генеральные директора региональных подразделений подчиняются исполнительному директору ООО «Комус». Продажи находятся в каждом региональном подразделении. В каждом региональном подразделении есть свои функциональные службы, подчиняющиеся генеральному директору, а также тесно взаимодействующих с подразделениями. Функциональные подразделения ООО «Комус» разрабатывают регламенты и стандарты работы региональных подразделений, определяют стратегическую политику ООО «Комус», утверждают бюджеты региональных подразделений и осуществляют иные функции, свойственные управляющим компаниям. В рамках каждого регионального подразделения осуществляется Интернет-торговля и оптовая деятельность.
Компания «Комус» ведет свою деятельность на территории Северо-Западного, Центрального, Южного, Приволжского и Сибирского федеральных округов Российской Федерации. Главный офис компании находится в Москве.
ООО «Комус» - это огромная торговая сеть, в состав которой входят как показано выше многие подразделения (дивизионы), которые в свою очередь, при подробном рассмотрении также представляют собой сложные элементы системы.
Ниже, на рисунке 3, изобразим часть организационной структуры, которая показывает связь элементов структуры, которые являются руководством высшего звена всей компании.
Общее собрание участников
Генеральный директор ООО «Комус»
Директор дивизиона «Комус-упаковка»
Директор дивизиона «Комус-опт»
Директор дивизиона «Комус-медицина»
Директор дивизиона «Полиграфические сорта бумаги и картона»
Директор дивизиона корпоративно розничных продаж
Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.
В настоящее время широкое распространение получили методики: Ковалева В.В., Сайфулина Р.С, Подольского В.И., Ефимовой О.В. и др. В целом, они представляют собой дальнейшее развитие предыдущих методик: имеют более формализованный, алгоритмизированный, структурированный характер.
При рассмотрении методики В.В. Ковалева, анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности может быть выполнен с различной степенью детализации, которая зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает проведение анализа финансового состояния предприятия в виде:
- экспресс-анализ финансового состояния;
- детализированный анализ финансового состояния.[6]
Рассмотрим методику проведения анализа финансового состояния предприятия, предложенную В.В. Ковалевым (таблица 1).
Таблица-1
Этапы проведения анализа финансового состояния по В.В. Ковалеву
Наименование этапа | Содержание этапа |
1. Экспресс–анализ | Ознакомление с аудиторским заключением |
1.1. Подготовительный этап |
|
1.2. Предварительный обзор бухгалтерской отчетности: |
|
1.3. Экономическое чтение и анализ отчетности | Обобщающая оценка результатов хозяйственной деятельности:
|
2. Детализированный анализ финансового состояния предприятия | |
2.1. Предварительный обзор экономического и финансового положения предприятия |
|
2.2. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия |
|
2.3. Оценка и анализ результативности финансово–хозяйственной деятельности |
|
Методика проведения анализа финансового состояния, предлагаемая Шереметом А.Д., Сайфулиным Р.С., Негашиным Е.В. предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и для внутреннего анализа. Основы методики могут быть адаптированы к требованиям конкретного внешнего пользователя и поэтому имеют универсальный характер, вытекающий из универсальности рыночных отношений, объединяющих различные формы собственности и различные виды экономической деятельности.[14]
Ниже предоставлены основные этапы методики проведения анализа финансового состояния предприятия, предложенной А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным (таблица 2).
Таблица-2
Этапы проведения анализа финансового состояния предприятия
Наименование этапа | Содержание этапа |
1. Общая оценка финансового состояния и его изучение за отчетный период | составление агрегированного баланса; вертикальный и горизонтальный анализ агрегированного баланса по статьям; расчет финансовых коэффициентов; детализация изменений по статьям актива и пассива баланса. |
2. Анализ финансовой устойчивости | определение излишка (недостатка) источников средств для формирования запасов и затрат; определение степени покрытия внеоборотных активов источниками средств. |
3. Анализ ликвидности баланса, деловой активности и платежеспособности предприятия | анализ ликвидности баланса: группировка статей активов и пассивов; сопоставление соответствующих итогов активов и пассивов; определение текущей и перспективной ликвидности баланса; оценка степени ликвидности; расчет коэффициентов оборачиваемости различных групп активов; |
Необходимо отметить, что основной целью проведения анализа финансового состояния предприятия на основе данной методики, является обеспечение эффективного управления финансовым состоянием предприятия и оценка финансовой устойчивости его деловых партнеров.
