Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для Фрейда бессознательное - принципиально иная сторона психики, то, что никогда не было в сознании (инстинкты):

инстинкт удовольствия – Эрос, либидо (от лат. libido - страсть), т.е. сексуальная энергия, влечение.

инстинкт смерти – Танатос, влечение к разрушению и смерти.
Эти инстинкты победить силой разума невозможно.
По Фрейду, психика любого человека имеет структуру:
1) Оно (Id) – бессознательное, инстинкты.
2) Я (Ego) – сознательное начало, посредник между Оно и Сверх-Я
3) Сверх-Я – воспитание, система норм, ценностей, запреты Во многом тоже бессознательно(например, табу на инцест).
Трагедия человека в том, что в нем борется Оно (инстинкты) и Сверх-Я (культура), которая не дает инстинктам прорваться к нам в сознание и разрушить личность. В результате бессознательные желания вытесняются, и появляются комплексы, неврозы. Например, подавленное детское сексуальное влечение к родителю противоположного пола может проявить себя в виде каких-то неосознаваемых действий (боязней, нервного тика и пр.) В качестве влечения Фрейд берет
патологическое сексуальное влечение – Эдипов комплекс – влечение мальчика к своей матери и
комплекс Электры – влечение девочки к своему отцу.
Фрейд говорит о приемлемом пути внедрения бессознательной энергии либидо: это
сублимация, т.е. выплеск энергии либидо в социально и культурно приемлемые формы, например, в творчество.
Коллективное бессознательное К.-Г. Юнга. (1875 – 1961) - основоположник - аналитической психологии.
Критикует Фрейда за биологизацию бессознательного и развивает свое учение коллективного бессознательного – это более глубинный слой психики, несущий в себе свойства всего человеческого как некого общего условия.
Психика из трех отдельных, но взаимодействующих: эго, личного бессознател. и
коллективного бессознательного.
Содержание коллективного бессознательного – образы, символы названы Юнгом архетипами
– прообразы изначально врождённых психических структур, определённых образований архаического характера.
Мозг рождается с определённой готовой структурой, работая современным образом, но формировался он в течение миллионов лет, имеет свою историю, является её результатом. Он функционирует со следами своей истории, поэтому в мозге содержатся следы архаического замысла. Взаимодействуя с глубинными архетипами бессознательного, наше сознание создаёт новые мифы и рациональные идеи.
По Юнгу, важно, чтобы архетип нашел для себя адекватную символическую форму, иначе возникают комплексы и неврозы.
2. Постиндустриальное общество: общая характеристика.
Что такое постиндустриальное общество
В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные
(аграрные) , индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.
Постиндустриальное общество - это стадия общественного развития, следующая за индустриальным обществом. Главной движущей силой экономики являются наука и знания.
Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Технологии обеспечивают высокую производительность труда: благодаря автоматизации и инновациям в сельском хозяйстве и промышленности не нужно много рабочих рук.
Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом. Наука и образование играют ведущую роль.
Важнейший фактор интенсивного развития в таком обществе - человеческий капитал, то есть интеллект, знания, способности людей и качество их жизни. Чем выше человеческий капитал, тем производительнее экономика.
Автор теории постиндустриального общества - американский социолог Дэниел Белл, он первым использовал данный термин в 1962 году. Первоначально это слово описывало утопическое будущее, но затем стало использоваться как термин для обозначения современной стадии развития экономики и социума.
Возникновение постиндустриального общества: предпосылки
В странах Запада информационное общество пришло на смену промышленному в результате Научно- технической революции второй половины XX века: автоматизации производства и всеобщей компьютеризации.
К появлению нового общества ведет развитие технологий. Автоматизация позволяет наращивать производительности и уменьшать число людей, непосредственно занятых в производстве товаров.
Благосостояние общества повышается, исчезает дефицит продуктов, одежды, товаров длительного пользования.
Одновременно развитие технологий повышает требования к образованию работников. А квалифицированные работники создают повышенный спрос на услуги. Растет запрос на качественное обслуживание, образование, развлечения, возможности для самовыражения.
Признаки и черты постиндустриального общества
Центральную роль в экономике играют знания и информация.
В промышленности доминируют наукоемкие отрасли.


