Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 930

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГОВОГО

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ


М ОСКВА 2016

Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России. – М., 2016. – 107с.


Методические рекомендации подготовили:

Тарасова А.А. – старший научный сотрудник НИО психологической и психофизиологической диагностики ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»

Под общей редакцией к. псих. наук Ю.С. Шойгу

Методические рекомендации определяют цель и задачи проведения динамического наблюдения за психологическим состоянием профессиональных контингентов МЧС России в период прохождения службы (работы) для определения успешности социальной адаптации к профессиональной деятельности, а также выявления наличия (степени выраженности) психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью.

Методические рекомендации содержат теоретические основы психофизиологии функциональных состояний; характеристику психологических изменений, возникающих в процессе выполнения профессиональной деятельности у специалистов МЧС России; подробную процедуру проведения мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России и включают критерии для определения необходимости психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России.

Методические рекомендации предназначены для специалистов психологической службы МЧС России.



Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….................

4

1.

Функциональные состояния человека в трудовой деятельности………….

5

1.1.

Понятие функционального состояния……………………………………………

5

1.2.

Виды функциональных состояний человека…………………………………….

6

1.3.

Психофизиологическая характеристика состояний функционального напряжения……………………………………………………………………………….


8

2.

Мониторинговое обследование…………………………………………………

13

2.1.

Общее понятие о мониторинге в психологии……………………………………

13

2.2.

Мониторинговое психодиагностическое обследование в системе

МЧС России……………………………………………………………………….


15

2.2.1.

Специфика профессиональной деятельности специалистов МЧС России…….

16

2.2.2.

Характеристика психологических изменений, возникающих в процессе выполнения профессиональной деятельности, у специалистов МЧС России…….


18

2.2.3.

Методы, используемые при проведении мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России…………………………………. ….


37

2.2.4.

Процедура проведения мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России………………………………………………………..


42

3.

Создание критериев, определяющих необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России…………...............................................................



47

4.

Критерии для определения необходимости психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России………………………………………………………………..



51

4.1.

Процентное соотношение показателей в каждой группе, выставляемой по результатам мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России, в зависимости от количества всех изучаемых показателей (для возможности применения критериев при изменении перечня методик)…………………


58

4.1.1.

Расчет количества показателей в итоговой группе (в зависимости от изменения общего количества всех изучаемых показателей при проведении мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России)……………………………….



60

Заключение………………………………………………………………………………

65

Список литературы……………………………………………………………………..

66

Приложение 1 Примеры выставления итоговой группы по результатам мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России………………..


69

Приложение 2 Проценты, которые несут в себе показатели в зависимости от общего количества показателей при проведении мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России…………………………………………...........



81

Приложение 3 Заключение по результатам мониторингового психодиагностического обследования профессиональных контингентов МЧС России (для руководителя структурного подразделения) ………………………………………………………………..



82

Приложение 4 Заключение по результатам мониторингового психодиагностического обследования профессиональных контингентов МЧС России (для специалиста психологической службы МЧС России) ………………………………………………………….



83

Глоссарий ………………………………………………………………………………

84


Введение

В нашей жизни существует актуальная проблема своевременной диагностики, профилактики и коррекции негативных психологических последствий, связанных с выполнением человеком своих служебных обязанностей. Источником негативных факторов являются различные психотравмирующие события (аварии, катастрофы, военные действия и т.д.), хроническое (психическое и физическое) напряжение, связанное с профессиональной деятельностью, в том числе в экстремальных условиях.

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС России является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного осмысления и анализ быстро меняющихся ситуаций, усиление внимания, столкновение с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требуют мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения поставленных задач. В результате чего последствия возникающих негативных состояний могут повлиять как на самого специалиста, так и на его профессиональную деятельность: ухудшается качество работы, растет число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на службе и дома, возможна смена работы и даже профессии.

