Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 434

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
мотивационно-потребностной сферы, что проявляется в неадекватных ситуациям поведенческих реакциях (агрессивность, истероидность, упрямство, эмоциональная неуравновешенность). Таким детям свойственна также повышенная утомляемость и сниженная работоспособность. Как правило, названные особенности являются следствием крайней педагогической и бытовой запущенности. Среди этой группы преобладают дети из неполных или неблагополучных семей.
Например, характеристика Жени Ж. (7 лет).
Общий уровень психического развития ребенка значительно отстает от возрастных показателей и соответствует нормативам для детей 4—5 лет.
Не развито наглядно-действенное мышление. Объем кратковременной памяти ниже возрастной нормы; с заданиями на логическое запоминание не справляется.
Функция произвольности не развита. Ребенок не способен к самостоятельному выполнению простейших заданий. Их осуществление возможно лишь при непосредственной помощи и участии педагога, который вынужден брать на себя функцию планирования и контроля.
Графические навыки не сформированы. Тонкая моторика не развита; мышечный тонус резко повышен. Общая координация движений слабо развита. Речь примитивна, словарный запас скуден. Фонематический слух не сформирован.
Поведение ребенка в ситуациях общения как со взрослыми, так и со сверстниками преимущественно неадекватно. Для него характерна выраженная агрессивность и демонстративность, а также потребность в физическом, телесном контакте
(требует постоянного внимания, ласки, поощрения, «виснет» на взрослом).
Ребенок нуждается в приучении к элементарным навыкам самообслуживания.
Кроме того, ему необходима специальная медицинская помощь по устранению энуреза.
В связи с чрезмерной педагогической запущенностью и недостатками психофизиологического развития данный ребенок нуждается в специальной, систематически проводимой развивающей работе с привлечением педагога, психолога, логопеда, психоневролога. Требуется разработка комплексной программы индивидуального обучения и развития, ориентированной на начальном этапе на уровень развития детей 5—6 лет. Только после реализации такой подготовительной работы можно приступать к обучению по программе первого класса общеобразовательной школы.
Задача эта чрезвычайно сложная. Работая с детьми, не готовыми к школе, педагог, по существу, берет на себя те функции, которые традиционно входят в круг обязанностей родителей или воспитателей детского сада. Ведь подготовка ребенка к школе, к овладению учебной деятельностью является результатом его полноценного развития в дошкольный период. Таким образом, педагог, по сути дела, вынужден сначала заниматься не столько обучением по школьной программе, сколько восполнением тех пробелов в развитии, которые обнаруживаются к моменту поступления в школу. Поэтому первостепенной при работе с детьми является задача их развития. Основной особенностью такой работы является то, что педагог, по сути, имеет дело не со школьниками, а с детьми, уровень


11
психического развития которых соответствует дошкольному возрасту, т. е. фактически с дошкольниками.
И именно это диктует необходимость целенаправленного использования игровой деятельности, в ходе которой и формируются необходимые предпосылки для успешного овладения полноценной учебной деятельностью.
Конечно, нельзя понимать ситуацию так, будто в зависимости от того, насколько подготовленным пришел ребенок в школу, он будет более или менее успешно учиться дальше. Нередко менее подготовленные вначале дети впоследствии обгоняют своих товарищей в учебе. Но все-таки подготовленные к школе дети оказываются в первом классе в более благоприятном положении: у них уже пробужден интерес к знаниям, есть какие-то навыки (пусть даже и самые элементарные) в чтении, счете, рассуждении, ответах на вопросы. Они чувствуют себя свободнее, меньше теряются на уроках, более активны, умеют пересказать прочитанное, поделиться увиденным, на переменах их окружают другие дети и с уважением слушают их рассказы. Уже с первого класса эти ребята завоевывают авторитет у одноклассников и доверие учителя. Дети, развитию которых до школы уделяли меньше внимания, попадают в более сложное положение: им приходится вместе с изучением программного материала наверстывать то, что другие получили до школы.
Но каких бы детей ни взял себе в класс учитель, он обязан способствовать их развитию как в умственном, так и в нравственном отношении, помня о том, что у каждого из них имеются индивидуальные особенности, иногда помогающие, а иногда и мешающие им добиться своей цели.
Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал.
Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир — людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.
Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.
Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности. Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте.
Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие,


12
внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
О психологическом содержании и условиях развития познавательных способностей младших школьников и пойдет речь в предлагаемой книге. Смеем надеяться, что она окажется полезной учителю начальной школы в его нелегком труде, поможет наладить взаимоотношения, а следовательно, и эффективное взаимодействие учителя и психолога, профессионально отвечающих за нормальное протекание школьного детства.
1
Ушинский К. Д. Собр. соч. — М.; Л., 1948—1952. — Т. 8. — C. 23.
2
См.: Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1973. — С. 14—15.

13

Ощущение
Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме, дают возможность ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.
Что такое ощущение
Ощущения — отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Они — начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, вкус, запах окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения. Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познать окружающий его мир. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный или зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения — что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, шум проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.
Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс их воздействия на органы чувств называется раздражением.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующих им ощущений: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых.
Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. Термин «орган чувств» имеет условное значение. Точнее было бы назвать его «орган ощущений».
Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами (от лат. recipere — принимать). Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний.
Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга.
Органы чувств — это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.

Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в него разнообразной информации. И. П. Павлов предложил назвать эти органы чувств анализаторами.
Анализатор — сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т. е. выделяет отдельные его элементы и свойства.

14
Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств — рецептор, который воспринимает действующий на него раздражитель; нервные проводящие пути; участок в коре головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.
Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущения не возникнет, если повреждена хотя бы одна часть анализатора. Так, например, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.
Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств, вызывает ощущения. Они появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.
Мозг получает информацию и от внешнего мира, и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела — глаз, ухо, кожа и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях.
Своеобразное поло-жение занимает двигательный анализатор.
Каждый анализатор приспособлен для выделения строго определенных свойств предметов и явлений: света, звука, запаха и пр.
В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм.
Различные виды ощущений возникают в результате воздействия разных раздражителей на соответствующие анализаторы.
Виды ощущений
Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.
Зрительные ощущения — это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (т. е. различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей
(электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза.
Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много — около 130 палочек и 7 миллионов колбочек.
При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок), в результате мы видим цвета, т. е. возникает ощущение хроматических цветов — всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно) и зрение осуществляется только аппаратом палочек — человек видит в основном серые