Файл: I. Теоретические аспекты стратегического планирования в организации 7.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты стратегического планирования в организации
Этапы стратегического планирования в организации
Внешняя и внутренняя среда организации, как факторы влияния на разработку стратегии
ГЛАВА II. анализ принятия стратегических управленческих решений в ПАО «Тандер» магазин «зерновой»
2.1. Организационно – экономическая характеристика ПАО «Тандер» магазин Магнит «Зерновой»
2.2 Оценка внешней и внутренней среды магазина «Магнит»
2.3 Анализ стратегического планирования ПАО «Тандер» магазина Магнит «Зерновой»
ГЛАВА III. Совершенствование стратегического планирования в ПАО «Тандер»
3.1. Проблемы стратегического управления в ПАО «Тандер»
3.2. Пути совершенствования стратегического управления в ПАО «Тандер»
Из таблицы видно, что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась выручка от продаж в 2 раза (169306,3 тыс. руб.), Увеличилась себестоимость проданной продукции в 1,5 раза (96884,1 тыс. руб.), это означает, что валовая прибыль предприятия возросла на 16% (4368 тыс. руб.) Таким образом, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. прослеживается тенденция выручка > затрат, что приводит к увеличению прибыли, но основная тенденция проявится позже.
Что касается среднесписочной численности, то чётко просматривается тенденция к привлечению всё больших трудовых ресурсов. Что составило 178,5% по сравнению с базисным 2017 годом. Труд работников предприятия оплачивается из фонда оплаты труда, который также увеличился почти в 2 раза.
Далее проведем анализ внешней и внутренней среды магазина Магнит «Зерновой».
2.2 Оценка внешней и внутренней среды магазина «Магнит»
Прежде всего, следует отметить, что стратегия магазина «Магнит» может быть охарактеризована как стратегия быстрого роста. Необходимо произвести анализ внешней и внутренней среды магазина «Магнит» для оценки возможных вариантов оптимизации стратегии. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы17.
Угрозы и возможности среды косвенного воздействия, с которыми сталкивается организация, можно выделить в PEST-факторы:
Р – политические факторы.
Е – экономические факторы. Необходимо постоянно диагностировать и оценивать такие экономические факторы окружающей среды, как темпы инфляции, стабильность рубля и налоговые ставки.- социальные факторы. Они включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества.
Т – технологические факторы. Необходимо постоянно следить за изменениями в технологической внешней среде. Анализ этой среды может учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг.
Получение необходимой информации основано на экспертных оценках специалистов ПАО «Тандер» (по 5-балльной шкале). Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 – PEST-факторы
Значимые факторы внешней среды, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия | Экспертная оценка |
1. Политические факторы | |
Отсутствие поддержки со стороны государства | 3 |
Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции | 4 |
2. Экономические факторы | |
Сезонность \ влияние погоды | 2 |
Высокая суммарная нагрузка на предприятие и возможность ее усиления | 5 |
Динамика курса рубля | 4 |
Инфляция | 4 |
Опасность экономической нестабильности | 5 |
Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ | 5 |
Наличие 3 прямых конкурентов | 4 |
Рост цен на сырье | 5 |
Агрессивный маркетинг со стороны конкурентов | 4 |
Ухудшение позиций конкурентов | 5 |
3. Социальные факторы | |
Стабильный и постоянно растущий круг потребителей. | 5 |
Снижение уровня жизни основной массы населения в связи с кризисом | 4 |
Отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России. | 5 |
Влияние СМИ | 4 |
4. Технологические факторы | |
Доступ к технологиям, лицензирование, патенты | 5 |
Таким образом, по результатам PEST-анализа можно сделать вывод, что наибольшими угрозами со стороны факторов внешней среды являются: высокая суммарная нагрузка на предприятие и возможность ее усиления, опасность экономической нестабильности, рост цен на сырье, динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ, отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России. Среди возможностей это такие факторы как: доступ к технологиям, лицензирование, патенты, стабильный и постоянно растущий круг потребителей, ухудшение позиций конкурентов
Так как магазин «Магнит» не является производственным или финансовым предприятием, а осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания и бытовыми товарами, то для предприятия не все факторы внутренней среды являются основополагающими.
