Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

150
— характеристика самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
— личностная направленность — то, в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов.
К работе по развитию воображения детей хорошо привлечь родителей.
Можно предложить им подумать о том, как развита фантазия их ребенка, заполнив следующий опросник
17
:
№ п/п
Вопрос
Да
Нет
1
Увлекается ли ваш ребенок рисованием? 2 1
2
Часто ли он грустит? 1 2
3
Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли он к вымышленным подробностям и украшениям?
1 0 4
Проявляет ли он инициативу в учебе? 2 1
5
Размашистый ли у него почерк? 1 0
6
Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?
0 1 7
Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки от скуки? 0 1
8
Любит ли он под музыку танцевать или читать стихи? 1 0
9
Он пишет длинные сочинения по литературе? 2 1
10
Ему снятся необыкновенные сны? 1 0
11
Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему только по описанию?
1 0 12
Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги?
1 0
Подсчитывается сумма полученных баллов.
Результаты:

151
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

14—16: у ребенка буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и воображение принесет много радости и ему, и окружающим его людям.
9—13: фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и развитии.
6—8: скорее всего, ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь. Ему можно помочь, грамотно стимулируя его фантазию.
Старшим подросткам и старшим школьникам можно предложить самим проверить, насколько у них развито воображение, с помощью теста.
У вас богатое воображение?
18
Инструкция: обведите кружком свой ответ: «Да», «Иногда» или «Никогда» — и подсчитайте количество баллов. Прочитайте наши комментарии и проверьте, как вы справились с тестом.
№ п/п
Вопрос
Да
Иногда
Никогда
1
Вы считаете, что научная фантастика — это глупость?
4 3 0
2
Вы не любите писать письма? 4 2
0 3
Часто ли, смотря фильм, вы представляете себя одним из его героев?
0 2 4
4
Приходилось ли вам в раннем детстве играть в одиночестве?
0 2 4
5
Можете ли вы произнести речь экспромтом? 0 1
4 6
Хотелось бы вам научиться писать стихи? 0 3
4 7
Вы мечтаете о каком-нибудь великом деле, которое вам хотелось бы совершить?
0 3 4
8
Считаете ли вы, что сможете справиться с этим делом?
0 2 4
9
Трудно ли вам заинтересовать других своими идеями?
0 2 4
10
Вызывают ли у вас какие-либо запахи определенные 0 2 4

152
воспоминания?
11
Вас привлекло бы путешествие в неизвестное? 4 3 0 12
Вы любознательный человек? 4 2
0 13
У вас когда-нибудь бывают романтические безответные увлечения?
0 2 4
14
Кажется ли вам, что о жизни большинства людей можно писать романы?
0 3 4
15
Когда вы слушаете музыку, она вызывает у вас какие-нибудь образы?
0 2 4
Подсчитывается сумма баллов.
Результаты:
44—60: вы реалист, твердо стоящий на земле, но это не значит, что у вас не хватает воображения. Будьте уверены, вы никогда не позволите себе лишиться его в пылу повседневных забот.
25—44: у вас довольно богатое воображение. Вдохните в него жизнь снова.
Не принимайте все как само собой разумеющееся. Когда вы столкнетесь с какой- нибудь жизненной ситуацией, спросите себя: «Почему?» и «А могло ли быть по- другому?». И поймете, что сможете больше получить от жизни.
10—24: вы смотрите на жизнь широко распахнутыми глазами и готовы принимать любые новые идеи. Но все равно, вы твердо стоите на земле. И это очень хорошо.
Вам нравится делиться своими идеями с другими.
Меньше 10: у вас богатое воображение. Но в вашем случае это нельзя назвать счастливым даром, потому что ваше воображение не всегда идет во благо.
Смотрите, как бы не заблудиться в лабиринте собственных идей!
Сколь велики ваши творческие способности?
19
Инструкция: дайте сами себе оценку от 1 до 10 по каждой из характеристик способности к творчеству:
— 10 — ваше соответствие тому, что сказано, очень велико;
— 9, 8, 7, 6 — соответствие значительное;
— 5 — вы оцениваете свой уровень как средний;
— 4, 3, 2 — ниже среднего;


