ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35. Оформление конституционной монархии в России. Государственная Дума.
17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, Союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными государственными законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.
11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).
Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.
Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.
Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.
Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем — на уездный съезд уполномоченных от волостей,»на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.
Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.
Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.
36. Аграрная реформа 1906— 1910 гг. Деятельность П. А. Столыпина.
Цели: обеспечить продвижение страны по пути капиталистического хоз-ва. Направления в аграрных реформах: разрушение общины сверху и вывод крестьян на отруба и хутора, поощрение переселения крестьян из Центр-ной России на окраины, реорганизация Крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель.
1. Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связывается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905— 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:
— разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности;
— скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам;
— организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины-из перенаселенных районов.
2. 5 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». Главными задачами этого Указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие.
В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкупные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян».
В мае 1905 г. был принят указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». В компетенцию Комитета входило общее руководство земельными делами и кредитом. Его состав включал министров двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля.
В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». На его основе крестьянам отчуждались «оброчные статьи» по мере прекращения заключенных ими арендных договоров.
Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Расширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки.
Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения 1 землепользования», принятый 9 ноября 1906 г. и известны! как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выход из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.
3. Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910 г. был принят закон «Об изменении;
дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины Переход всего общества к отрубному владению осуществляло при участковом владении по решению простого большинства а при общинном — по решению двух третей сельского схода
^ Порядок землеустройства регламентировался законе) «О землеустройстве», принятым в мае 1911 г. Согласно закон образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян. Не подлежали разверстанию усадебные земли с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники. Чересполосица крестьянских наделов по необходимости ликвидировалась. Арендаторы земель не могли возражать против их развёрстания.
37. Февральская революция 1917 г. и формирование новой государственной системы.
1. Депутаты Государственной думы 2 марта 1917 г. прибыли в Псков с целью убедить императора отречься от престола. Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого•'князя Михаила Александровича. Тот, отказавшись принять 1 престол, Манифестом от 3 марта 1917г. предоставил прав решить вопрос о форме власти в России будущему Учредительному собранию.
2. 27 февраля 1917 г. императором был издан Указ о перерыве в заседаниях Государственной думы и Государственного совета до апреля.
Для поддержания порядка в стране Государственная дума в этот день сформировала ^ Временный комитет Государственной думы. По соглашению между Временным комитетом и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта было образовано Временное правительство. Последнее, связанное рядом обязательств с Петросоветом, объявило полную политическую амнистию; провозгласило основные права и свободы граждан; равноправие солдат с гражданами; отмену всех сословных, религиозных и национальных ограничений; создание вместо полиции народной милиции; начало подготовки к созыву Учредительного собрания.
27 февраля 1917 г. Совет министров, послав царю просьбу о своей коллективной отставке, перестал существовать.
С февраля по июль 1917 г., Временное правительство осуществляло высшую власть совместно с Петроградским Советом. После неудачной попытки Петросовета установить единовластие, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦК Всероссийского совета крестьянских депутатов 9 июля объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. Таким образом, Временное правительство сосредоточило в своих руках высшую законодательную и исполнительную власть.
Правительство испытывало ряд политических кризисов, которые приводили к формированию коалиционных правительств: 2—3 мая, 24 июля и 25 сентября 1917 г.
За время своей деятельности Временное правительство сформировало и включило в свой состав: Министерство труда, Министерство продовольствия. Министерство государственного призрения, Министерство по делам вероисповеданий и др. Создавались новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Упразднены жандармерия, полиция и Управление по печати.
3. ^ Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) стал конкурентом Временного правительства в борьбе за власть.
В первые дни революции стали создаваться ^ Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
На Всероссийском совещании Советов в марте — апреле 1917 г. была определена территориальная система Советов: областные, губернские, уездные, районные объединения (съезды) и Всероссийские объединения (съезды, совещания). В деятельности Советов действовали принципы выборности, коллегиальности, сменяемости членов и др. Советы располагали собственными вооруженными формированиями: милицией и Красной гвардией.
В экономической сфере в ходе революции Советы установили рабочий контроль на предприятиях, ввели восьмичасовой рабочий день, регулировали земельные отношения.
В июне 1917г. прошел I Всероссийский съезд Советов. Эсеро-меньшевистское большинство в целом выразило поддержку правительству. Большевики же требовали передачи всей власти Советам.
4. После февральской революции 1917 г. в России установилось двоевластие, когда после падения самодержавия на политической арене оказались два самостоятельных органа власти: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах.
В стране функционировали два правительства. Областное, губернские городские, уездные и волостные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Временное правительство, его уездные и губернские комиссары, земства, городские думы и управы, местный правительственный аппарат составляли другую систему органов.
В приоритетном положении оказалась система, возглавляемая Временным правительством, потому что у него были опытные кадры, связи, знания, поддержка зарубежных стран и отечественного капитала и т. д.
Отношения между Временным правительством и Петртрадским Советом колебались от сотрудничества до соперничества.
После неудачной попытки Советов установить единовластие они объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства.