Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1015

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
70 цикла объекта. компании, применяющие BIM-систему управления в строительстве, повышают скорость взаимодействия между проектной командой и подрядными организациями. Одними из функций данной технологии является возможность автоматизации строительного контроля, синхронизации графиков строительства, формирования сметы [6].
Таким образом, основной целью представленной статьи являлось выполнение анализа по вопросу автоматизации в строительстве на основе информационных технологий. В результате работы определена высокая значимость и актуальность, а также представлены примеры использования цифровых инструментов для автоматизации в строительстве.
Особенно значимая роль в вопросе автоматизации технологических процессов принадлежит именно программным инструментам и BIM-технологии.
Именно за счет данных инструментов обеспечивается высокий уровень автоматизации производства.
Вывод. В заключение необходимо отметить, что до недавнего времени информационные технологии в строительстве могли использоваться только для автоматизации каких-либо расчетов. Однако с течением времени и развитием научно-технического прогресса цифровые инструменты на сегодняшний день представляют собой сложнейшие системы с возможностью решения широкого спектра задач. Современные информационные технологии становятся обязательной частью любого строительного процесса на сегодняшний день.
Именно посредством их использования обеспечивается высокое качество и эффективность выполнения строительных технологических процессов.
Список использованной литературы
1.
Бахтинова, Ч. О. Автоматизация системы контроля качества при организации строительства особо опасных и технически сложных объектов в России / Ч. О.
Бахтинова, М. Э. Чунаева. – Текст : электронный // Инженерный вестник Дона : сетевой научный журнал.

2022.

№ 3.

URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2022/7511 2022. (дата обращения: 13.04.2023)
2.
Милкина, Ю.А. Внедрение современных информационных технологий в строительную отрасль / Ю. А. Милкина, Е. Е. Макарова // Организатор производства. – 2021. – №3. –
С. 101-110.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
71 3.
Кузнецов, Е. А. Робототехника и автоматизированные системы в строительстве //
Вестник науки. – 2019. – №6.– С. 376-381.
4.
Chachko, B. G. Prospects of automation of technological processes in construction on the example of laying floor tiles // Colloquium-journal. – 2020. – №3. – pp. 124-126.
5.
Кавецкая, Е. А. Автоматизированная система управления как современная технология управления информационными и инженерными системами здания / Е. А. Кавецкая, Е. В.
Толкачева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – №4. – С. 836-838.
6.
Husniddinov, Z. S. The use of new technologies in modern warehouses / Z.S. Husniddinov,
M.K. Aliyev, N.K. Husnetdinova // AVRIITT-2021. – 2022. – №2(6). – pp.197-199.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
72
УДК 004.8:629.5
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ АВТОНОМНЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО
ИНТЕЛЛЕКТА
Рябухо Елена Николаевна
кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математики, физики и информатики,
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» г. Керчь
Шлома Артур Вадимович
курсант морского факультета
ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» г. Керчь
Аннотация. В данной статье рассматривается тема разработки и применения автономных систем управления судном на основе искусственного интеллекта.
Ключевые слова: автономные системы, управление судном, искусственный интеллект, навигация.
Введение. Автономные системы управления судном (АСУС) на основе искусственного интеллекта (ИИ) представляют собой новую технологию, которая может значительно улучшить безопасность, экономическую эффективность и экологическую устойчивость морского транспорта.
Автономные системы управления судном на основе ИИ могут заменить или существенно сократить нагрузку на экипаж, что позволит снизить затраты на персонал, а также обеспечит более надежную и безопасную эксплуатацию судна.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью повышения эффективности и безопасности морского транспорта, а также быстрого развития технологий искусственного интеллекта. Разработка АСУС на основе ИИ становится все более актуальной и востребованной в морской отрасли. Целью данной статьи является рассмотрение технических аспектов разработки и применения АСУС на основе ИИ, а также анализ преимуществ, проблем и вызовов, связанных с их применением. Задачами исследования являются изучение определения и преимуществ использования ИИ в автономных системах управления судном, описание технических аспектов разработки АСУС на основе


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
73
ИИ, анализ преимуществ и вызовов при применении АСУС на основе ИИ, а также выявление направлений дальнейших исследований и разработок в этой области.
Преимущества использования ИИ в АСУС
Уменьшение вероятности человеческих ошибок и аварий на море за счет более точного и быстрого принятия решений автономной системой управления судном.
Экономическая эффективность, связанная с повышением эффективности движения судна и оптимизацией маршрутов, что может снизить расход топлива и общие операционные расходы.
Снижение нагрузки на экипаж и улучшение качества жизни на борту за счет автоматизации рутинных задач и увеличения времени для отдыха и более важных задач.
Возможность разработки новых технологий и инноваций в области автономных систем управления судном, что может привести к улучшению эффективности и безопасности судоходства.
Экологические преимущества в виде снижения выбросов вредных веществ в атмосферу и воду благодаря более эффективному использованию топлива и оптимизации маршрутов.
Уменьшение вероятности человеческой ошибки, которая может привести к аварии или крупной катастрофе;
Возможность работы в сложных условиях, таких как плохая видимость или непогода, без ущерба для безопасности и эффективности работы;
Возможность более точного и быстрого прогнозирования погодных условий и течений, что позволяет выбрать оптимальный маршрут и сэкономить время и топливо;
Возможность удалённого управления судном, что позволяет снизить риски для человеческой жизни при работе в опасных зонах или условиях, таких как арктические регионы или зоны конфликтов;

