Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
было удивительно и прекрасно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди мечтают о полете на другие планеты.

144
Однако мечта может возникать и сама собой, без специальной цели. В этом случае она относится к образам, рождаемым непроизвольным воображением.
Как уже отмечалось, непроизвольное, пассивное воображение действует в основном тогда, когда человек грезит о чем-то наяву, когда он спит или дремлет.
Образы в этих случаях рождаются как бы сами, непреднамеренно.
Непроизвольное воображение тоже нужно человеку. Ведь с его помощью можно уноситься в мечтах очень далеко, фантазировать о чем угодно. Это бывает весьма интересно. Надо только не забывать вовремя возвращаться на землю.
Иногда то, что человек видит в мечтах или даже во сне, так поражает его, что уже наяву он стремится достичь этой мечты. Мечта переходит из непроизвольной в произвольную и наоборот.
Образы искусства, научные открытия, изобретения нередко возникают непроизвольно, без намерения, но затем благодаря труду над ними становятся явью для всех людей.
Вот что писал об этом великий композитор В. А. Моцарт: «Когда я... нахожусь наедине с собой и в хорошем настроении... мои идеи появляются в наибольшем количестве. Почему и как это происходит — я не знаю. Я не могу насильственно вызвать их. Эти минуты удовольствия, радующие меня, я сохраняю в памяти. Я привык, как мне это советовали, напевать их мысленно. Если я продолжаю действовать таким образом, мне вскоре приходит в голову, как изменить тот или другой кусочек, как приготовить из него хорошее блюдо, как применить его... к особенностям различных инструментов и т. д.».
От мечты следует отличать беспочвенные мечтания, грезы. Грезы — это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Манилов грезами и бесплодной мечтательностью пользуется как завесой от необходимости что-то делать: вот Манилов вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Мысли его незаметно занесли бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже
Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах».
Одни из наиболее интересных и загадочных образов, создаваемых непроизвольным воображением, — это сновидения. В сновидениях обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются, вступают в неожиданные, иногда совершенно невероятные сочетания. То же самое может происходить в полусонном, дремотном состоянии. Известный русский физиолог И. М. Сеченов отмечал, что сновидения — это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, деятельность тех участков коры больших полушарий головного мозга, которые отвечают за нашу сознательную деятельность, контролируют наши впечатления и представления, затормаживается. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение


145
происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней — перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Весьма характерными для сновидений являются:
— их чувственная достоверность — когда человек видит сон, он часто ни на минуту не сомневается, что все это происходит с ним наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, он может критически отнестись к приснившимся фантазиям.
Но и проснувшись, он нередко находится под впечатлением приснившегося;
— невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;
— явная или скрытая связь образов сновидений с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся».
Влюбленная в Евгения, она постоянно думает о нем, и вот его образ появляется во сне.
Несмотря иной раз на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком.
Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло — замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.
Иногда причиной сновидения служат бурные события, происшедшие за день. Сон снится как бы на ту же тему, в продолжение этих событий.
В некоторых случаях приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита.
И еще есть много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной литературы.
Сон — продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики.
Непроизвольное воображение может стать причиной различных страхов. Типичные переживания ребенка отражены в стихотворении С. Я. Маршака «Чего боялся
Петя?»:
«В темноте увидел Петя
Человека у стены.
Оказалось на рассвете —
Это куртка и штаны.
Рукавами, как руками,
Куртка двигала слегка,

146
А штаны плясали сами
От ночного ветерка.
В темноте увидел Петя
Ступу с бабою-ягой.
Оказалось на рассвете —
Это печка с кочергой.
Это печь,
А не яга,
Не нога,
А кочерга!
В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете —
Это старый чемодан.
Высоко — на крышу шкапа —
Чемодан поставил папа,
И светились два замка
При луне, как два зрачка...»
16
Психологам, педагогам и родителям нередко приходится сталкиваться с рассказами детей о страшных снах. Такие сны время от времени видят все люди, и ребенку в этом случае достаточно просто рассказать об этом и убедить его, что сон не связан с тем, что происходит наяву.
Гораздо большего внимания требуют повторяющиеся страшные сны и устойчивые дневные страхи. Как показывают специальные исследования, постоянные ночные кошмары являются отражением реального неблагополучия ребенка — сложные взаимоотношения, конфликты в семье, реальная или мнимая неуспешность ребенка, переживаемое им несоответствие представлениям родителей и педагогов о том, каким он должен быть. Поэтому, для того чтобы избавить ребенка от ночных страхов, необходимо прежде всего наладить его дневную жизнь, укрепить самооценку, повысить уверенность в себе. Нередко необходимо снизить требования к ребенку, обращаться с ним так, как если бы он был младше на год или даже на два.
Для преодоления устойчивых ночных и дневных страхов существуют и особые психотерапевтические приемы — специальные игры и рисунки. (Подробнее о них можно прочитать в книге: Захаров А. И. Что снится нашим детям: Как избавиться от страхов. — СПб., 1997.)
Вместе с тем непроизвольное воображение иногда позволяет увидеть опасность, которая на самом деле может случиться, и помогает избежать ее.
Особенности воображения у детей разных возрастов
Воображение проходит длинный путь развития. Оно возникает в раннем детстве, его зачатки ученые находят уже на втором году жизни, тогда, когда ребенок начинает варьировать привычные действия и переносить их на другие предметы.


