Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 964

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако, во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.

Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.

Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психологические и медико-биологические. Эффективность использования восстановительных средств зависит от последовательного или параллельного применения нескольких из них в единой комплексной процедуре. Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий: 1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок; 2. Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии; 3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки.

В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть смысл выделить несколько типов восстановительных микроциклов: восстановительно-разгрузочные, восстановительно-компенсирующие, восстановительно-поддерживающие; восстановительно-подготовительные, восстановительно-профилактические и др. Последний тип микроциклов направлен на восстановление органов и систем организма спортсмена в случае их отклонения от нормальной жизнедеятельности (при перенапряжениях, заболеваниях, травмах). Они применяются во время пребывания спортсменов в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановления, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, действием благоприятных, климатических и санитарно-курортных факторов.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Структура многолетней подготовки спортсменов (задачи, этапы, особенности).


Тренировочный процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов, продолжается, в зависимости от видов спорта, в течение 15-20 лет. На протяжении всего периода многолетней подготовки постоянно меняются задачи, средства и методы тренировки, соотношение объема и интенсивности. Все эти параметры тренировочного процесса зависят от анатомо-физиологических и возрастных особенностей занимающихся, продолжительности систематической подготовки для достижения наивысших спортивных результатов, от этапов подготовки, принятых в виде спорта.

Разными авторами структура многолетнего процесса рассматривается по-разному. В.Н. Платонов (1986) классифицирует многолетнюю подготовку спортсменов на пять этапов:

1) начальной подготовки;

2) предварительной базовой подготовки;

3) специализированной базовой подготовки;

4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;

5) сохранения достижений.

Каждый из этапов имеет присущие ему цели, задачи и средства, соответствующие виду спорта возрастные границы.

По мнению Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова (2000), процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.

Кратко рассмотрим особенности организации тренировочного процесса на каждом этапе.

Этап предварительной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, устранение индивидуальных недостатков физического развития, приобретение большого числа двигательных способностей – основы освоения в будущем спортивной техники. Одна из главенствующих задач, стоящих перед тренером – формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям спортом и мотивации на достижение наивысших результатов в спорте. Используются самые разнообразные средства из различных видов спорта с включением подвижных игр и эстафет, от творчества и изобретательности тренера зависит интерес у занимающихся спортом и сохранение постоянного состава занимающихся в группах начальной подготовки. От того, насколько интересно тренер будет рассказывать занимающимся о жизни великих спортсменов, будет формироваться мотивационная установка на достижение самых высоких результатов в спорте, желание походить во всем на своих кумиров, подражать им в спорте и в жизни, и в том числе тренеру, который должен быть образцом для спортсменов.


Этап начальной спортивной специализации. Продолжается разностороннее развитие физических возможностей, приобретение как можно большего числа двигательных навыков. В тренировочный процесс включаются средства специальной направленности, в основном на развитие специальной физической подготовки. Очень важно иметь многоборную направленность специальных средств – как основу для дальнейшего выбора узкой специализации. Объем специальных упражнений дается в небольшом количестве, так как задача достижения спортивного результата на этом этапе не ставится. Тренировочные нагрузки гликолитического воздействия не целесообразны и даже вредны.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта. На этом этапе подготовка становится все более специализированной, упражнения из смежных видов спорта используются чаще всего как средства, улучшающие восстановление, и для психологической разгрузки. Ставится задача достижения спортивных результатов. Наиболее способные в этом возрасте выполняют нормативы мастеров спорта. Спортсмен определяется с выбором более узкой специализации (спринтер, стайер). Содержание тренировочной работы должно соответствовать содержанию соревновательной направленности, совершенствуется спортивная техника и тактика.

Этап спортивного совершенствования. На этом этапе предполагается достичь максимально запланированных результатов, поэтому тренировочный процесс носит узко специализированный характер, используются самые эффективные средства и методы тренировки, способные вызвать значительный рост спортивных результатов.

На этом этапе достигают максимальных величин тренировочные нагрузки. Учитывая, что на этом этапе продолжают заниматься спортсмены, для которых спорт стал основным занятием, тренировки проводятся по 2-3 раза в день, а суммарное количество времени, отводимого на тренировки, составляет 30 и более часов в неделю. Планирование тренировочных нагрузок носит индивидуальный характер с учетом выявленных особенностей каждого спортсмена. Большое внимание уделяется средствам профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности.

Одной из главенствующих задач тренера является подведение спортсмена в наилучшей спортивной форме к главным соревнованиям.

Правильное планирование тренировочных нагрузок должно обеспечивать рост спортивных результатов на протяжении всего периода активных занятий спортом. Это возможно лишь при соблюдении определенных условий.


Тренировочный процесс должен строиться с учетом анатомо-физиологических и возрастных особенностей занимающихся. Если в детско-юношеском возрасте необходимо учитывать наиболее благоприятные возрастные периоды (сенситивные) для развития тех или иных качеств, то в зрелом возрасте также необходимо корректировать свою спортивную ориентацию. Известно, что с возрастом снижаются скоростные способности, но при большом спортивном стаже систематических занятий сохраняется или даже повышается выносливость. Поэтому спортсмены, специализировавшиеся в спринте, начинают выступать на средние дистанции, «средневики» переходят в стайеры и т.д.

Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений является тактическая зрелость и соревновательный опыт спортсменов со стажем, а также их психологическая устойчивость в соревнованиях позволяют достойно конкурировать с молодыми спортсменами.

Оптимальный срок использования одного и того же микроцикла – 4-6 недель. При дальнейшем использовании его тренировочный эффект начинает снижаться из-за «привыкания» к одним и тем же средствам и формам организации занятий. В то же время, микроцикл, используемый менее 3-х недель, не успевает обеспечить приспособительные адаптивные перестройки организма и также недостаточно эффективен.

Рациональное сочетание работы и отдыха обеспечивает необходимые условия для постоянного многолетнего повышения тренировочных нагрузок от года к году. Но при этом необходимо помнить следующие требования:

- увеличение объема тренировочных нагрузок от года к году допускается не более чем на 20-25 % и, как правило, в течение трех лет нагрузки повышаются, на четвертый год планируется снижение объема, но повышение интенсивности;

- количество тренировочных занятий с большими нагрузками с повышением квалификации постоянно увеличивается, часто тренировки проводятся на недовосстановлении, используя однонаправленные блоки тренировочной нагрузки, например, на развитие силовых способностей сосредоточенная на ограниченном по времени этапе объемная однонаправленная нагрузка (концентрированная).

Перечисленные выше рекомендации в большей степени относятся к квалифицированным спортсменам.

В работе с детьми надо всегда помнить, что чем мягче методы подготовки, тем надежнее, хотя и медленнее, будет обеспечен рост спортивных результатов в будущем. После сильнодействующих жестких методов тренировки другие методы уже не будут оказывать тренирующего воздействия, а применение длительно даже самых эффективных средств и методов приведет в последующем к привыканию и остановке в росте результатов.