153
— 1 — это вам вообще не свойственно.
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? Беспокоит вас, что, как, почему, почему нет?
Любите ли вы собирать сведения? Задаете ли вопросы? Сомневаетесь ли вы в очевидном?
2. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? Заметили ли вы, что дом в конце улицы недавно перекрасили? что на магазине появилась новая вывеска? что ваша тетушка сделала себе новую прическу? что в газете изменилась ширина колонок?
3. ВОСПРИНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧУЖИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ? Когда вы с кем-то не согласны, способны вы понять того человека, с которым не согласны? Можете вы взглянуть на старую проблему по-новому?
4. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ИЗМЕНИТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ? Вы открыты новым идеям?
Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли вы их принять? Ищете ли вы новые идеи вместо того, чтобы придерживаться своих старых?
5. УЧИТЕСЬ ЛИ ВЫ НА СВОИХ ОШИБКАХ? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что, пока вы не сдались, не все потеряно?
6. ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СВОИМ ВООБРАЖЕНИЕМ? Говорите ли вы себе: «А что будет, если...»?
7. ЗАМЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧЕРТЫ СХОДСТВА МЕЖДУ ВЕЩАМИ, КОТОРЫЕ,
КАК КАЖЕТСЯ, НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (стакан в качестве вазы для цветов)?
8. ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В СЕБЯ? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решение проблем?
9. СТАРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ ДАВАТЬ
ОЦЕНКИ ДРУГИМ ЛЮДЯМ, ЧУЖИМ ИДЕЯМ, НОВЫМ СИТУАЦИЯМ?
Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?
10. СКЛОННЫ ЛИ ВЫ НАХОДИТЬ В ЛЮБОМ ДЕЛЕ ИНТЕРЕС? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?
Результаты:
Если вы набрали 20 очков или меньше, может быть, подошло время найти способ заняться развитием творческих способностей. Попробуйте посещать какой-нибудь художественный кружок. Или: просыпаясь утром, старайтесь сразу отметить, что нового приносит этот день, изменилось ли что-нибудь в вас самих или в пейзаже за окном. Или придумайте еще что-нибудь свое.


154
Если вы набрали от 21 до 60 очков, попробуйте развить свои творческие способности дальше.
Если вы набрали больше 60 очков, дайте своим творческим способностям выход.
Занимайтесь любимым делом. Эти умения сделают вас счастливым на всю жизнь.
Во всех случаях важно, чтобы результаты этих опросников воспринимались не как
«окончательный приговор», а как стимул для дальнейшего развития и саморазвития воображения и фантазии.
1
Цит. по: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — С. 331.
2
Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. — 1964. — Вып. 6. —
С. 46—47.
3
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— СПб., 1997. — С. 14.
4
Чуковский К. И. Собр. соч. В 6 т.— М., 1965.— Т. 1.— с. 306.
5
Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990. — С. 25.
6
Там же.
7
См.: Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.
8
См.: Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1966.
9
Паустовский К. Собр. соч. В 6 т. — Т. 2. — С. 547.
10
См.: Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М., 1975.
11
Булгаков М. А. Записки покойника (Театральный роман) // Булгаков М. А. Собр. соч. В 5 т. — М.,
1990. — Т. 4. — С. 434—435.
12
Цит. по: Велгер В., Поу Р. Неужели я гений? — СПб., 1997. — С. 22.
13
См.: Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М., 1986.
14
См.: Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. —
СПб.; Рига, 1996.
15
См.: Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990.
16
Маршак С. Я. Собр. соч. В 8 т. — М., 1972. — Т. 1. — С. 103—104.
17
См.: Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.
18
См.: Кумар В. Кто Я? Какой Я? — СПб., 1997.
19
См.: Кинчер Дж. Книги о тебе: 40 тестов-самоисследований. — СПб., 1997.

155
Заключение
Мы хотели бы обратить внимание уважаемого читателя на тот факт, что все познавательные способности человека обязательно включают в себя эмоциональный и волевой компоненты.
На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы не реагируем бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения — цвет, вкус, запах — не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим и пр.
Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека; яркость и разнообразие чувств делает его более интересным и для окружающих, и для самого себя.
Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.
Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости кажется, что можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства — ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, — он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, неуверенности в себе и пр., проблем в его учебной деятельности будет много.
Л. С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный...
Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру»
1
Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности — игры, учения, труда. Постоянное расширение эмоционального опыта ребенка, глубины и модальности переживаний в значительной степени определяют направленность формирующейся личности.
Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, с коллективом класса — отношения с одноклассниками и положение в коллективе.


156
Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.
Чувства человека оказывают существенное влияние на его волю — на способность сознательно регулировать поведение и деятельность, чтобы достичь поставленной перед собой цели и преодолевать встречающиеся трудности.
Чувства могут подкреплять волю, но могут и ослаблять ее. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные ослабляют. Но и сама воля влияет на чувства человека. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими.
Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Чем выше уровень требований и бо́льшая четкость и постоянство их предъявлений — в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, конечно, тем значительнее и надежнее результаты воспитания.
Поступление ребенка в школу — важный этап развития воли. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку новые и все более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов — произвольных восприятия, памяти, внимания и пр.
В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже дома ради выполнения домашних учебных заданий ребенок должен отказаться от игры, прогулки, просмотра интересной телепередачи и пр.
Но ребенку не всегда понятно, ради чего он должен от всего этого отказываться.
Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивировано самой учебной деятельностью. Эта учебная деятельность с самого начала обучения ребенка в школе должна приобрести для него личностный смысл: она должна быть для него интересной, и он должен понимать, зачем ему лично это все нужно.
Известно, что волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным, намеренным и целенаправленным. Младшему школьнику нередко недостает понимания цели его учебной деятельности, поэтому она мало мотивированна и выполняется не на основе его намерения, а по велению, волеизъявлению взрослого, который, конечно, понимает смысл учения, но учится- то не он, а ребенок.