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
74
Улучшение качества перевозки грузов и уменьшение риска их повреждения или потери в результате человеческой ошибки.
Кроме того, использование автономных систем управления судном на основе искусственного интеллекта может существенно повысить эффективность работы флота и сделать судоходство более конкурентоспособным в мировой экономике. [1, 2]
Примеры применения искусственного интеллекта в судоходной
отрасли
1. Поддержка принятия решений: системы на основе ИИ могут обрабатывать данные из различных источников, чтобы помочь капитану судна принимать более информированные решения.
2. Автопилот: использование АСУС на основе ИИ может сделать возможным автоматическое управление судном, что позволит сократить нагрузку на экипаж и уменьшить риск ошибок.
3. Обнаружение и предотвращение столкновений: системы на основе ИИ могут обрабатывать данные от радаров и других источников, чтобы обнаружить потенциальные опасности и помочь предотвратить столкновения.
4. Управление энергопотреблением: системы на основе ИИ могут анализировать данные о потреблении топлива и помочь оптимизировать использование ресурсов для уменьшения издержек. [4]
Технологии и методы разработки и применения автономных систем
управления судном на основе ИИ
1. Машинное обучение: это метод, который позволяет системам на основе
ИИ обучаться на основе большого количества данных. Системы на основе машинного обучения могут учиться распознавать шаблоны и выявлять тренды в данных, что позволяет им принимать более точные решения.
2. Нейронные сети: это технология, которая имитирует работу человеческого мозга. Нейронные сети могут использоваться для распознавания образов, классификации данных и прогнозирования результатов.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
75 3. Генетические алгоритмы: это метод оптимизации, который имитирует процесс естественного отбора. Генетические алгоритмы могут использоваться для оптимизации маршрутов судов и управления энергопотреблением.
4. Системы вывода заключений: это технология, которая позволяет системам на основе ИИ принимать решения на основе правил и знаний. Системы вывода заключений могут использоваться для автоматического управления судном.
5. Компьютерное зрение: это технология, которая позволяет системам на основе ИИ "видеть" и анализировать изображения. Компьютерное зрение может использоваться для обнаружения опасных ситуаций на море и автоматического управления судном.
6. Обработка естественного языка: это технология, которая позволяет системам на основе ИИ понимать и анализировать естественный язык.
Обработка естественного языка может использоваться для общения с экипажем и принятия решений на основе текстовой информации.
В автономных системах управления судном на основе искусственного интеллекта могут использоваться комбинации различных технологий и методов, что обеспечит наилучшую производительность и безопасность.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   53

Технические аспекты разработки автономных систем управления
судном на основе искусственного интеллекта. Рассмотрим технические аспекты разработки автономных систем управления судном на основе искусственного интеллекта.
1. Архитектура системы. В разработке автономных систем управления судном на основе искусственного интеллекта используется распределенная архитектура системы. Данная архитектура позволяет распределить задачи между различными модулями системы, что улучшает производительность и надежность работы.
2. Алгоритмы управления судном. Автономные системы управления судном на основе искусственного интеллекта используют различные алгоритмы для принятия решений. Одним из таких алгоритмов является алгоритм машинного

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
76 обучения, который позволяет системе самостоятельно извлекать знания из данных и определять оптимальные решения.
3. Обработка данных и сенсорная информация. Для работы автономных систем управления судном на основе искусственного интеллекта необходимо обрабатывать большие объемы данных, получаемых от сенсоров, таких как радары, гидролокаторы и камеры. Для обработки данных используются различные методы машинного зрения, обработки естественного языка и анализа данных.
Все эти технические аспекты разработки автономных систем управления судном на основе искусственного интеллекта играют важную роль в обеспечении безопасности и эффективности управления судном [3].
Системы связи и коммуникации, программное обеспечение и
аппаратное обеспечение в автономных системах управления судном на
основе искусственного интеллекта
1. Системы связи и коммуникации. Для работы автономных систем управления судном на основе искусственного интеллекта необходима надежная система связи и коммуникации, которая позволит передавать данные и команды между различными модулями системы, а также с внешними системами. Для этого используются различные технологии связи, такие как радиосвязь, сетевые протоколы и системы спутниковой связи.
2. Программное обеспечение. Автономные системы управления судном на основе искусственного интеллекта требуют специализированного программного обеспечения, которое позволяет системе обрабатывать данные и принимать решения на основе алгоритмов машинного обучения. Для разработки программного обеспечения используются различные языки программирования и инструменты разработки.
3. Аппаратное обеспечение. Автономные системы управления судном на основе искусственного интеллекта требуют специального аппаратного обеспечения, которое позволяет обрабатывать большие объемы данных и осуществлять вычисления в режиме реального времени. Для этого используются