Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Бедные и богатые – элементы государства диаметрально противоположные и в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается соответствующая форма государственного строя. В учении о государстве Аристотель также отошел от концепции Платона,
считая пороком общества не наличие у граждан частной собственности, а ее полное отсутствие у
одних и чрезмерное богатство у других. Для нормального развития общества необходимо, чтобы его граждане имели средний размер собственности. Это, по мысли Аристотеля, удержит людей от порока и заставит их трудиться на пользу обществу. Аристотель не принял идею Платона и отметил, что целое не
может быть счастливо, если его части недосчастливы. Не только человек должен служить государству, но и наоборот. Высшая цель государства – счастье граждан.
Он разработал учение от типах правления. Он выделяет 3 принципа правления, и у каждого из этих принципов есть 2 формы: хорошая и плохая.
Согласно первому принципу (а они отвечают на вопрос сколько человек должно править),
1) Править должен 1 человек. Его хорошая форма: монархия, монарх заботится не только о себе, а о всех гражданах, о целом. А плохая: тирания, поскольку тиран заботится только о себе, о сохранении своей власти.
2) Правят не многие. Хорошая форма: аристократия, они о всех заботятся, а не только о себе. Плохая форма – олигархия, они только о себе заботятся.
3) Правит большинство. Плохая форма – демократия. А хорошая – политейя по сути это та же демократия, но тут не только в своих интересах, а и об интересах еще меньшинства.
Душа по мнению Аристотеля бессмертна. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни.
Душа – форма по отношению к материи и она присуща всем объектам живой природы (растениям, животным, человеку). Душа имеет три части:
1) растительная (способность к питанию);
2) животная (способность к ощущению);
3) разумная (способность к познанию).
Растения имеют только первую часть, животные - первую и вторую, человек - все три. После смерти человека растительная и животная части погибают, а разумная остаётся, сливаясь с мировым разумом.
Логика Аристотеля
Он создал первую в истории систему логики - силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.
Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, как правило, отождествляют с бытием).
Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности.
Сущность отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи.
Остальные девять категорий отвечают на вопрос: "Каковы свойства вещи?" - и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты. Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, что хотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое
чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет "вот этим", не позволяя ему слиться с другими. Тут возникает проблема: единичное существует реально, но в своей единичности не
есть предмет науки; общее же является предметом научного знания, но неясно, каков его статус как
бытия, - ведь Аристотель отверг учение Платона, согласно которому общее (идея) имеет реальное существование. Эта проблема обсуждалась не только в античной, но и в средневековой, и в новоевропейской философии. На протяжении многих веков философы спорили о том, что существует реально - единичное или общее?
2.Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье.
«здоровье —состояние полного физического, душевного и социального благополучия».


Общественное здоровье как высшая ценность отражает степень зрелости общества и качественный уровень развития в нем взаимосвязей и отношений, которые складываются и проявляются в деятельности больших социальных групп, коллективов и отдельных личностей.
Общественные связи и отношения - это система, связывающая индивидов и их деятельность в единое, хотя и внутренне расчлененное, целое. Общественное здоровье зависит от экономических условий жизни людей, от социально-политических факторов, прежде всего от эффективности гос управления общественными процессами в стране, а также отдельными сферами жизнедеятельности людей. Человек может сохранить свое здоровье только в специфической социально-природной среде, которая стимулирует его интерес и способность к активной созидательной совместной жизнедеятельности с другими людьми, общественными объединениями. Собственно, в связи с философским осмыслением этих и иных острых вопросов в среде русской интеллигенции в XIX веке возникло увлечение идеями социализма, ориентирующими людей на построение здорового общества социального равенства, единства людей и всеобщей справедливости.
Образ жизни обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения. Говорят об образе жизни такого-то лица, об образе жизни городского, сельского населения, иногда — о профессиональных особенностях и т. п. Основополагающие определения образа жизни содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма. Маркс и Ф.
Энгельс - образ жизни - общественное явление, неотрывное от способа производства.
Образ жизни — категория общественная. Как и политическое, правовое, морально- нравственное развитие, труд по созданию материальных благ и пр. Образ жизни — производное диалектического взаимодействия материальных условий, жизнедеятельности, поведения человека в конкретной общественной среде, обществе.
Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни».
Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни.
Важнейшими инструментами борьбы с болезнью является профилактика, поэтому необходимо здоровый образ жизни, высокий уровень медпомощи - это те условия, которые укрепляют здоровье. Гораздо сложнее с социально-экономическими факторами (интенсивность труда, стрессогенные факторы...)
ЗОЖ - культивирование здорового отношения к самому себе.
Включает:1) активная жизненная позиция
2) сознательное и дисциплинированное отношение к собственному телу.
3) умение справляться со стрессами современной цивилизации. Вписываться в ритм жизни.
Билет 3. Философия Платон
Ученик Сократа Платон (V-IV вв. до н.э.) – основатель объективного идеализма и собственной школы –
Академии.
Основные произведения Платона – диалог «Государство». Диалог «Федон», посвященный душе.
Диалог «Тимей».
Основные идеи Платона:
1) Существует надмирный, объективный, сверхсущий мир идей (эйдосов), он всегда есть и никогда не меняется. Например, есть красивая вещь, цветок, но есть красота сама по себе (идея красоты). Или существует, скажем, стол, он перед нами, единичный предмет. Столы могут иметь разную форму, размер, материал, но объективно от них существует идея «стола» - идеальная модель, на основе которой формируются видимые предметы.
В отличие от мира этических абсолютов Сократа, мир идей Платона включает все идеи (добра, коня, человека, дерева и пр.). Идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, первичные смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями.
Идеи существуют объективно, независимо от сознания, а вещи являются лишь воплощением идей. В своём учении Платон противоставлял «эйдос» - идею, и «хор» - материю. Истинное бытие –
это мир идей, в то время как материя стремится к небытию. Вещь является промежуточным звеном между материей – некой бесформенной субстанцией и идеей – идеальной моделью, вещь – структурированная материя, материальное воплощение идей.
Идеи - умопостигаемые предметы, открывающиеся только разуму, обозначающие существенное, общее, инвариантное содержание материальных предметов, раскрывающихся человеку в

