Файл: Контрольные вопросы экзамена по дисциплине Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 947

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «быстрота», «скоростные способности» (характеристика, разновидности, методические подходы к развитию).

Быстрота – это способность человека совершать двигательные действия в минимальное время.

Скоростные способности – способность человека выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота – комплекс функциональных свойств, определяющих скоростные способности человека. Бывают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

Структура элементарных и комплексных форм проявления быстроты.

Элементарные:

- быстрота реакции (латентный период (скрытый);

- скорость одиночного движения (укол, выпад);

- темп или частота движений.

Простая реакция – ответ заданным движением на заранее известный сигнал.

Скорость простой реакции определяется по латентному (скрытому) периоду, т.е. временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

Скорость одиночного движения – время, затраченное на выполнение одиночного движения (удар, укол). Частота или темп движения – число движений в единицу времени.

Элементарные скоростные способности проявляются в:

- скорости реагирования;

- скорости стартовой реакции;

- в одиночных скоростно-силовых проявлениях.

Комплексные (они являются главными в специализации спортсмена).

В различных видах двигательной деятельности, элементарные формы выступают в различных сочетаниях с другими физическими качествами или техническими действиями. В этом случае получаются комплексные формы скоростных способностей.

К комплексному проявлению относятся:

- быстрота выполнения целостных двигательных действий;

- способность как можно быстрее набрать максимальную скорость;

- способность как можно дольше удержать максимальную скорость на дистанции (скоростная выносливость);

- темп выполнения, правильность выполнения технических элементов.

Комплексные формы проявляются в:

- скорости отдельных комбинаций движений в игровых видах спорта;

- стабильности скоростно-силовых проявлений в нескольких двигательных действиях (единоборства, скоростно-силовые виды спорта);

- качестве старта и стартового порога, во времени удержания максимальной скорости (в циклических видах спорта);

- различных тактических действиях (в циклических видах спорта).


Средства и методы воспитания скоростных способностей.

Методика воспитания скоростных способностей связана с использованием упражнений высокой интенсивности в коротком временном диапазоне. Характер упражнений зависит от форм скоростных способностей, которые спортсмен собирается развивать.

Элементарные формы.

Их развитие связано с реакцией на сигнал. Сигнал может быть: звуковой, световой и реакция на движущийся предмет. А также, сигналом может служить собственная готовность к выполнению движения.

Упражнения выполняются с предельной скоростью после сигнала.

Время – минимальное.

Комплексные формы.

При их развитии большое значение имеет показатель "запаса скорости" – это отношение скорости выполнения движения для развития комплексных форм к максимально возможной скорости выполнения элементарных форм. Чем меньше это соотношение, тем больше развиты комплексные способности (при условии развития элементарных форм быстроты).

Средства (комплексные и элементарные):

1) упражнения с реакцией на любой сигнал;

2) пробегание коротких отрезков с предельной скоростью;

3) работа в усложненных условиях;

4) контрастные упражнения в усложненных и облегченных условиях.

Кроме того, для комплексных форм лучшим средством является собственно-соревновательное упражнение.

Методы:

1) повторного упражнения;

2) переменного упражнения;

3) соревновательный метод – применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты и заканчивается финальными соревнованиями);

4) игровой – предусматривает выполнение различных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр.

4. Средства контроля за развитием быстроты.

Элементарные формы скоростных способностей. Включают в себя:

- быстроту реакции на сигнал;

- скорость выполнения одиночного движения;

- максимальный темп движения.

Именно эти проявления и контролируются при помощи физических упражнений, в которых может проявляться свой максимум. Оценивается минимальный интервал времени выполнения этих упражнений.

Комплексные формы проявления скоростных способностей связаны с видом спорта и характеризуют максимальную интенсивность выполнения соревновательных движений. Могут контролироваться время достижения максимальной скорости выполнения движения и время удержания максимальной скорости, а также время выполнения целостного двигательного действия.




  1. Выносливость (характеристика, разновидности, методические подходы к развитию).


Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физвоспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно-сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

На практике различают несколько видов выносливости: общую и специальную. Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.

Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. С точит зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

- аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);

- степенью экономизации техники движений;

- уровнем развития волевых качеств.


Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при полнении, всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе кой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности.

Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. С возрастом и повышением квалификации МПК повышается. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время.

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость paзличают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза.) Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.

Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Эти действия специфичны для многих профессий в том числе и для спорта. Поэтому методика совершенствования скоростной выносливости все будет иметь сходные черты при профессиональной и спортивной подготовке.

Для "базовой" подготовки логика тренировочного процесса остаётся прежней: сначала развитие общей выносливости и разносторонняя скоростно-силовая подготовка. По мере решения этой задачи, тренировочный процесс должен всё больше специализироваться.

Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения.

Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации.


Иными словами - это выносливость к определённому виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приёмы в течение схватки, игры и т.д.

Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет многокомпонентное понятие т.к. уровень её развития зависит от многих факторов:

- общей выносливости;

- скоростных возможностей спортсмена; (быстроты и гибкости работающих мышц)

- силовых качеств спортсмена;

- технико-тактического мастерства и волевых качеств спортсмена.

Можно выделить два основных методических подхода к развитию специальной выносливости:

- аналитический, основанный на избирательно направленном воздействии на каждый из факторов, от которых зависит уровень её проявления в избранном виде спорта. Это связано с тем, что в одних видах спорта выносливость непосредственно определяет достигаемый результат (ходьба, бег на разные дистанции и т.д.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определённые тактические действия (бокс, спорт. игры и т.д.)

- целостный подход, основанный на интегральном воздействии на различные факторы специальной выносливости.

Уровень развития выносливости зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма, особенно ЦНС, ССС, дыхательной и эндокринной систем, а также состояния обмена веществ и нервно-мышечного аппарата. Некоторые виды выносливости могут некоррелировать друг с другом. Можно обладать высокой выносливостью в динамической работе и малой в удержании статического усилия. Это обусловлено различиями в биохимических механизмах обеспечения работ и в особенностях развития торможения в ЦНС. Чем больше интенсивность, тем меньше выносливость.

Одно из самых эффективных и доступных средств воспитания общей выносливости является бег.

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности.

Равномерный непрерывный метод.

Этим методом развивают аэробные способности различных видах спорта, в которых выполняются циклические однократно-равномерные упражнения малой и умеренной мощности (продолжительность 15-30 мин, ЧСС - 130-160 уд/мин.).

Переменный непрерывный метод.

Заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения. Иногда этот метод называется метод игры скоростей или "фартлек". Предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости.