Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Искусственный интеллект – свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека
Подходы ИИ
• Нисходящий (семиотический – создание экспертных систем, баз знаний и систем логического вывода, имитирующих высокоуровневые психические процессы: мышление, рассуждение, речь, эмоции, творчество и т.д.)
• Восходящий (биологический – изучение нейронных сетей и эволюционных вычислений, моделирующих интеллектуальное поведение на основе биологических элементов, а также создание соответствующих вычислительных систем, таких как нейрокомпьютер или биокомпьютер.)
Сильный и слабый искусственные интеллекты — гипотеза в философии искусственного интеллекта, согласно которой некоторые формы искусственного интеллекта могут действительно обосновывать и решать проблемы.
1) Теория слабого искусственного интеллекта отвергает возможность ИИ мыслить и осознавать себя.
2) Теория сильного искусственного интеллекта предполагает, что компьютеры могут приобрести способность мыслить и осознавать себя как отдельную личность (в частности, понимать собственные мысли), хотя и не обязательно, что их мыслительный процесс будет подобен человеческому.
Свойства сильного ИИ:
• Принятие решений, использование стратегий, решение головоломок и действия в условиях неопределенности;
• Представление знаний, включая общее представление о реальности;
• Планирование;
• Обучение;
• Общение на естественном языке;
• Сила воли;
• Объединение всех этих способностей воедино для достижения общих целей.
Также существуют и другие аспекты интеллекта человека, которые также лежат в основе создания Сильного ИИ:
• Сознание: Быть восприимчивым к окружению;
• Самосознание: Осознавать себя как отдельную личность, в частности, понимать собственные мысли;
• Сопереживание: Способность «чувствовать»;
• Мудрость;
• Собственная мотивация.
Законы робототехники
0. Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред.
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит
Первому или Второму Законам.
Проблемы ИИ:
1) Может ли машина мыслить? Способна ли она к творчеству?
2) Есть лазейки к законам робототехники (робот может навредить по незнанию, Нулевой и
Первый закон могут противоречить друг другу).
3) Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами?
4) Предвзятость ИИ, связанная с особенностями его обучения (например, алгоритмы распознавания лиц, разработанные Microsoft, IBM и Face++, оказались необъективны, когда дело дошло до определения пола людей).
5) Если в будущем машины смогут рассуждать, осознавать себя и иметь чувства, то что тогда делает человека человеком, а машину – машиной?
6) Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин?
Данный вопрос был не раз рассмотрен в произведениях искусства на примере противостояния людей и машин. К примеру, батлерианский джихад в романе «Дюна» Фрэнка Герберта, проблемы
взаимоотношения с ИскИнами в романе Дэна Симмонса «Гиперион», война с машинами в кинофильме «Терминатор» и так далее.
7) Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских имплантаций заменили 99 процентов тела, считаться машиной?
Что даёт ИИ? Какие последствия?:
ИИ – всего лишь средство. Он не лишён этических недостатков (в т.ч. связанных с техническими моментами) и в руках государств ИИ может быть использован для тотальной
слежки, но также искусственный интеллект используется и в положительном ключе: медицине, тяжёлой промышленности, автомобильном транспорте, финансах и т.д.
Теория сингулярности.
Технологическая сингулярность – термин, обозначающий гипотетический момент в будущем, когда технологическое развитие становится в принципе неуправляемым и необратимым, что порождает радикальные изменения (сингулярность) характера человеческой цивилизации.
Основные признаки наступления технологической сингулярности:
1. Симбиоз машины и человека;
2. Идеи и информация мгновенно становятся достоянием общественности;
3. Улучшение человеческого тела и его возможностей посредством технологий.
Три направления, которые выступают катализаторами сингулярности:
1. Биотехнологии;
2. Нанотехнологии;
3. Информационные технологии.
Трансгуманизм – это радикальное мировоззрение, основанное на использование результатов технологий для существенного улучшения физических и умственных возможностей человека, а также максимального замедления процессов старения и смерти. (Эсфендиари)
Плюсы и минусы концепции: ---
1) Люди перестанут понимать технологии и, соответственно, перестанут ими владеть;
2) Во главу мира встанет не самая богатая страна, а страна, обладающая самыми мощными
ИИ;
3) Человечество будет обречено на вымирание как вида, так как исчезнут причины для его дальнейшего существования;
4) Предсказание развития цивилизации на основе опыта социального поведения станет невозможным – машинам чуждо все человеческое;
5) Если люди станут ненужным или опасным фактором на пути самостоятельного развития технологий – люди будут уничтожены из прагматических соображений ИИ.
