Файл: Исследование темперамента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гарвардское исследование темперамента

Психологами гарвардского  университета считают основным параметром темперамента высокую или наоборот низкую заторможенность. 

Сформировав репрезентативную выборку 2-летних детей исследователи показали что существует два полярных синдрома свойства темперамента. 

Примерно у 15% детей обнаруживается беспокойство или страх при появлении незнакомых предметов или людей. Эти дети скованы медленно привыкают к новому им свойственно реакция избегания они прижимаются к матери плачут попав в незнакомую обстановку. 

Дети обладающие таким комплексом свойств темперамента были названы заторможенными. 

Противоположные проявления темперамента характерны для 25-30% детей. 

Эти дети быстро привыкающие к новой ситуации не боящиеся новых людей и незнакомых предметов были названы не заторможенными. 

Проследив развитие 400 детей от 2 до 8лет, авторы этого направления в исследовании темперамента показали что два синдрома свойств высокая заторможенность и низкая заторможенность является стабильными. большинство детей охарактеризованы как заторможенные 2 года оказалось таковыми и в более старшем возрасте. 

При сопоставлении показателей высокой низкой заторможенности с физиологическими характеристиками было показано что высокая заторможенность сопровождается комплексом физиологических особенностей ( высоким мускульным напряжением, высокой реактивностью симпатической нервной системы) у заторможенных детей выше уровень ряда гормонов например норепинефрина. 

В связи с этим было высказано предложение о том что заторможенные дети отличаются от детей с низко заторможенностью по функционированию лимбико гипоталомической системы мозга, которая в значительной степени обеспечивает уровень физиологической активности. 

Вместе с тем для того чтобы Физиологические предпосылки реализовались в поведении ребёнка проявились в тех или иных реакциях на новизну необходимы определенные условия развития. Анализируя средовые особенности в которых живут дети, Джордж Кеган пришёл к выводу что заторможенность появляется в ответ на неблагоприятные условия развития или по его выражению на хронический средовой стресс. Такой стресс может создать например старший ребёнок в семье который отнимает игрушки у младшего пугает его в поведении которого в целом непредсказуемо для младшего ребёнка. По-видимому такие случаи распространены больше чем это принято считать. так в репрезентативной выборки детей 2/3 детей с высокой заторможенностью имели старших братьев и сестёр. А 2/3 детей с низкой заторможенностью были первенцами. 


С другой стороны благоприятные условия развития могут снижать не только поведенческие проявления заторможенности но и изменять сопутствующие им физиологические особенности. 

Так при прослеживании развития детей от 2 до 8 лет было обнаружено дети у которых относительный уровень заторможенности то есть заторможенность по сравнению с другими детьми существенно снизился от двух до восьми лет. 

За это время величины некоторых физиологических показателей у этих детей частота сердечных сокращений мускульное напряжение приблизились к среднегрупповому уровню. 

Проверка гипотезы о генетической обусловленности заторможенности Была проведена в Макартуровском лонгитюдном исследовании близнецов в котором дети обследовались в 14 ,20 и 24 месяца то есть Трижды в течение второго года жизни. 

Диагностика заторможенности проводилась стандартной экспериментальной ситуации которая заключалась в следующем. 

Знакомый ребёнку по-прежнему контактам психолог приводил ребёнка и его мать в комнату с игрушками и оставлял их одних. Мать начинала заполнять бланки опросников и по просьбе психологов старалась как можно меньше общаться с ребёнком. В течение строго определённого времени 12 минут ребёнку давалась возможность оглядеться посмотреть и потрогать игрушки в общем освоится в новой ситуации. 

После этого входило незнакомая ребёнку женщина с новой игрушкой грузовиком первую минуту она просто сидела не глядя на ребёнка со второй минуты начинала играть с принесённой игрушкой третьей минуты начинала комментировать эту игру, не обращаясь к ребёнку на четвёртой минуте приглашала ребёнка присоединиться к игре. Если ребёнок ещё раньше до приглашения подходил к ней то она сразу же начинала с ним играть. 

Через 6 минут независимо от того рискнул ребёнок приблизиться к незнакомой для него женщине или нет Она уходила и входила знакомая ребёнку женщина которую ребёнок уже встречался раньше. Она приносила новую игрушку такую с которой дети не имели опыта игры Например робота с дистанционным управлением и начинала с ней играть. Через 2 минуты если ребёнок ещё не подошёл приглашала его посмотреть на игрушку и поиграть с ней. Через минуту независимо от того подошёл ребёнок или нет женщина уходила. 

Поведение ребёнка записывалось на видеоплёнку и затем экспертами оценивались различные параметры реакции ребёнка на экспериментальную ситуацию отошёл ли ребёнок от матери попав в комнату с игрушками подошёл ли к незнакомому человеку с новой игрушкой и если подошёл то как быстро решился на это приблизился ли к незнакомой игрушке. На основании таких показателей реакции ребёнка на новую для него ситуации высчитывается суммарный индекс заторможенности. 



При сравнении внутрипарного сходства Близнецов по заторможенности МЗ Близнецы обнаружили большее сходство чем ДЗ во всех трёх возрастах Что свидетельствует о генетической обусловленности заторможенности наследуемость определяла более половины индивидуальных различий по заторможенности несколько снижаясь с возрастом от 0,64 в 14 месяцев до 0,56 в 20 месяцев и 0,51 в 24 месяца. 

Возрастные изменения заторможенности также оказались до некоторой степени связанные с генотипом. Авторы этого близнецового исследования подсчитали кросс корреляции Близнецов, То есть например корреляции между заторможенностью одного близнеца в 14 месяцев и заторможенностью второго близнеца в 20 месяцев. Смысл кросс корреляции состоит в следующем Чем выше кросс корреляция тем больше изучаемое свойство одного близнеца в старшем возрасте зависит от того Каким было то же самое свойство у другого близнеца в младшем возрасте. 

Если у монозиготных и дизиготных Близнецов кросс корреляции не различаются то значит изменения не связаны с генотипом. Если кросс корреляции монозиготных Близнецов будут выше чем кросс корреляции дизиготных близнецов, то значит изменения генетически обусловлены. Подсчитав к русской реализации монозиготных и дизиготных Близнецов обнаружив большее сходство монозиготных близнецов авторы показали что изменения заторможенности до некоторой степени связаны с генотипом в частности показатель наследуемости изменений от 14 до 24 месяцев равен примерно 0,50.

Таким образом в этом направлении исследовании темперамента в качестве основного показателя темперамента называется заторможенность связанная с реакциями ребёнка на новую и незнакомую ситуацию и продемонстрировано связь этой характеристики с генотипом.