ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 625
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26 27
ше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в ее тело жало, как раскаленное железо. Где только не пробе- гала Ио, в каких только странах не побывала она! Нако- нец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он пред- сказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Мно- го мук перенесла она, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем
Египта и родоначальником поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции Геракл.
Аполлон_1Рождение_Аполлона.'>Аполлон
1
Рождение Аполлона. Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая бо- гиней Герой, нигде не могла найти приюта. Преследуемая
1
Аполлон (Феб) — один из древнейших богов Греции, сын Зев- са и богини Латоны (Лето), брат Артемиды, отец Орфея, Лина и Асклепия. С одной стороны, это бог-губитель, стреловер- жец, он насылает смерть, болезни, моровые язвы, с другой стороны — это бог солнца, света, покровитель стад, охрани- тель дорог, путников и мореходов, а также бог-врачеватель.
Аполлон получил от Гермеса изобретенную последним лиру и стал богом муз, отсюда его прозвище: Аполлон Мусагет, то есть предводитель муз. С течением времени Аполлон превра- тился в покровителя искусства, поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра Аполлон на колеснице, запряжен- ной четверкой лошадей, и с лирой в руках выступает именно в этой роли. Кроме того, Аполлон известен как предсказатель будущего — во всем древнем мире славилось его святилище в посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря. Лишь только ступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том са- мом месте, где стоит и до сих пор. Вок- руг Делоса шумело море. Угрюмо взды- мались скалы острова, обнаженные, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили здесь приют. Но вот родился бог света Аполлон, и все засия- ло и зацвело. Засверкали и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море.
Громко славили родившегося бога соб- равшиеся на Делос богини, поднося ему амброзию и нектар. Вся природа лико- вала вместе с богинями.
Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания, составлен- ные жрецами так искусно, что их можно было толковать дво- яко: как, например, царю Лидии Крезу накануне войны с
Персией пифия предсказала, что если он перейдет реку Галис, то погубит царство. Окрыленный этим предсказанием Крез начал войну, перешел реку Галис и действительно погубил царство, только не персидское, а свое. Другим центром почи- тания Аполлона был остров Делос, где раз в четыре года поз- дним летом происходили празднества в честь Аполлона — так называемые Делии. Священными животными Аполлона счи- тались волк, дельфин, лебедь и другие; из растений ему пос- вящались олива, лавр, пальма. Наиболее знаменитые статуи
Аполлона работы греческих скульпторов Скопаса, Леохара,
Праксителя дошли до нас в римских копиях (самые извест- ные — Аполлон Бельведерский и Аполлон Мусагет).
Аполлон,
убивающий
ящерицу.
С античной
статуи
Боги
Аполлон
28 29
лы дождем посыпались на Пифона, и он, бездыханный, упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песня (пэан) доблестного Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса.
С высокого берега далеко в море Аполлон увидел ко- рабль критских моряков. Превратившись в дельфина, бро- сился он в синее море, настиг корабль и лучезарной звез- дой взлетел из морских волн на его корму. Аполлон привел корабль к пристани города Крисы
1
и через плодородную долину повел критских моряков в Дельфы. Он сделал их первыми жрецами своего святилища.
Дафна
2
. Светлый бог Аполлон знает и печаль. Он поз- нал горе вскоре после победы на Пифоном. Когда Апол- лон, гордый победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эро- та, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему
Аполлон:
Змей преследует
Латону и ее детей,
Аполлона и
Артемиду.
Рисунок на вазе
1
Город на берегу Коринфского залива, служивший гаванью для Дельф.
2
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Борьба Аполлона с Пифоном и
основание Дельфийского оракула.
Светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой
1
в руках, с серебряным луком за плечами; зо- лотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, летел
Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил
Пифон, преследовавший его мать
Латону: он хотел отомстить ему за все зло, которое тот причинил ей.
