Файл: I. Теоретические аспекты стратегического планирования в организации 7.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования в организации
Этапы стратегического планирования в организации
Внешняя и внутренняя среда организации, как факторы влияния на разработку стратегии
ГЛАВА II. анализ принятия стратегических управленческих решений в ПАО «Тандер» магазин «зерновой»
2.1. Организационно – экономическая характеристика ПАО «Тандер» магазин Магнит «Зерновой»
2.2 Оценка внешней и внутренней среды магазина «Магнит»
2.3 Анализ стратегического планирования ПАО «Тандер» магазина Магнит «Зерновой»
ГЛАВА III. Совершенствование стратегического планирования в ПАО «Тандер»
3.1. Проблемы стратегического управления в ПАО «Тандер»
3.2. Пути совершенствования стратегического управления в ПАО «Тандер»
Внешняя и внутренняя среда организации, как факторы влияния на разработку стратегии
Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией.
При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонентов. Этими компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, и социальное поведение.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность13.
Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение какие программы водворяют в жизнь различные партии, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д.
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы
14.
Конкурентная борьба формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.
Изменчивая рыночная среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.
Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе15.
На макроокружение компании весьма трудно влиять, ближайшее окружение, при умелом менеджменте, может быть подвергнуто воздействию компании. Более благоприятной представляется в этом отношении ситуация с внутренней средой.
Внутренняя среда компании — это та часть общей среды, которая всецело зависит от искусства управленческого персонала данной компании.
Сложная жизнь компании в целом определяете культурой компании, ее традициями, верованиями, мифами, которые имеют место в каждой конкретной компании. Поэтому очень большое значение имеет анализ организационной культуры.
Важным свойством неопределенных условий, в которых действует компания, является тот факт, что некоторые незначительные на общем фоне изменения во внешнем и внутреннем окружении могут привести к последствиям практически необратимым с точки зрения выживания компании, или, по крайней мере, на нейтрализацию этих последствий потребуются большие затраты. В этой связи необходимо научиться различать слабые сигналы об
изменениях во внешнем окружении от второстепенных, которые не могут оказать существенного влияния на компанию.
Если компания позиционирует свои товары или услуги в одной конкретной, области, она должна внимательно отслеживать все важные изменения в этой отрасли, не упуская из виду главное - жизненные циклы отрасли. Как всякая сложная система, отрасль проходит через определенные состояния: зарождение (раннее развитие); рост (как правило, это относительно быстрый рост); начало зрелого периода; конец зрелого периода; стагнация и старение; спад; перерождение или смерть16.
Ниже перечислены вопросы, на которые, как правило, необходимо находить ответы, чтобы всякий раз быть уверенным, что жизненная стадия отрасли определена правильно.
1. Каков масштаб рынка?
2. Число и состав конкурентов?
3. Число и состав покупателей?
4. Легко ли войти на данный рынок или выйти из него?
5. Темпы технологических изменений.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
При рыночной системе хозяйствования коммерческая организация является самоорганизующейся социально ориентированной системой, функционирующей в жестких условиях конкурентной среды, и имеет полную хозяйственную самостоятельность.
В таком положении ее деятельность, в широком смысле, направлена, как на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, так и достижение превосходства над конкурентами. В соответствии с таким положением, стратегические управленческие решения, их анализ и аудит, система учета и контроля ориентированы главным образом на обеспечение основных показателей эффективности работы в современных условиях
ГЛАВА II. анализ принятия стратегических управленческих решений в ПАО «Тандер» магазин «зерновой»
2.1. Организационно – экономическая характеристика ПАО «Тандер» магазин Магнит «Зерновой»
Магазин Магнит «Зерновой» входит в сеть магазинов закрытого акционерного общество ПАО «Тандер», которое создано в соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.2003 г. Общество является коммерческой организацией, является собственником принадлежащего имущества и денежных средств. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Место нахождения магазина «Зерновой»: Калуга, ул. Валентины Никитиной, д. 37
Центральный офис: Адрес: 350072 г. Краснодар ул. Солнечная, 15/2.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Предметом деятельности - торгово-закупочные услуги, в том числе с организацией розничной торговли. Имущество Общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ. В частности, источниками образования Общества являются Уставный капитал, доходы от оказываемых услуг, кредиты банков, вклады участников, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования.
Управляет магазином директор, который осуществляет стратегическое планирование, координирование коммерческой, финансово-хозяйственной деятельности магазина.
Товаровед отвечает непосредственно за весь процесс товародвижения в магазине, логистику, заключает с договора с поставщиками. В должностные обязанности директора магазина так же входят: осуществление контроля в торговом зале магазина, координация и контроль деятельности продавцов.
Продавцы, работа которых заключается в непосредственном контакте с покупателями реализуемой продукции, находятся в непосредственном подчинении у директора магазина. Продавцы предлагают и показывают товар покупателям, предоставляют информацию о них
, дают консультацию и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров.
В Приложении 2 приведена схема организации торгового и технологического процессов в магазине «Зерновой».
Характеристика покупателей. Большинство покупателей:
-
состоят в браке (51,9%); -
тратят на товары повседневного спроса 25-50% семейного бюджета (71%); -
совершают покупки каждый день/почти каждый день (36,9%), 3-4 раза в неделю (24,3%).
Рис. 1. Распределение покупателей по возрасту
Поскольку основная группа покупателей в диапазоне 21 – 30 лет, то на рисунке 2 приведена «расплитовка» по годам в этой категории.
Рис. 2. Распределение покупателей в возрасте 20-30 лет
В таблице 1 приведены основные экономические показатели деятельности магазина Магнит «Зерновой» за 2017 – 2019 гг.
Таблица 1 – Анализ экономических показателей деятельности магазин магнит «Зерновой» за 2017 – 2019 гг.
Показатели | 2017 г | 2018 г | 2019 г | Изменение показателей отчетный/базисный год | |
Абсолютное откл. | Относительное откл. | ||||
1. Товарная продукция, тыс. руб | 85357,7 | 163129,3 | 167610,6 | 82252,9 | 196,3 |
2. Выручка от продажи товаров, продукции, услуг, тыс. руб | 81293,1 | 150599,4 | 159629,2 | 78336,1 | 196,3 |
3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб | 54519,0 | 96884,1 | 75037,5 | 20518,5 | 137,4 |
4. Валовая прибыль, тыс. руб | 26774,1 | 53715,3 | 84591,7 | 57817,6 | 315,8 |
5. Рентабельность продаж, % | 14,7 | 16,3 | 18,4 | 3,7 | 125,2 |
6. Численность работающих, чел. | 158 | 203 | 282 | 124 | 178,5 |
7. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 21345,168 | 28981,092 | 41812,704 | 20467,5 | 195,7 |
8. Среднесписочная зарплата, тыс. руб. | 11,2 | 11,8 | 12,3 | 1,098 | 109,3 |