Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немецкий философ впервые ввел понятие “пограничной ситуации”. С экзистенциалистской точки зрения, человек может понять и “найти” себя только в “пограничной ситуации”. Например, в каких- либо смертельно-опасных условиях, когда осознание приближающейся смерти заставляет человека по- иному посмотреть на мир и жизнь в целом, и наступает “озарение”. Ясперс считал, что люди живут неосознанной, бессмысленной жизнью.
Мартин Хайдеггер - немецкий философ. В основе его философии лежит анализ экзистенции.
Важнейший труд Хайдеггера “Бытие и время”, опубликованный в 1927 г., признан одной из монументальных работ XX века. Философ предполагал, что экзистенция – это и есть бытие человека, которое происходит в окружающем его мире, называется “бытие в мире” и состоит из: “Бытия с другими” - обезличивает человека, делает его таким же, как все. “Бытия самого себя” - возможно лишь при осознании собственного я. Человеку, чтобы не потерять себя среди “бытия с другими”, нужно противопоставлять себя другим, отстаивая свою идентичность. Это и есть истинная свобода человека.
Жан-Поль Сартр выделял проблему выбора как основную проблему экзистенциальной философии.
Основной тематикой во всей философии Сартра является тема свободы выбора человека. Философ считал, что, делая какой-либо важный выбор в своей жизни, человек создает свою судьбу. Такой выбор мыслитель называет экзистенциальным. Исходя из учений Сартра, можно сделать вывод, что свобода человека абсолютна и зависит лишь от его желаний. Иными словами, человек свободен до тех пор, пока у него есть желания, которые станут причиной сделанного им выбора и принятых им решений. Но свобода означает ответственность: за себя, свою жизнь, свои решения и действия. Основной идеей философии Сартра является приоритетность внутреннего мира для человека. Но полное осознание себя возможно лишь через общение и взаимоотношения с другими людьми. В своем основном труде под названием “Тошнота” писатель указывает на то, что человек изначально не имеет цели, а жизнь его пуста и бессмысленна, но лишь через осознание и выбор он приходит к осмыслению, придавая жизни значимость и ценность.
А. Камю - один из сторонников атеистического экзистенциализма. В своих трудах он выделял проблему смысла жизни, считая, что человеческая жизнь бессмысленна. В итоге все придем к смерти, к пустоте. А. Камю выделял абсурд, как основную идею экзистенциализма. Писатель приводит 2 основных доказательства бессмысленности бытия (абсурдности): Смерть. Смерть неизбежна, и с ее приходом вся пройденная человеком жизнь перестает иметь значение, все прожитое кажется несущественным и теряет смысл. Ничтожность человека относительно природы. Смертный человек – ничто по сравнению с природой, существующей много лет. Потому писатель приходит к выводу, что смысл жизни человека заключен не в окружающей его действительности, а просто в существовании как таковом.
2) Философия истории. Стадиальные и цивилизационные модели исторического развития.
Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.
Можно выделить несколько этапов в развитии философии истории:
· Античность;
· Средние века;
· Новое время.
Античная философия истории рассматривала мир как завершенный Космос, которому присущи гармония и цикличность. Древние греки видели везде круговорот, касалось это Космоса или жизни человека. Круговое движение - это геометрический образ вечности (кольцо не имеет ни начала, ни конца). Это философия вечного становления, вечного возвращения, периодических мировых пожаров
(Гераклит), душепереселения и душеперевоплощения (Платон).
Средние века. Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота.
Сотворение мира и человека, грехопадение, приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие и
Страшный суд - это узловые пункты истории человечества. Человек (а вместе с ним и мир) до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет начало


(сотворение мира) и конец (Страшный суд). Имеет она и смысл - единение с Богом человечества в целом
Философия Нового времени вырабатывает рациональное объяснение хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса (Ф.Бэкон, Р. Декарт), поступательного от менее совершенного к более совершенному движению общества. Показатель этого движения - наука и техника, все большее овладение природой человеком. Время и ход истории считаются линейными процессами.
Стадиальные теории – историко-философские теории, изучающие цивилизацию как процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные этапы – стадии
(доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная).
Американский этнограф и историк первобытного общества Л.Г.Морган (1818–1881 гг.) попытался дать периодизацию человеческой истории с точки зрения стадиальной теории. Он выделил три этапа в жизни человеческого общества: дикость – от начала применения огня, рыбной пищи, изобретения лука и стрел до гончарного производства, варварство – от гончарного производства до приручения животных, возделывания маиса и овощей, применения необожженного кирпича до появления железных орудий труда и изобретения фонетического алфавита и письма, цивилизация – от употребления письма до настоящего времени.
О.Шпенглер (1880–1936 гг.) представлял, что цивилизации рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают. В основе цивилизаций лежат культуры. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство – юность – зрелость – старость.
Каждая культура имеет душу. Рождение культуры есть пробуждение великой души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию – стадию цивилизации. Ее признаки: космополитизм, города-гиганты, вместо религии – атеизм или метафизика, масса вместо народа. Перед смертью цивилизация переживает короткий период второй религиозности, волну мистицизма. О.Шпенглер выделил “восемь великих культур”: египетскую, индийскую, мексиканскую, арабскую, греко-римскую, вавилонскую, китайскую, западную. По мнению О.Шпенглера “культуры – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография”.
Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – отражается индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга.
БИЛЕТ 12. 1) Билет 12. Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема
бессознательного.
Сознание имеет широкий спектр значений: от отождествления с мышлением до значения личности, Я.
Сознание - это функция мозга, связанная и речью и существующая только у людей, состоящая в активном и целенаправленном отражении окружающей действительности