Быстро достиг Аполлон мрачно- го ущелья, жилища Пифона. Кру- гом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся седой от пены горный поток, а над пото- ком клубился туман. Выполз из своего логовища ужасный
Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дро- жали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный
Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся разъяренный Пифон, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был проглотить Аполлона. Тогда раздался звон тети- вы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не зна- ющая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стре-
1
Древнегреческий струнный инструмент, в общих чертах схо- жий с лирой, но более широкий и короткий. В акустическом отношении кифара была устроена лучше лиры, она имела большее количество струн и резонатор. Играющий касался струн пальцами или плектром (специальной палочкой).
Аполлон
Бельведерский.
С античной
статуи
Боги
Аполлон
30 31
стигнет! Дафна чувствует его дыхание.
Силы оставляют ее. Взмолилась Дафна к отцу своему Пенею:
— Отец Пеней, помоги мне! Рассту- пись скорее, земля, и поглоти меня! О, отнимите у меня этот облик, он причи- няет мне одно страдание!
Лишь только произнесла она эти сло- ва, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обрати- лись в листву, а руки, поднятые к небу, — в ветви лавра. Долго стоял Аполлон перед лавром и наконец промолвил печально:
— Пусть же венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне ук- расишь ты своими листьями и мою ки- фару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!
А лавр тихо зашелестел в ответ Апол- лону густыми ветвями и, как бы в знак согласия, склонил свою зеленую вершину.
Аполлон у Адмета. Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению
Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю
Адмету. Там пас он стада царя и этой службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл среди пастбища на трост- никовой флейте или на золотой кифаре, дикие звери выхо- дили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно бродили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом.
Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фес-
— На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предо- ставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, ко- торыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем?
Обиженный Эрот ответил Аполлону:
— Стрелы твои, Феб-Аполлон, не знают промаха, всех разят они, но моя стрела поразит и тебя.
Эрот взмахнул золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы. Одной, ранящей сердце и вызывающей лю- бовь, пронзил он сердце Аполлона; другую, убивающую любовь, Эрот пустил в сердце нимфы Дафны, дочери реч- ного бога Пенея.
Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полю- бил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Апол- лона, как с быстротою ветра пустилась бежать: ведь стрела
Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил за нею вслед сребролукий бог.
— Стой, прекрасная нимфа, — взывал Аполлон, — зачем бежишь ты от меня, словно овечка, преследуемая волком?
Ведь я же не враг твой! Смотри, ты поранила ноги об острые шипы терновника. О, погоди, остановись! Ведь я — Апол- лон, сын громовержца Зевса, а не простой смертный пастух.
Но все быстрее бежала прекрасная Дафна. Как на кры- льях мчался за ней Аполлон. Все ближе он. Вот сейчас на-
Аполлон и
Артемида.
Дж. Флаксмен
Аполлон с
грифоном. С
античной статуи
Боги
Аполлон
32 33
салии. Все это дал ему златокудрый бог. Аполлон помог
Адмету получить руку Алкесты, дочери царя Иолка Пелия.
Отец ее обещал отдать Алкесту в жены лишь тому, кто су- меет запрячь в свою колесницу льва и медведя. Аполлон наделил своего любимого Адмета необоримой силой, и тот смог выполнить задачу Пелия. Аполлон служил у Адмета восемь лет и затем вернулся в Дельфы.
Весну и лето живет Аполлон в Дельфах. Когда же насту- пает осень, вянут цветы и листья на деревьях желтеют, когда близка уже холодная зима, покрывающая снегом вершину
Парнаса, Аполлон на своей колеснице, запряженной бело- снежными лебедями, уносится в не знающую зимы страну гипербореев
1
. Там живет он всю зиму. Когда же вновь зазе- ленеет все в Дельфах, распустятся цветы и пестрым ковром покроют долину Крисы, возвращается на лебедях своих златокудрый Аполлон в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса. Тогда в Дельфах празднуют возвраще- ние Аполлона из страны гипербореев. Всю весну и лето жи- вет он в Дельфах, посещает и родину свою Делос, где в его честь также воздвигнуто великолепное святилище.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 43
Аполлон и музы. Весной и летом на склонах лесистого Ге- ликона, там, где таинственно журчат священные воды ис- точника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод
Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью
1
Гипербореи — мифический народ, живущий на крайнем севе- ре, за пределами дуновений холодного северного ветра Борея.