относительных, изменчивых чувственных впечатлениях. Они же - целевая причина бытия вещей и человеческого поведения.
2) Высшей идеей является идея Блага – источник истины, соразмерности, гармонии, добра и красоты.
3) Вещи нашего мира «причастны» идеям, т.е. являются носителями идеи. Чтобы познать вещь, наш разум должен обратиться к познанию идеи вещи.
4) Материя, из которой состоит вещь – небытие, начало, принимающее любую форму, это источник зла, изменчивости.
5) Материю и идею связывает Мировая душа– творческая сила, способствующая рождению вещей.
Чувственные вещи, рожденные из соединения материи и идеи, однако, есть жалкое подобие идей. Вещи лишь на время, до своего разрушения «причастны» идеям. Так красивые люди на время причастны единой сущности красоты. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология.
Здесь он развивает учение о творении Богом Космоса из первобытного Хаоса - беспорядочного движения. Творца Космоса Платон называет Демиургом. Застав мир в беспорядке, демиург привёл его в порядок. Демиург создаёт идеи, создаёт мировую душу, а с помощью последней формирует 4 стихии - землю, воду, воздух, огонь. Из их смешения образуется телесная природа, оживлённая мировой душой и оформленная в конкретные вещи идеями.
6) Платон - сторонник теории переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем
- в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела в земном мире - вновь вселиться в другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души совсем оставляют
земной несовершенный мир и остаются в царстве идей. Тело - темница души, из которой последняя
должна освободиться. Находясь до вселения в человеческое тело в мире идей, душа созерцала их, но, попав в тело, забыла об этом. Познание заключается в припоминании душой идей, которые она раньше созерцала. Платон советовал для познания истины закрыть глаза и заткнуть уши, дав простор разуму.
Для объяснения своего понимания идей Платон приводит как символ знаменитую легенду о пещере.
Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в диалоге «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Изложена в форме диалога между Сократом и Платоновым братом
Главконом. В пещере сидят прикованные узники. Свет огня освещает вход в пещеру. Перед ней какие- то существа носят на длинных палках чучела зверей, птиц, людей, различные изображения. Узники не видят ни этих существ, ни манекенов. Они не могут повернуть головы, и лишь тени, рожденные в мерцающем свете огня, скользят перед их глазами. Узники не знают другого мира, кроме мира теней.
Если кому-нибудь из этих узников посчастливится в дальнейшем освободиться от оков и заглянуть в мир действительных явлений, он будет несказанно поражен его богатством и разнообразием. И если в дальнейшем ему придется снова быть в этой пещере, он будет жить в мечтах о реальном красочном мире. Но смотреть изначально на свет надо осторожно, иначе можно ослепнуть.
7) Согласно учению Платона, душа состоит из трёх частей: разумной, пылкой (волевой), вожделеющей
(чувственной). В каждом человеке имеются все три части души, но преобладает одна. Если преобладает:
1. разумная, то эти люди философы и Платон отводит им роль правителей в идеальном государстве.
Главная их добродетель - мудрость.
2. пылкая, то эти люди обладают храбростью, чувством долга, они должны быть стражами, воинами, задача которых - защищать государство от внешних и внутренних врагов.
3. вожделеющая, то они должны заниматься земледелием, ремеслом и торговлей
7) Теория государства Платона (социальная философия): суть государства – стремление к благу и справедливости. Наиболее справедливым является общество, где каждый выполняет ту функцию,
которая ближе ему по природе: крестьяне, ремесленники, купцы создают материальные блага (еду, одежду, жилье); воины - охраняют и защищают города-государства; правители (философы) - управляют социальными процессами. В таком государстве существует жесткая иерархия, общее подчиняет
индивидуальное. Такую идеалистическую теорию Платона часто называют утопической, т.е. невозможной в плане реализации. Согласно Платону, идеальное государство - это высшее из всего, что может существовать на земле, поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека.
Философы и стражи в идеальном государстве не должны иметь не только частной собственности, но даже личных вещей и индивидуальных жён. На замечание одного оппонента, что эти люди выглядят не слишком счастливыми, Платон говорил, что государство не предполагает счастье своих частей;
достаточно того, что оно счастливо в целом.
Он полагал, что все существующие виды государственного устройства есть извращения того, что должно быть; но не потому, что они основываются на социальном неравенстве, а потому, что их

социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей: власть военных (тимократия), богатых (олигархия), большинства (демократия), тирана (тирания) противоестественна. Поэтому Платон попытался построить модель социального неравенства, которая основывалась на природном неравенстве людей и особенностях их душ.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

2. Медицина и общество. Социальные функции современной медицины.
Медицина объединяет в себе различные виды знаний и соц. практики. Состоит из биологических знаний о человеке, научных изысканий в области патогенеза, формирует практику борьбы с болезнями.
Медицина - научно-образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, охрана по предотвращению заболеваний, важнейший социальный институт, обеспечивающий право человека на здоровье. Медицина - фундамент общества.
Медицина требует пристального внимания на уровне:

технологий

обеспечения кадрами

социальная защита мед работников
На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения.
Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины.
Сторонники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее – увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой – лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями. Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать.
Гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства – болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания. Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах – ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира.
Повышение ценности человеческой жизни