Особое внимание расчету. порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости уделяет Савицкая Г.В. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации порогом рентабельности оставляет запас финансовой прочности.[11]
Ниже приведены основные этапы анализа финансового состояния по методике Г.В. Савицкой (таблица 3).
Таблица-3
Этапы анализа по методике Савицкой
Этапы проведения | Содержание |
1.Оценка имущественного положения и структуры капитала | |
2.Анализ источников формирования капитала | - анализ динамики и структуры капитала; - оценка стоимости капитала. |
3.Анализ размещения капитала | |
4.Оценка эффективности и интенсивности использования капитала. | |
5.Анализ рентабельности капитала | |
6.Анализ оборачиваемости капитала | |
7.Оценка финансового состояния предприятия | |
8.Анализ финансовой устойчивости капитала | |
9.Анализ ликвидности и платежеспособности | - группировка активов по степени ликвидности; - оценка показателей ликвидности. |
10.Оценка кредитоспособности и риска банкротства. |
Методика А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина и Г.В. Савицкой представляют собой методики проведения внешнего анализа финансового состояния предприятия, т.е. анализа, использующего публичную информацию (в основном информацию бухгалтерской отчетности) и как следствие этого, анализа, результатами которого пользуются преимущественно внешние пользователи (акционеры, кредиторы, поставщики, покупатели, инвесторы, государственные органы, ассоциации предприятий).
Так как в данной курсовой работе изучается бухгалтерская отчетность, для оценки финансового состояния предприятия основной методикой, которая будет использована, будет методика Ковалева В.В., частично дополненная методикой А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина.
В целом, при изучении представленных методик анализа финансового состояния можно выделить основные этапы его проведения:
-
Анализ структуры имущества и источников его формирования.
Наиболее общее представление о качественных изменениях в структуре активов организации, их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Горизонтальный анализ — это оценка темпов роста (снижения) показателей за рассматриваемый период. Проведение горизонтального анализа возможно, когда имеются данные о деятельности предприятия за несколько периодов.
В рамках проводимой оценки имущества организации и источников его формирования можно выделить следующие модули анализа:
-
Анализ структуры активов:
анализ внеоборотных и оборотных активов предприятия;
-
Анализ структуры пассивов организации -
Анализ динамики валюты баланса. В ходе анализа сопоставляются данные по валюте баланса на начало и конец отчетного периода.
Уменьшение валюты баланса за отчетный период не всегда свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота. Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных средств, когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности.
-
ПРАКТИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «КОМУС»-
Организационно-экономическая характеристика ООО «Комус»
-
ООО «Комус» - это крупномасштабная российская торгово-производительная компания, которая осуществляет оптовую и розничную продажу офисных товаров, бумаги и картона, пластиковой упаковки, оборудования и мебели для офиса, медицинских расходных материалов, рекламно-сувенирной продукции.
Организация носит правовой статус общества с ограниченной ответственностью. Главным органом управления которого является общее собрание участников.
Генеральные директора региональных подразделений подчиняются исполнительному директору ООО «Комус». Продажи находятся в каждом региональном подразделении. В каждом региональном подразделении есть свои функциональные службы, подчиняющиеся генеральному директору, а также тесно взаимодействующих с подразделениями. Функциональные подразделения ООО «Комус» разрабатывают регламенты и стандарты работы региональных подразделений, определяют стратегическую политику ООО «Комус», утверждают бюджеты региональных подразделений и осуществляют иные функции, свойственные управляющим компаниям. В рамках каждого регионального подразделения осуществляется Интернет-торговля и оптовая деятельность.
Компания «Комус» ведет свою деятельность на территории Северо-Западного, Центрального, Южного, Приволжского и Сибирского федеральных округов Российской Федерации. Главный офис компании находится в Москве.
ООО «Комус» - это огромная торговая сеть, в состав которой входят как показано выше многие подразделения (дивизионы), которые в свою очередь, при подробном рассмотрении также представляют собой сложные элементы системы.
Ниже, на рисунке 3, изобразим часть организационной структуры, которая показывает связь элементов структуры, которые являются руководством высшего звена всей компании.
Общее собрание участников
Генеральный директор ООО «Комус»
Директор дивизиона «Комус-упаковка»
Директор дивизиона «Комус-опт»
Директор дивизиона «Комус-медицина»
Директор дивизиона «Полиграфические сорта бумаги и картона»
Директор дивизиона корпоративно розничных продаж