У них всегда царит весна, земля сама дает им два урожая в год, жители отличаются завидным долголетием и проводят жизнь как вечный праздник в веселье и радости, с песнями, пляска- ми и музыкой, посвящая все свое время служению Аполлону.
В земле гипербореев родилась богиня Латона (Лето) и жила там до переселения на Делос, где с помощью гиперборейских женщин, прибывших вместе с нею, благополучно разреши- лась от бремени Аполлоном и Артемидой.
музами. Юные прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемо- сины
1
, — постоянные спутницы Аполлона. Он предводи- тельствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следует
Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза ли- рики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза тан- цев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и
Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно звучит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.
Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на
Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, замол- кает все. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раз- доры — мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел
Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле
Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары
Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршес- твенном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита,
Клио, Талия,
Эрато, Эвтерпа.
Саркофаг муз.
Античный
барельеф в
Луврском музее
1
Богиня памяти.
Боги
Аполлон
34 35
Арес с Гермесом — все участвуют в веселом хороводе, а впереди идет ве- личественная дева, сестра Аполлона прекрасная Артемида. Залитые по- токами золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполлона.
Сыновья Алоэя. Грозен далеко ра- зящий Аполлон в гневе, и не знают тогда пощады его золотые стрелы.
Многих поразили они. От них по- гибли гордые своей силой, не желав- шие никому подчиняться сыновья Алоэя, От и Эфиальт.
Уже в раннем детстве славились они громадным ростом, силой и не знающей преград храбростью. Стали грозить богам-олимпийцам От и Эфиальт:
— Дайте нам только возмужать, достигнуть полной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу
1 и взой- дем по ним на небо. Мы похитим у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.
Так грозили олимпийцам непокорные сыновья Ало- эя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали же От и
Эфиальт цепями грозного бога войны Ареса и заключили его в медную темницу. Тридцать месяцев томился Арес в темнице, пока не похитил его, лишенного сил, быстрый
Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз. Натянул он свой серебряный лук; словно искры
Музы и Аполлон.
Рисунок на вазе
1
Гора в Средней Греции (Фессалии), около 1500 м над уров- нем моря (современная гора Киссово). Отроги Оссы смыка- ются с горой Пелион. Выражение «громоздить Оссу на Пели- он» означает попытку совершить нечто грандиозное, а иногда имеет иронический смысл — делать огромные усилия без вся- кого успеха.
пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали, пронзенные стрелами, От и Эфиальт.
Марсий. Жестоко наказал Аполлон и фригийского са- тира
1
Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред
2
Аполлон не снес такой дерзос- ти. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображива- ет ее прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:
— Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту.
Ничего не зная о словах Афины, Марсий поднял флей- ту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий воз- гордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.
Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде
3
, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.
Разве мог Марсий, житель лесов и полей, извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон.
1
Сатиры (сатиры) — спутники Диониса (Вакха), лесные бо- жества, демоны плодородия. Изображались полулюдьми-по- лукозлами с козьими рожками, козьим или лошадиным хвос- том, вздернутым тупым носом и растрепанными волосами.
Их атрибуты — тирс (палка, увитая плющом и виноградными листьями, увенчанная еловой шишкой), флейты, свирели, кожаные мехи или сосуды с вином. Сатиры в мифах предста- ют ленивыми, похотливыми, часто полупьяными. Они бро- дят с нимфами по лесам, развлекаясь хороводами, музыкой и плясками.
2
То есть играющий на кифаре.
3
Род плаща, который застегивали на правом плече или груди.
Боги
Аполлон