147
Например, ребенок может сначала баюкать куклу, затем мишку, потом игрушечный автомобиль, затем кубик.
Особенно заметна роль воображения в дошкольном возрасте, в детских играх.
В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-яги, пирата и т. д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого, надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.
Существует мнение, что самое богатое воображение — воображение дошкольника.
Однако это не так. Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека.
У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материала для создания образов воображения у него меньше. Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать,
«отлетает» от нее. Кроме того, образы воображения у ребенка часто эмоционально насыщеннее, чем образы воображения взрослого, и более непосредственно отражаются в поведении.
Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сензитивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом.
Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую- нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.
В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения.
В подростковом возрасте свертывается детская форма воображения, повышается критичность к продуктам собственного творчества и воображения. Важно отметить, что свертывание детской формы влечет за собой, например, такие следствия, как снижение интереса к рисованию — рисовать продолжают лишь одаренные дети (Выготский Л. С., 1968).
Представления фантазии, продукты собственного воображения именно в силу того, что происходит процесс перестройки, постепенной дифференциации воображения, нередко становятся для подростка настолько реальными, что он как бы непроизвольно пытается воплотить их в жизнь либо в какой-то конкретной деятельности, либо в рассказах, делающих их как бы реальными. С этим связано


148
даже развитие определенного жанра подросткового фольклора, «баек», в которые одновременно и верят, и понимают их условность и сам рассказчик, и слушатели.
Их следует отличать от случаев намеренной лжи, а также от тех случаев, когда школьник без специального умысла, следуя непосредственно сильной потребности хотя бы вербально реализовать свою фантазию, иногда даже повинуясь какому-то безотчетному импульсу, пытается выдать ее за действительность. В этих случаях психологу всегда важно понять мотив подобного поведения.
В этот период значительную роль играет мечта. Она все больше начинает занимать место игры. Это пока еще во многом свернутая и перенесенная во внутренний план внешняя игра, характерная для предшествующих периодов развития. Как раньше, играя, ребенок принимал роль героя, который может гораздо больше, чем он, так и теперь, мечтая, он видит себя свободным от тех отрицательных комплексов, переживаний, недостатков, которые сегодня отравляют ему жизнь. Недаром склонность к мечтательности описывается в литературе как наиболее типичная черта подросткового возраста, хотя часто относится и к раннему юношескому возрасту. Мечта имеет чрезвычайно важное значение для развития, способствуя
«возвышению потребностей», создавая идеальные образы «потребного будущего».
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего.
Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой станет его учебная деятельность.
Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
К. Г. Паустовский писал, что знание органически связано с человеческим воображением и сила воображения увеличивается по мере роста познаний.
Основное условие развития воображения ребенка — включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Прежде всего дети с различной легкостью преобразуют реальность в воображении.
Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель или что написано в учебнике.
Для других детей всякая ситуация — материал для деятельности воображения.
Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает


149
виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель.
Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.
Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.
Надо не насиловать воображение, а увлекать его.
Лепить по готовым моделям, срисовывать с образца, подражать действиям взрослых довольно просто, но такие задания работы воображения не требуют. Куда сложнее научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым условием творчества.
Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов.
Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результат своего труда, творчества. Вот ответ одного третьеклассника на вопрос, понравилось ли ему в кружке «Умелые руки»: «Нет, там неинтересно. Мы делали фигурки из пластилина и картона, а раскрашивали их какие-то другие ребята. И мы не видели, что получилось».
Необходимо учитывать и такие особенности воображения учащихся (причем разных возрастов), которые ярко проявляются при работе над сочинением.
Для одних детей нужна определенно и четко сформулированная тема. Внутри этой темы они проявляют и умение строить сюжет, и воображение. Они идут по теме, как по руслу реки, все время чувствуя берега и не выходя за них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления.
Такие дети нередко испытывают затруднения при написании сочинения на свободную тему — им бывает очень трудно что-нибудь придумать, они не могут вызвать к жизни ни одного образа.
Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они пишут сочинение на заданную тему, то никак не могут начать его: эта тема идет не от них, она им навязана, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расширяя поставленные рамки.
Сочинения на свободную тему такие дети начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов.
К наиболее общим индивидуальным особенностям воображения относятся:
— степень легкости и трудности, с какой человеку вообще дается создание образов воображения;