Свыше половины населения заняты в сфере услуг. Производство услуг становится важнее производства товаров.
Растет слой интеллектуальных работников - ученых, технократов, управленцев.
Повышается уровень жизни, растет доступность образования и медицины
Усложнение социальной структуры: переход от классовой системы к профессиональной дифференциации.
Меритократия - социальный статус зависит от способностей и заслуг человека, а не от его происхождения.
Возрастает роль женщин в экономике и обществе - работа не требует физических усилий, так что мужчины теряют ведущую роль в производстве.
Социальная структура постиндустриального общества
Постиндустриальное общество становится более демократичным . Положение человека в нем больше определяет не капитал, а его знания, умения, польза, которую он способен приносить обществу - реализуется принцип меритократии .
Социальная структура постиндустриального общества усложняется. Классовая система становится менее выраженной - на ее место приходит профессиональная дифференциация. Вместо классов капиталистов и наемных работников появляется множество отдельных профессиональных групп.
Если в индустриальную эпоху фабрикант имел большую власть над рабочим, то в современном обществе наемный специалист вступает в партнерские отношения с работодателем. Например, квалифицированный IT-специалист может сам выдвигать массу требований к работодателю, а если они не выполняются - без труда сменить работу.
Помимо горизонтальных статусных структур формируются вертикальный ситусные структуры, писал
Белл. Члены профессиональных статусных групп могут входить в состав различных ситусов. Например, ученые/менеджеры/экономисты могут работать на предприятиях, в госаппарате, в университетах, в сфере услуг или в военной области. Это снижает ощущение корпоративной общности в профессиональных группах.
Постиндустриальные страны:
примеры
Обычно постиндустриальными странами называют государстве, где на долю сферы услуг приходится более половины Валового внутреннего продукта . Этому критерию соответствуют развитые страны Запада: США и Канада,
Германия и другие члены Евросоюза,
Великобритания, Австралия, Южная
Корея, Япония.
Относится ли Россия к постиндустриальным странам? На этот счет существуют различные мнения. Одни специалисты указывают, что свыше половины населения (более 60% россиян) занято в сфере услуг. Другие полагают, что эта доля завышена искусственно, а роль знаний и инновационных технологий в России недостаточна, чтобы причислить ее к информационным обществам. В частности, основу промышленности составляют не наукоемкие отрасли, а добывающая индустрия.
Билет 13. 1) Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и
материальное. Сознание и язык.
Сознание существует в форме индивидуального (личного) и общественного.
Индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований:
-биологическое развитие организмов (в первую очередь развитие ЦНС)
-формирование социума


Важнейшие отличия психики человека от животных – условия развития. Развития животной психики шло по законам биологической эволюции, а человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития.
Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно- действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо.
Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность - предпосылка и результат развития общественных отношений
Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу. Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений. Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма, способствовала развитию прямохождения.
Функционирование руки оказало на развитие мозга.
Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения - посредством человеческого языка.
Общественное сознание формируется из элементов индивидуальных сознаний. Но существует и обратный процесс: каждое индивидуальное сознание само формируется в результате воздействия на него общественного сознания. При этом влияние индивидуального сознания на общественное велико, когда индивидуальное уже достигло зрелости. Влияние общественного сознания, на личное значительно в период обучения и воспитания.
В структуре общественного сознания можно выделять уровни и формы. К уровням общественного сознания относятся обыденное (эмпирическое) и теоретическое сознание
(формируется целенаправленно деятелями духовной культуры и отражает глубокие, существенные связи бытия). К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, эстетическое сознание; мораль, религия, наука, философия.
Сознание и мозг.
Сознание - это функция мозга, связанная с речью и существующая только у людей, состоящая в активном и целенаправленном отражении окружающей действительности
Отражение - способность одних матер систем воспроизводить особенности других в процессе взаимодействия. На базе психического отражения возникает сознание. Появившись, оно начинает зависеть от общественно-исторической ситуации
Учеными создана карта головного мозга, где показано, что отдельные участки головного мозга координируют деятельность различных органов. Существуют проекционные и ассоциативные центры коры больших полушарий, обуславливающие динамическую локализацию функций коры. Так, разрушение лобной извилины левого полушария ведет к поражению речи.
Информация из внешнего мира воздействует на наши органы чувств, проходя через нервные узлы в высшие отделы. Отдельные участки принимают, а другие перерабатывают, анализируют и синтезируют сигналы. В мозг человека постоянно поступает информация из внешнего мира. Но небольшая часть этой информации становится фактом сознания. В мозгу происходит тщательный отбор информации. Мозг есть орган сознания, а сознание – функция человеческого мозга.
Идеальное и материальное.
Познавательный образ и отражённый в нём предмет – едины, т.к. образ – есть копия предмета, снимок с него. И в тоже время они противоположны, т.к. одно (образ) по отношению к другому
(предмет) выступает как идеальное по отношению к материальному. Идеальное связано с материальным, но не является им. Некоторые отождествляют идеальное, субъективную реальность.
Для других идеальное – это форма отражения. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.
Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное.
«Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в чел голову и
преобразованное в ней»


Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Материя - объективная, а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру.
На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию сознания:
1) физикализм (сознания как самостоятельной субстанции, не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук)
Единственная проблема, которую не могут разрешить физикалисты - это идеальность сознания, т.к. образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, размеров.
2) субъективный идеализм(сознание индивида – ед. достоверная реальность, а материальный мир - его порождение)
3) объективный (наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную
(творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида, как часть «мирового сознания».)
4) материализм сознание особое проявлением материи, способностью материи отражать саму себя
Сознание и язык.
Связь языка и сознания рассматривалась ещё со времён Средневековья.
Мышление – способность мыслить, понимать, формулировать умозаключения.
Выделяют наглядное (включает действительное и образное мышление, а выражается в поступательном развитии мыслительной деятельности) и логическое мышление.
!Мышление и язык – содержание и форма, влияющие друг на друга!
Проблема – как они соотносятся?
1) Позиция, что первичен язык – Гумбольдт считал, что язык формирует мышление, что язык отражает «дух народа» и позволяет человеку формировать суждения и умозаключения;
2) Позиция, что первично мышление – по советской философии мышление формирует язык
(так, например, слова из иных языков приживаются в другом). Но язык всё же влияет на мышление через обобщение полученных знаний и формирование базы;
3) По Гегелю мышление зависит от звуков и слов в языке, потому что «слова становятся наличным бытием»;
4) Концепция мышления без участия языка (смысловыми сгустками) – Леонтьев, Рассел.
Пример – общение глухонемых. Критика: языку жестов глухонемых научили люди, к тому же когда любой человек мыслит (говорит «про себя»), то он осуществляет движения и артикуляцию речевым аппаратом.
2) Политические отношения. Понятие власти. Государство и его функции.
Политика – это искусство управления городом-государством. Аристотель – некая форма общности людей. Платон – искусство жить вместе. Политика призвана обеспечить целостность и социальную сбалансированность в обществе.
Предназначение – урегулирование противоречий. Обеспечение интеграции общества.
Сумма отдельных людей – не общество. В обществе есть интегральная характеристика – общие традиции ,ценности, и тогда даже по отдельности мы будем отражать общество. Политика- создает некую целостность и организованность.
Велер: «Политика обозначает стремление к участию во власти» Политика – выражение социальной воли людей.
Субъекты: это социальные общности, с общей целью. Их делят на 3 группы:
1) социальные общности: классы, группы, индивиды. (рабочие, интелегенция, аристократия)
2) носители полит. власти. Сюда относят: гос-во и органы его власти, полит. Партии, общественно-полит. Течения.
3) Функциональные полит. Субъекты: СМИ, лобби (группа людей, защищающих чьих-то интересы), оппозиция.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Так или иначе, все субъекты политики борются за власть или влияют на нее.
Государство: Одним из первых– Аристотель (человек- животное политическое, поэтому все живут в государстве и должны там жить.) Государство – естественное состояние людей. В 17в Гобс
и Локк теория общественного договора, общество договором создает гос-во, где граждане имеют права и свободы.
А теперь марксисты (Маркс, Энгельс..) : гос-во – это аппарат подавления одного класса другим.
Энгельса «происхождение семьи, частной собственности, государства».
Энгельс говорит, что человечество как общность прошла в развитии 3 стадии:
1)дикость (становление первобытного общества, формирования рода, племени и пр.)
2)варварство – переход от дикости к цивилизации.
3) цивилизация.
На стадии варварства возникают орудия труда- создается прибавочный продукт. Возникают неработающие люди. Формир классы. Один класс – угнетённый, другой – угнетатель. Возникает аппарат управления, фикс. эту ситуацию.
Характеристики государства:- Осуществление публичной власти- Территориальность- Сбор налогов
Функции государства: 1) социально-экономическая (создание благоприятных условий жизни)
2)Регулирует соц-эконом отношения, перераспределяет материальные блага в интересах всего общества.
3)охранительная: обеспечивает правопорядок. Обеспечение и достижение баланса справедливости.
4) управленческая. Управление. исполнение властных полномочий.
5) культурно-воспитательная. Сохранение культурного достояния страны, приумножение, передача поколению
6)природо-охранительная. Не ток изъятие природных богатств, но и защита, сохранение и приумножение
7) социальная функция: гос-во поддерживает соц. незащищённые слои населения. Пытается сбалансировать качество жизни состоятельных и не состоятельных людей.
Внешние функции: 1) защита гос-ва от нападений.
2)установление, поддержка, развитие внешних экономических связей, политических, культурных.
3) борьба за поддержание мира.
4)поддержание охраны окружающей среды в гуманитарном масштабе.
Политические отношения - это взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.
Особенность политических отношений
- смысл политических отношений - установление связи бытия социальных субъектов с проблемами и интересами, свойственными всей социальной общности;
- деятельный, активный характер позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;
- специфическим инструментом политических отношений выступает власть.
Власть – это способность свободного осуществления своей воли. Не «господство» и не «насилие»
Источник власти – исходное природное неравенство людей (Платон, Макиавелли, Ницше).
Власть через идею закона, договора, консенсуса (Гоббс, Локк, Монтескье). Вебер выделил основные типы политического господства:

Харизматическое (к власти приходит тот, кто может вести за собой.). Варварско- племенные объединения.

Традиционное (воспринимается как данное богом). Монархические типы правления, источник самозванства.

Легальное (связан с установлением демократических структур выбора, с представительской демократией).
Цели власти – обычно это ˝общее благо˝
Признаки государства.
1. Публичная власть – это система органов и учреждений, с помощью которых оно управляет обществом.
2. Суверенитет- верховенство государственной власти на территории страны и независимость ее.
3. Монопольное право на применение насилия. Гос-во располагает для этого спец органами (армия, полиция).
4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.
5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования государственного бюджета.
6. Только государство обладает международной правосубъктностью, (внешняя политика)
7. Только государство имеет право устанавливать состояние гражданства или подданства.
8. Только государство имеет охраняемую законом государственную символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.
БИЛЕТ 14. 1) Проблема ИИ. Концепция сингулярности.