Свойства сознания:
1.Суверенность. Сознание данного человека непосредственно дано только ему, и никому другому.
2. Идеальность, т.е. бестелесность. Сознание не обладает физическими и химическими свойствами.
3.Сложность и изменчивость.
Сознание человека по Фрейду включает 3 компонента:
1.собственное сознание (то, что человек осознает в данный момент времени: я вижу, я читаю)
2.предсознание (то, что человек может вспомнить: я видел, я читал)
3.подсознание (собирательное понятие, которым обозначаются неосознаваемые системы психики( бессознательное)
Сферы сознания:
1. Познавательная
-чувственное (основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, воспр, представлениям)
-рациональное (абстрактная мыслительная деятельность, оперирующая понятиями, суждениями, умозаключениями)
2.Эмоциональная (внутренние чувства (радость, горе), аффекты (гнев, ярость), эмоциональные состояния (настроение), элементарные эмоции (жажда, голод)).
3.Мотивационно-волевая (мотивы, интересы, потребности субъекта, воля)
Отражение - способность одних мат. систем воспроизводить особенности других мат. система в процессе взаимодейст.
Формы отражения:
1.физическое отражение (в неживой природе. Отражение дерева в реке)
2.раздражимость (подсолнух разворачивается в сторону солнца)
3.чувствительность (свойственна животным и возможна при наличии органов чувств)
4.психический уровень (для высших животных есть некая психика)
5.сознательный уровень(высшая форма, есть только у человека)
6.социум (уровень развития мозга, речь, труд)
Сознание существует в форме индивидуального (личного) и общественного
Индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований:
-биологическое развитие организмов - биологическая предпосылка (развитие ЦНС)
-формирование социума - социальная предпосылка
Представления о сознании и их развитие:
С возникновением философского мировоззрения понятие Бог, Дух, Душа, сохраняясь преимущественно в религиозных учениях, трансформировались в понятия ум, разум, мышление, сознание. Эти понятия трактуются с идеал или материал позиций (объект идеализм – безличный, универсальный дух (надиндивидуальное сознание) – первооснова всего сущего – мировой разум
Гегеля, мир идей Платона; субъективный идеализм – психол деятельность индивида как единственная реальность).
Происхождение сознания:
Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание - чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.
Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г. Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.
Теория социализации сознания ставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание - подобие «чистого листа», на котором опыт оставляет свои письмена.
Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - базируется на постулате - «Существую только я и мои ощущения. Весь мир - комплекс моих ощущений».
Дуалистический подход (концепция психофизического параллелизма,)- психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).


Метафизический материализм сознание - вторичное по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Диалектический материализм сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным.
Согласно мат. объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной и тд. Условием формирования чел сознания - предметно- практическая целеполагающая деятельность.
Вульгарные материалисты XIX века. Бюхнер, Молешотт, Фохт сознание материальное, рассматривали его как секрецию мозга. «Мысль находится почти в таком же положении к мозгу, как желчь к печени». Однако психическая деятельность, основывающаяся на физических, биохимических и других процессах, является идеальной деятельностью, сущностью которой является отражение мира объективного в идеальных образах, формирующихся в сознании.
Отличия сознания у животного и у человека.
Мышление, язык, речь. Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Подходы к взаимоотношениям мышления и языка:
1) Мышление непредставимо без языка (Кант, Шлейермахер,Соссюр, Лосев). Язык есть орган, образующий мысль.
2) Существования мыслительной деятельности без участия языка (Рассел, Д.И. Дубровский).
Бессознательное – совокупность психических явлений, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты. Благодаря наличию бессознательного, уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются возможности человека в научном, художественном творчестве.
Индивидуальное бессознательное З. Фрейда
Занимаясь клинической практикой, Фрейд пришел к выводу, что причины нервных расстройств находятся за порогом сознания, в бессознательной сфере человеческой психики, т.е. неприемлемые на сознании причины переживаний, подавленности вытесняются в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях. Конфликт между осознанным и бессознательным является причиной неврозов, психических болезней.