6) Из тех же соображений будут уничтожены ресурсы, необходимые для выживания человечества (вода, воздух и т.д.), если вдруг представят опасность для ИИ. В таком случае человечество прекратит свое существование
+
1) Дать человеку интеллектуальные сверхспособности;
2) Победить смертельные заболевания или нивелировать их влияние на тело;
3) Дать смертному человеческому телу шанс на вечную жизнь (или почти вечную);
4) До идеала усовершенствовать системы безопасности и охраны жизни и имущества человека;
5) Избавить человека от тяжелого грязного и опасного труда и многое другое.
2. Понятие общества: модели, типология
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество — это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.
Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:
1. Общество первобытных охотников и собирателей.
2. Обычное (аграрное) – традиционное общество.
3. Индустриальное общество.
4. Постиндустриальное общество.
7) Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских имплантаций заменили 99 процентов тела, считаться машиной?
Что даёт ИИ? Какие последствия?:
ИИ – всего лишь средство. Он не лишён этических недостатков (в т.ч. связанных с техническими моментами) и в руках государств ИИ может быть использован для тотальной
слежки, но также искусственный интеллект используется и в положительном ключе: медицине, тяжёлой промышленности, автомобильном транспорте, финансах и т.д.
Теория сингулярности.
Технологическая сингулярность – термин, обозначающий гипотетический момент в будущем, когда технологическое развитие становится в принципе неуправляемым и необратимым, что порождает радикальные изменения (сингулярность) характера человеческой цивилизации.
Основные признаки наступления технологической сингулярности:
1. Симбиоз машины и человека;
2. Идеи и информация мгновенно становятся достоянием общественности;
3. Улучшение человеческого тела и его возможностей посредством технологий.
Три направления, которые выступают катализаторами сингулярности:
1. Биотехнологии;
2. Нанотехнологии;
3. Информационные технологии.
Трансгуманизм – это радикальное мировоззрение, основанное на использование результатов технологий для существенного улучшения физических и умственных возможностей человека, а также максимального замедления процессов старения и смерти. (Эсфендиари)
Плюсы и минусы концепции: ---
1) Люди перестанут понимать технологии и, соответственно, перестанут ими владеть;
2) Во главу мира встанет не самая богатая страна, а страна, обладающая самыми мощными
ИИ;
3) Человечество будет обречено на вымирание как вида, так как исчезнут причины для его дальнейшего существования;
4) Предсказание развития цивилизации на основе опыта социального поведения станет невозможным – машинам чуждо все человеческое;
5) Если люди станут ненужным или опасным фактором на пути самостоятельного развития технологий – люди будут уничтожены из прагматических соображений ИИ.
6) Из тех же соображений будут уничтожены ресурсы, необходимые для выживания человечества (вода, воздух и т.д.), если вдруг представят опасность для ИИ. В таком случае человечество прекратит свое существование
+
1) Дать человеку интеллектуальные сверхспособности;
2) Победить смертельные заболевания или нивелировать их влияние на тело;
3) Дать смертному человеческому телу шанс на вечную жизнь (или почти вечную);
4) До идеала усовершенствовать системы безопасности и охраны жизни и имущества человека;
5) Избавить человека от тяжелого грязного и опасного труда и многое другое.
2. Понятие общества: модели, типология
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество — это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.
Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:
1. Общество первобытных охотников и собирателей.
2. Обычное (аграрное) – традиционное общество.
3. Индустриальное общество.
4. Постиндустриальное общество.
Виды обществ:
1. Первобытное общество.
2. Рабовладельческое общество.
3. Феодальное общество.
4. Капиталистическое общество.
5. Социалистическое общество - переходное.
6. Коммунистическое.
Типология общества.
Общество как сложное образование весьма многообразно в своих конкретных проявлениях.
Современные общества различаются по языку общения (например, англоязычные страны, испаноговорящие и т.п.), по культуре (общества античной, средневековой, арабской и т.п. культур), географическому положению (северные, южные, азиатские и др. страны), политическому строю
(страны демократического правления, страны с диктаторскими режимами и т.д.). Общества различаются также по уровню стабильности, степени социальной интеграции, возможности для самореализации личности, по уровню образования населения и т.п.
Универсальные классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Одним из основных направлений в типологии общества является выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных обществ (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
Наиболее устойчивой в современной социологии является типология, основанная на выделении эгалитарного и стратифицированного обществ, традиционного, индустриального и постиндустриального. К эгалитарному относится традиционное общество.
БИЛЕТ 15. Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рационального в познании.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Субъект познания – тот, кто осуществляет процесс познания.
Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Результаты познания – идеи, научные теории, научные факты и т.п. также могут стать объектами познания.
Понятия «субъект» и «объект» познания соотносительны, поскольку и индивид, и коллектив, и общество в целом являются не только субъектами познания, но могут выступать как объекты познания (и самопознания).
Результатом познания является знание.
Знание – не вся информация, идущая от субъекта объекту, а только та ее часть, которая преобразуется и перерабатывается субъектом, т. е. информация об объекте должна приобрести смысл и значение в субъекте. Знание всегда информация, но далеко не вся информация – знание!