Важнейшими факторами внутренней среды для магазинов «Магнит» как сетевой торговой организации будут являться такие факторы, как персонал и производство (в данном случае - товарный ассортимент).
Анализ персонала как фактора внутренней среды сети «Магнит» целесообразно проводить на основе данных отдела управления персоналом компании.
Наиболее полной характеристикой персонала как фактора внутренней среды является социальная структура персонала, сгруппированная по таким признакам, как пол, возраст, стаж работы, образование и так далее.
Ощутимо повысилась доля сотрудников компании в возрастных границах 20-30 лет, и также снизилась доля работников предпенсионного и пенсионного возраста. Эти факторы привели к тому, что средний возраст сотрудников сети «Магнит» снизился и составил ровно 29 лет.
Далее необходимо проанализировать качественный состав трудовых ресурсов сети «Магнит», т.е., распределение работающих по уровню образования и по стажу работы.
В качественном отношении среди сотрудников сети «Магнит» преобладают работники со средним и средне-специальным образованием, чуть более трети - это сотрудники с высшим образованием. Удельный вес групп сотрудников по образованию за исследуемый период практически не менялся.
Что касается стажа сотрудников сети «Магнит» (учитывается общий стаж по записям в трудовой книжке, а не только стаж работы на исследуемом предприятии), то необходимо отметить, что значительная доля работающих обладает длительным стажем работы - в совокупности, сотрудников, имеющих трудовой стаж более 10 лет на предприятии - 69%, хотя в 2017-м году этот показатель снизился до 64%. Соответственно, возросло количество малоопытных сотрудников (со стажем до 5 лет) с 29 человек в 2018 г. до 38 человек в 2019 г.
Анализ факторов внутренней среды сети «Магнит» целесообразно продолжить анализом такого значимого фактора как продукция предприятия. Несмотря на то, что у супермаркетов «Магнит» существует собственное производство некоторых продуктов питания (собственная выпечка), основная масса товаров, реализуемых сетью, является продукцией сторонних производителей. Тем не менее, данный фактор внутренней среды может быть проанализирован по такой важной характеристике как ассортимент.
Ассортимент супермаркета «Магнит» можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен пятнадцатью крупными ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в частности хозяйственные, товары: мыло, стиральные порошки и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров.
Таким образом, можно констатировать, что проанализированные факторы внутренней среды сети супермаркетов «Магнит» действительно имеют высокую степень значимости для организации.
SNW-анализ организации ПАО «Тандер»
При SNW-анализе оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок:
-
Сильная (Strength); -
Нейтральная (Neutral); -
Слабая (Weakness).
Ниже в таблице 3 приведены результаты SNW-анализа для магазина «Магнит».
Таблица 3 – Результаты SNW-анализа для магазина «Магнит»
Значимые параметры в деятельности предприятия | S | N | W |
Компетентность компании в данной сфере деятельности | X | | |
Условия труда | | Х | |
Мотивация и стимулирование персонала | | Х | |
Текучесть кадров | | | X |
Квалификация персонала | | X | |
Оценка качества работы персонала | | | X |
Организация планирования | X | | |
Уровень технической оснащенности | X | | |
Информационное обеспечение | | X | |
Качество выпускаемой продукции | X | | |
Организация маркетинга на предприятии | | Х | |
Организационная структура предприятия | | Х | |
Формирование запасов | Х | | |
Ассортимент выпускаемой продукции | | X | |
Конкурентная позиция | | X | |
Заработанная плата | | | X |
Имидж (деловая репутация) предприятия | X | | |
Психологический климат в коллективе | | Х | |
Финансовая устойчивость предприятия | Х | | |
Территориальное расположение | X | | |
Ценовая политика | X | | |
Объемы продаж | X | | |
Зависимость от поставщиков | | X | |
Повышению эффективности работы торговой организации будут способствовать дальнейшая фокусировка на форматы гипермаркетов, на повышение уровня покупательского сервиса, на развитие логистической сети и расширение географии сети «Магнит».