Таким образом, актуальным и важным является наблюдение за динамикой функционального состояния человека, развитием и изменением психологических свойств и качеств, происходящих в процессе выполнения сотрудником его служебных задач. Такое наблюдение направлено на профилактику негативного влияния профессионального стресса, поддержание продуктивности профессиональной деятельности и сохранение психологического здоровья человека.

1. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности

1.1. Понятие функционального состояния

В психологической литературе рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Само название данного термина подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека, отличающегося от традиционной проблематики изучения этого круга явлений в общей психологии и физиологии (исследования эмоциональных состояний, состояний сознания, психофизиологических состояний и др.). Понятие функционального состояния вводится для характеристики
эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде всего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности [24].

Под функциональным состоянием понимается физиологическое состояние организма и его систем. Любое состояние является функциональным, то есть отражает уровень функционирования организма в целом или отдельных его систем, а также само выполняет функции адаптации к данным условиям существования [17]. Другими словами, это результат динамического взаимодействия организма с внешней средой; оно характеризуется проявлениями тех качеств и свойств организма человека, которые прямо или опосредованно определяют его деятельность. Функциональное состояние является одним из факторов трудовой деятельности, от которого зависит ее успешность.

Существует несколько подходов к определению и оценке функциональных состояний человека, однако всего лишь три из них являются составной частью единого подхода, применяемого специалистами психологической службы МЧС России. Данные подходы подробно описаны в Методических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года.

Состояние человека невозможно охарактеризовать как простое изменение в протекании отдельных функций или процессов. Изменение функциональных состояний – это замена одного комплекса реакций другими. Все эти реакции взаимосвязаны и обеспечивают определенное адекватное поведение организма в каждой конкретной ситуации. При этом каждое функциональное состояние характеризуется своим собственным сочетанием физиологических изменений в организме.

Таким образом, реальный уровень функционального состояния является результатом сложного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями существования индивида. В рамках профессиональной деятельности специалистов МЧС России определенное сочетание этих факторов может приводить к дестабилизации функционального состояния, что возможно выявить в рамках мониторингового психодиагностического обследования данных специалистов.


1.2. Виды функциональных состояний человека

Использование понятий надежности и цены деятельности служит основанием для создания наиболее общей классификации функциональных состояний. С помощью критериев надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека. На основании указанных критериев все множество функциональных состояний можно разделить на:

Допустимые функциональные состояния: во-первых, по критерию надежности позволяют осуществлять деятельность, эффективность которой не ниже допустимого уровня, а во-вторых, по критерию цены деятельности не влияют отрицательно на здоровье человека.

Недопустимые функциональные состояния: эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомы нарушения здоровья (оценка по критерию цены деятельности).

В тоже время, исходя из эргономического подхода, виды функциональных состояний по отношению к деятельности делятся на два класса, что отражено в Методических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года.

В тоже время обычно на человека одновременно влияют разнонаправленные физиологические стимулы. Они активизируют многие функциональные системы. В процессе любой деятельности на организм всегда действуют раздражители трех видов рефлекторных актов.

Первый вид – это те рефлекторные акты, из которых складывается определенная деятельность (основная функциональная система).

Второй вид – это те действия и реакции, которые являются посторонними относительно основной функциональной системы (второстепенная функциональная система). Сюда входят лишние движения, волнения и раздумья, связанные, например, с личным риском: дополнительные шумовые эффекты, вибрация и т.п.

Третий вид – это физиологические реакции, связанные с утомлением (восстановительная функциональная система).

Эти три системы всегда находятся в конфликтных отношениях, так как относительно друг друга они являются физиологическими препятствиями, которые мешают их реализации. Когда в противодействие вступают основная и восстановительная системы, состояние главных функций нервной системы и уровень работоспособности претерпевают возрастающие неблагоприятные изменения. В зависимости от степени этого конфликта формируется определенное функциональное состояние. В этом случае функциональные состояния можно разделить на три вида: нормальное, предельное и патологическое.