Информация – особый способ взаимодействия субъекта и объекта, через который осуществляется передача изменений от объекта субъекту.
Основные гносеологические концепции:
1) Эмпиризм – единственным источником достоверного знания является опыт (основатель -
Бэкон)
2) Сенсуализм – ед. источником достоверного знания - ощущения (Протагор, Гоббс, Локк,
Юм) Дж. Локк: «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущениях»
3) Рационализм – ед. источником знаний - разум (мышление) (Декарт – основ, Платон,
Спиноза, Лейбниц, Гегель).
4) Априоризм - признающая наличие знаний, не основанных на опыте и не зависящих от него (Декарт – врождённые идеи, Кант – пространство, время как априорные формы в познании)
5) Интуитивизм –интуиця основное средство познания. Бэкон – противопоставление интуиции и интеллекта, Лосский – интуиция и интеллект отождествляются. Выделил 3 вида: чувственная, интеллектуальная, мистическая.
В решении проблемы: «познаваем ли мир?» обобщенно выделяют три основных
позиции:
1. Гносеологический оптимизм - человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира. (Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Бэкон, Декарт,
Гегель, Маркс)
2. Агностицизм – теория познания, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности. Мир непознаваем, разум человека ограничен и вне ощущений ничего знать не может. Канта: -сам человек обладает ограниченными поз. возмож благодаря ограниченным познавательным возможностям разума.
-сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет понять только то, как вещи представлены в форме феноменов - явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - ноумены.
3) Скептицизм – мы не знаем, насколько истинно наше знание, поскольку не обладаем соответствующими критериями, чтобы проверить истинность (Дэвид Юм).
-Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что, истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует.
-Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду др.
В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию.
Единство чувственного и рационального в познании.
1) Чувственное – способность познавать через органы чувств
Формы чувственного познания:
-Чувство- это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например,
- его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый)
-Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств.
Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они суммируются и органически синтезируются.
Представлениевыражает образ предмета, запечатленный в памяти.
2)Рациональное – способ отражения действительности посредством логического мышления.
Формы рационального познания:
-Понятие- это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом.
-Суждения и умозаключениясуть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.
Умозаключения бывают различных видов:
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например:
"В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым (т.е. 180 градусов)
Индукция бывает полной и неполной.
Полная - когда посылки исчерпывают, весь класс предметов (всех треугольников), подлежащих обобщению.
Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. (опросы общественного мнения )
Индуктивные заключения носят вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до
В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например:
"В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым (т.е. 180 градусов)
Индукция бывает полной и неполной.
Полная - когда посылки исчерпывают, весь класс предметов (всех треугольников), подлежащих обобщению.
Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. (опросы общественного мнения )
Индуктивные заключения носят вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до
открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие.
В дедуктивном умозаключениимысль движется от общего к частному. "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье, спорт полезен".
Аналогия- это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении.
2. Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал- дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.
Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили благодаря работам О. Шпенглера, Ф. Ницше. В данном случае человек трактуется как биосоциальное существо, которое или характеризуется стремлением к воле, или довольствуется аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.
Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Она созвучна эволюционной теории Дарвина в части про- исхождения человека как биологического вида, но при этом решающую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).
Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусирована на психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием перефлексируемой области (инстинкты, архетипы, комплексы, сновидения) и контролируемой в виде «Я» (индивидуального сознания) и «Сверх-Я» (норм общественного сознания). Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.
Экзистенциональная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий, как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм».
Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных. Личности присуща индивидуальность. Понятие "личность" следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.
Проблема личности в философии - какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и "... чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он “сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь". Личность всегда активна. Она стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать. Невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека - его трудовая
деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид.
Личность формируется в процессе социализации и идентификации.
В дедуктивном умозаключениимысль движется от общего к частному. "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье, спорт полезен".
Аналогия- это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении.
2. Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал- дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.
Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили благодаря работам О. Шпенглера, Ф. Ницше. В данном случае человек трактуется как биосоциальное существо, которое или характеризуется стремлением к воле, или довольствуется аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.
Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Она созвучна эволюционной теории Дарвина в части про- исхождения человека как биологического вида, но при этом решающую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).
Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусирована на психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием перефлексируемой области (инстинкты, архетипы, комплексы, сновидения) и контролируемой в виде «Я» (индивидуального сознания) и «Сверх-Я» (норм общественного сознания). Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.
Экзистенциональная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий, как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм».
Личность - это действительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения. Социальные качества проявляются в ее действиях, поступках, отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как положительных, так и отрицательных. Личности присуща индивидуальность. Понятие "личность" следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.
Проблема личности в философии - какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и "... чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он “сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь". Личность всегда активна. Она стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать. Невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека - его трудовая
деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид.
Личность формируется в процессе социализации и идентификации.