Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 944

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
достаточно необходимых минеральных веществ, недостаток которых вызывает сбои в работе органов и систем.


  1. Педагогический и врачебный контроль за занимающимися оздоровительной физической культурой.


В нашей стране врачебные наблюдения обязательны для всех физкультурников и спортсменов. Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики системы физической культуры. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Современный спорт предъявляет к организму человека необычайно высокие требования и, безусловно, имеет определенные профессиональные факторы риска. В связи с этим при допуске к занятиям спортом и проведении ежегодного углубленного медицинского обследования спортсменов первоочередной задачей спортивной медицины является реализация максимально эффективной в диагностическом плане процедуры оценки состояния здоровья. На сегодняшний день она представляется специалистам следующим образом: исключение заболеваний и патологических состояний, отнесенных к общепринятым противопоказаниям к занятиям спортом; прогнозирование состояния здоровья (при этом должны учитываться особенности конституции, патологическая наследственная предрасположенность, степень вероятности скрытой патологии, перенесенные ранее заболевания и травмы и т.п.); определение степени риска (путем использования дополнительных диагностических процедур) при наличии у обследуемых так называемых пограничных состояний.

Педагогический контроль связан с получением информации о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы.

Врачебно-педагогический контроль в условиях занятий оздоровительными формами физической культуры – ведущее звено в системе управления физическим здоровьем занимающихся, так как дает информацию о состоянии здоровья человека, его физической работоспособности и подготовленности, обеспечивает обратную связь на основе информации об изменениях в различных системах организма под воздействием различных средств физической культуры; определяет рациональные управляющие воздействия (средства, формы и методы физической культуры).


Исходя из задач, которые решаются в ходе обследования различают 3 вида врачебно-педагогического контроля, можно выделить - первичный (предварительный); оперативный (срочный); текущий (периодический).

Цель первичного контроля -оценить состояние и уровень здоровья для решения вопроса о допуске к занятиям физическими упражнениями, определения рациональных средств оздоровления.

Задачи первичного контроля:

1. выявление противопоказаний к оздоровительной тренировке;

2. определение УФС;

3.назначение адекватной тренировочной программы (т.е. рациональных параметров оздоровительных занятий) на основе результатов определения УФС.

Оперативный (срочный) врачебно-педагогический контроль проводится во время или сразу после занятия. Его цель – оценить интенсивность и адекватность (соответствие) нагрузки функциональным возможностям организма. Оценить адекватность выполняемых нагрузок можно по субъективным и объективным признакам.

Если нагрузки превышают функциональные возможности, возникают специфические, субъективные признаки их неадекватности. Симптомы, свидетельствующие о нарушениях деятельности сердца во время выполнения физических упражнений:

- боль и чувство давления за грудиной;

- боль, отдающая в левую руку и под левую лопатку;

- дискомфорт в области желудка;

- одышка;

- кратковременная потеря сознания.

При их появлении нагрузку следует уменьшить, а затем и прекратить, принять сосудорасширяющие средства и обратиться к врачу. Эти явления связаны с гипоксией миокарда в связи с нарушением кровообращения.

О резком изменении АД во время выполнения физических упражнений свидетельствуют следующие симптомы: боль и чувство тяжести в области затылка или височной области, шум в ушах, тошнота, рвота, головокружение, носовое кровотечение.

Кроме того, существуют объективные визуальные признаки неадекватности нагрузок:

- резкое покраснение или побледнение кожных покровов лица;

- появление потоотделения при нагрузке низкой интенсивности, когда организм еще не разогрелся (так называемого «холодного пота»);

- синюшность губ.

Кроме того, к объективным признакам неадекватности физических нагрузок относят:

- повышение систолического АД 220 мм рт. ст., диастолического – до 120мм рт. ст.;


- нарушения сердечного ритма;

- патологические изменения в кардиограмме и т.д.

Текущий контроль применяется с целью оценки эффективности курса (цикла) оздоровительных занятий. Используют те же методы обследования, которые применялись при первичном контроле, т.е. до начала курса занятий, чтобы удобнее было сравнивать. Кроме того, учитывают динамику субъективных ощущений, показателей заболеваемости. Текущий контроль проводится не чаще одного раза в 2-3 месяца, поскольку переход в более высокий уровень физического состояния под влиянием адекватных нагрузок происходит не ранее, чем через 2 месяца таких занятий.

Эффект оздоровительных занятий бывает трех типов: положительный; индифферентный (отсутствие изменений) и отрицательный.

Критерии положительных изменений:

- улучшение самочувствия, настроения, нормализация сна, устойчивое желание заниматься физическими упражнениями, снижение утомляемости;

- уменьшение дней нетрудоспособности, обострений хронических заболеваний, случаев острых респираторных заболеваний;

- изменение факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (нормализация или снижение массы тела, нормализация или снижение АД, нормализация липидного обмена, отказ от вредных привычек, повышение двигательной активности);

- снижение ЧСС в покое после сна и при стандартной физической нагрузке;

- повышение УФС;

- улучшение результатов двигательных тестов (увеличение длины дистанции за стандартное время, сокращение времени на преодоление стандартной дистанции, уменьшение реакции ЧСС при выполнении стандартной нагрузки).

Наряду с положительными изменениями в ряде случаев при чрезмерной нагрузке могут отмечаться признаки перетренированности. Чаще всего это происходит при неконтролируемых самостоятельных занятиях. Поэтому не только специалисты в области физической рекреации, но и сами занимающиеся должны знать эти признаки.

Симптомы перетренированности:

- изменение настроения, появление раздражительности или депрессии;

- общая апатия;

- потеря интереса к занятиям физическими упражнениями;

- состояние общего утомления, чувство тяжести в ногах;

- проблемы со сном;

- снижение либидо;

- головные боли;

- снижение двигательных результатов;

- повышение ЧСС в покое;

- увеличение лимфоузлов;

- аменорея у женщин предклимактерического возраста;


- повышенная подверженность простудным заболеваниям, аллергия;

- болезненные ощущения в суставах (в частности в коленных – у тех, кто занимается бегом трусцой, в плечевых – у тех, кто занимается плаванием);

- тугоподвижность и болезненные ощущения в области мышц;

- воспаление сухожилий и связок.

  1. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


Специфика преподавания физической культуры в специальных медицинских группах.


В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.

Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

— укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

— повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

— повышение физической и умственной работоспособности;

— повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

— формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;